Всемирная История
История

§3. Наука, Образование и Культура в Годы Войны. Гуманитарная Помощь Узбекистана Братским Народам.

Наука и знания на службе победы

С первых же дней войны Узбекитанский филиал АН СССР привлек всех ученых, работавших в 75 научных учреждениях, в том числе в 25 научно-исследовательских институтах, на 23 научных станциях и в других подразделениях к решению проблем, связанных с переводом народного хозяйства республики на военный лад. Они установили непосредственную связь с заводами, фабриками, железнодорожными и транспортными предприятиями. Для координации научных исследований 29 ноября 1941 г. было создано Инженерно-техническое общество Узбекистана.

Из крупных городов западных регионов страны в Узбекистан было эвакуировано много научных учреждений, в том числе из системы АН СССР: институты истории, экономики и права, всемирного хозяйства и мировой политики, востоковедения, всемирной литературы, материальной культуры, землеведения, сейсмологии, а также несколько музеев и библиотек. В Узбекистан переехали 375 крупных ученых и сотрудников академии.

Узбекистанские ученые установили тесную связь с эвакурованными крупными учеными, с учетом военной обстановки совместно пересмотрели направления научных исследований. Основное внимание ученых было обращено, в первую очередь, на изучение природных ископаемых и поиск дополнительных ресурсов, необходимых для внедрения в оборонную промышленность. По результатам исследований ученого-геолога Х.М. Абдуллаева и других были открыты и освоены новые месторождения дюралюминия, вольфрама, молибдена, огнеупорных минералов, редких металлов и других видов сырья. Большую роль сыграла группа геологов под руководством А.С. Уклонского, которая обнаружила новые месторождения железной руды, а также приняла участие в проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию Узбекского металлургического комбината. Д.М. Богданов и инженер Г.С. Чикризов возглавили геологоразведочные работы в зоне Ангрена и, обнаружив богатые запасы угля, содействовали скорейшему строительству новых шахт.

В проектировании Фархадской ГЭС активное участие приняли знаменитые ирригаторы А.Н. Аскоченский, В.В. Пославицкий, проектировщикам оказали помощь своими ценными советами академики Г.О. Граффито и Б.Е. Веденеев.

Ученые-химики разработали эффективные методы очищения нефти от воды и серы, коксования угля, использования в народном хозяйстве отходов хлопчатника, получения этилового спирта, соды и кислоты. В результате научных исследований в области фармакологии для нужд населения начали производиться различные лекарства. В Ташкенте был построен и введен в эксплуатацию фармацевтический завод.

Всесоюзный научно-исследовательский институт хлопководства занимался выведением новых сортов хлопчатника. Селекционеры С.С. Канаш и А.И. Автономов создали новый вилтоустойчивый сорт хлопчатника. Большой вклад в развитие хлопководства республики внесли С.С. Канаш, создавший сорт С-460, и Л.B. Румшевич со своим Ф-108-высокоурожайные сорта длинноволокнистого хлопчатника. Процесс замены выращиваемого в Узбекистане американского сорта новыми отечественными сортами был завершен в 1944 г. Ученые республики совместно с сотрудниками сельскохозяйственной академии имени Тимирязева внедрили чередование
посева хлопчатника, пшеницы и сахарной свеклы, содействовали получению высокого урожая сахарной свеклы в условиях Узбекистана.

В годы войны развивались и гуманитарные науки. Крупные ученые-историки, археологи, правоведы, востоковеды, литературоведы вместе со своими коллегами разрабатывали важнейшие проблемы истории, культуры и литературы народов Узбекистана. B.C. Струве, В.А. Шишкин, Е.Э. Бертельс, И.К. Додонов, В.Ю. Захидов, Х.Ш. Иноятов, А.Ю. Якубовский, М.Е. Массон, С.П. Толстов, Я.Г. Гулямов и другие создали ряд трудов по истории древних и средних веков, материальной и духовной культуры народов Узбекистана, а также по этногенезу народов Средней Азии. Началась работа над созданием двухтомника «История народов Узбекистана». Под руководством писателя Алексея Толстого русские и узбекские ученые создали совместный труд «История узбекской литературы».

4 ноября 1943 г. открылась Академия наук Узбекистана. Ее первым президентом был избран известный ученый Кары-Ниязи.

Открытие в Узбекистане Академии наук стало большим событием в научном мире республики, так как в связи с этим активизировалось развитие науки и укреплялся ее фундамент. Вскоре стали открываться новые научные учреждения. На базе Института языка, литературы и истории были созданы Институт истории и археологии, Институт языка и литературы, Институт востоковедения, институты экономики, математики и механики, землеведения, Физико-техническая и другие лаборатории.

К 1945 г. в составе Академии наук было 23 научных учреждения, в т. ч. 2 научно-исследовательских института, 2 лаборатории, опытная станция. В АН Узбекистана проводили научные исследования 3 почетных, 15 действительных членов, 20 членов- корреспондентов и 1265 научных сотрудников, в т. ч. 54 доктора и 172 кандидата наук. Среди них — доктора физико-математических наук Т.А. Сарымсаков и В.И. Романовский, геолог Х.М. Абдуллаев, физик С.У. Умаров, философ И. Муминов, просветитель С. Айни, писатель Айбек, поэт Г. Гулям и др.

По результатам изучения восточных рукописей учеными Института востоковедения был подготовлен уникальный сборник рукописей на арабском, персидском и тюркском языках, который стал одним из самых богатых в мире. Сборник был составлен в 3-х томах, где были описаны около 300 рукописей и даны научные комментарии к ним. В 1944 г. при Президиуме АН Узбекистана была открыта аспирантура и в этом же году в нее приняты 60 человек, в том числе 41 представитель узбекской национальности. В 1944 г. в институтах Академии наук были защищены 2 докторские и 17 кандидатских диссертаций.

В годы войны учеными Узбекистана было подготовлено более тысячи научных разработок, большинство из которых имели большое значение для народного хозяйства и обороны.

Народное образование

Народное образование Узбекистана, в том числе и высшие учебные заведения, прошли через тяжелые испытания. Большинство профессорско-преподавательского состава и студентов было мобилизовано на фронт. Аналогичные по своему профилю институты, факультеты и кафедры были объединены, а некоторые закрыты. Самаркандский кооперативный институт был объединен с Ташкентским финансово-экономическим институтом, Ташкентский и Самаркандский медицинские институты, Узбекский и Среднеазиатский университеты также были объединены. В освобожденных зданиях разместились военные учреждения и госпитали.

Эвакуированные в 1941—1943 гг. из Москвы, Ленинграда, Киева, Харькова, Воронежа, Одессы и из других городов 35 высших учебных заведений и 7 военных академий были объединены между собой, а некоторые из них — с высшими учебными заведениями Узбекистана.

Профессорско-преподавательский состав эвакуированных вузов оказал положительное влияние на развитие высшего образования республики. Московские и ленинградские ученые читали для студентов лекции по новым курсам, содействовали подготовке научно-педагогических кадров из представителей местных национальностей и становлению специалистов нового профиля. Они проводили исследования по проблемам народнохозяйственного и оборонного значения. Так, научные сотрудники Ташкентского индустриального
института внесли большой вклад в строительство Бекабадского металлургического завода, в разработку методов плавки меди и других местных руд, эффективных методов предотвращения коррозии металлов, а также участвовали в разработке проектов строительства новых заводов.

Правительство Узбекистана всячески содействовало высшим учебным заведениям в преодолении имевшихся недостатков, в укреплении материальной базы и обеспечении их преподавателями. Особенно ощутимой была помощь правительства республики высшим учебным заведениям, когда в 1943—1944 гг. в свои города стали возвращаться опытные учителя и ученые, когда стали заново открываться институты, закрытые или объединенные в первые годы войны, в частности, Чимбайский и Ургенчский педагогические институты, Наманганский и Маргеланский учительские институты, Ташкентский театральный институт. В крупных высших учебных заведениях расширился прием в докторантуру и аспирантуру. Отдельные руководящие работники республики были направлены на работу в высшие учебные заведения для их укрепления.

В 1945 г. число высших учебных заведений увеличилось на 3 по сравнению с 1940 г. и составило 33. Количество студентов увеличилось с 19,1 до 21,2 тыс. человек. В годы войны было подготовлено более 10 тыс. специалистов с высшим и около 37 тыс. со средним специальным образованием.

Серьезные трудности были и в системе народного образования. Многие школьные здания были переданы под госпитали, общежития и военные учебные заведения. Школы были объединены и переведены на многосменную учебу. До начала войны 74,6% учителей составляли мужчины. Они ушли на фронт и на производство. К тому же в школах не хватало оборудования, учебников и тетрадей.

Стали открываться краткосрочные курсы по подготовке учителей начальных классов, были приняты меры по возвращению учителей, перешедших на другую работу, по улучшению их материального положения. В 1944 г. учителя были демобилизованы из армии и возвращены в школы. Была улучшена их физическая подготовка. Ежедневная учеба сочеталась с общественно полезным трудом. После уроков ученики оказывали шефскую помощь госпиталям, семьям фронтовиков, собирали металлолом, участвовали в сельскохозяйственных работах.

С целью улучшения учебно-воспитательной работы с учащимися была введена 5-балльная система оценки знаний, для оканчивавших начальные и семилетние школы введены выпускные экзамены. Для оканчивавших средние школы были учреждены свидетельство — аттестат зрелости и обязательная сдача экзаменов, а для учащихся, отлично усвоивших учебную программу, — золотые и серебряные медали. Эти мероприятия привели к повышению эффективности учебных занятий, улучшению дисциплины учеников.
В связи с возвращением эвакуированных учреждений на прежние места дислокации стали освобождаться здания, ученики начали возвращаться в свои школы для продолжения учебы.

Если в 1940/41 учебном году в 5504 общеобразовательных школах обучалось 1368,9 тыс. учащихся, то в 1945/46 учебном году в 4976 общеобразовательных школах получили образование 989,2 тыс. детей.

Литература в борьбе за победу

Писатели и поэты Узбекистана также внесли достойную лепту в победу, своим творчеством воодушевляя народ на ратный подвиг и героический труд.

Союз писателей Узбекистана подчинил всю свою деятельность делу скорейшего разгрома врага. При нем были созданы отделы агитации и пропаганды, а также военная комиссия. Выступления творческой интеллигенции по радио и в печати сыграли большую роль: они призывали к бдительности, патриотизму, борьбе против врага, укреплению тыла.

Временно проживавшие в Узбекистане русские, украинские, белорусские, молдавские и другие писатели и поэты принимали активное участие в жизни республики, тесно сотрудничали с узбекскими коллегами. Альманах «Мы победим!» и антология «Узбекистанские поэты — фронту» являются плодами такого сотрудничества. Хамид Алимджан, Уйгун, Сабир Абдулла и Николай Погодин создали музыкальную драму «Меч Узбекистана».

Созданные в годы войны романы Айбека «Навои» и «Священная кровь», повести Абдуллы Каххара «Золотая звезда» и «Женщины» получили высокую оценку общественности. Большой подъем наблюдался и в поэзии.

Стихи Хамида Алимджана «Возьми в руки оружие», «Уходящему с Востока на Запад другу», «Боец Турсун» и «Слезы Роксаны», Гафура Гуляма «Ты не сирота», «Я — еврей», «И на нашей улице будет праздник», Уйгуна «Клятва», «Не отступать ни на шаг» и «Письмо», Максуда Шейхзаде «Мать провожает» и «Капитан», сборник стихов Шарафа Рашидова «Мой гнев» и стихотворения Султана Джуры «Голос пулеметчика» и «Наш штык» разоблачали злодеяния фашистов, укрепляли уверенность в победе и поднимали боевой дух народа.

Эти произведения прославляли мать-землю, преданность Родине, презрение к врагу, мужество и героизм и послужили грозным оружием, не уступающим боевому.

Средства массовой информации

В годы войны средства массовой информации Узбекистана служили важным фактором мобилизации масс, идейно-политического воспитания народа. В те годы в Узбекистане издавалось около 200 газет, в том числе 124 на узбекском языке, и 52 журнала, в том числе 19 на узбекском языке. Разовый тираж газет составлял 900 тыс., из них 600 тыс. экземпляров — на узбекском языке. На страницах газет и журналов освещались положение на фронте, самоотверженный труд населения республики, а также нелегкая жизнь людей.

Группа узбекских писателей и журналистов была направлена в распоряжение политуправлений советской армии. Тулкин Рустамов и Расул Мухамади служили в Главном политуправлении советской армии, Джалалхан Азизханов, Рустам Абдурахманов, Адхам Рахмат, Шариф Булатов, Мухаммаджан Мурадов, Юлчи Билалов и другие были заместителями редакторов фронтовых газет. Назир Сафаров, Мирзакалан Исмаили, Зиннат Фатхулин, Мели Джура, Туган Эрназаров, Султан Джура и другие служили фронтовыми корреспондентами.

В годы войны на узбекском языке издавалось 14 фронтовых и 12 дивизионных газет, в том числе «Правда фронта», «Правда красного бойца», «Красная Армия», «За честь Родины», «Вперед против врага» и др.

В годы войны большую работу проводили сотрудники радио и культурно-просветительских учреждений.

В годы войны функционировали 754 киноустановки, 11 музеев, 360 читальных залов, 1044 клуба, 433 библиотеки, 2800 красных чайхан, которые служили центром политической, культурно-просветительской и воспитательной работы среди масс.

Искусство на службе фронту

В годы войны Развивалось сценическое искусство. В Ташкенте и Андижане открылись новые театры, всего в республике их было 36, помимо 14 эвакуированных. В театрах были поставлены музыкальные драмы «Отец Давран», «Шерали», «Меч Узбекистана», оперы «Улугбек» и «Махмуд Тараби», пьесы Камиля Яшена «Смерть захватчикам», М. Шейхзаде «Джалалиддин». В военные годы в Узбекском государственном театре оперы и балета было поставлено 10, в театре имени Хамзы — 16, в Русском драматическом театре имени Горького — 32 новых спектакля. Творческие коллективы театров Узбекистана в течение 1942—1944 гг. поставили 203 новых спектакля, дали 187568 спектаклей и концертов.

Широкой популярностью пользовались народные певцы и талантливые композиторы. Тухтасин Джалилов и Юнус Раджаби, основываясь на традиционном музыкальном искусстве, создали яркие народные произведения. М. Ашрафи, Т. Садыков, М. Бурханов подняли музыкальную культуру на высокий уровень.

На Ташкентской студии художественных фильмов благодаря сотрудничеству с временно находившимися в Узбекистане крупными кинематографистами в годы войны были сняты кинофильмы «Два бойца», «Насреддин в Бухаре», «Человек под номером 217», «Подарок Родине», «Фильм-концерт пяти республик».

Художники республики работали с большим энтузиазмом. Картины Л. Абдуллаева «Проводы в Красную армию» и «Поздравление с наградой», У. Тансыкбаева «Нападение кавалерии» и «Партизанка», Ч. Ахмарова «Узбекистан — фронту», В.Е. Кайдалова «Уничтожен фашистский гад» и «Дадим сокрушительный отпор» заняли достойное место в художественной сокровищнице Узбекистана. В годы войны художники Узбекистана организовали 39 выставок, создали более 5 тыс. политических плакатов.

Деятели искусства Узбекистана, служа трудовому народу, воинам, сражавшимся на фронте, поднимали их боевой дух.

Более 30 концертных бригад, состоявших из работников культуры, более 400 раз выступили перед бойцами и офицерами на линии фронта. В военных частях, расположенных на территории республики, было дано более 15 тыс., а в госпиталях — более 10 тыс. концертов. Они также выступали перед рабочими и хлопкоробами.

В этих мероприятиях активное участие приняли Халима Насырова, Тамара Ханум, Аброр Хидоятов, Лутфи Ханум Сарымсакова, Сара Ишантураева, Аббас Бакиров, Коммуна Исмаилова и другие артисты, пользовавшиеся всенародным признанием.

Произведения творческой интеллигенции, выступления мастеров искусства сыграли большую роль в поддержании морального духа народа, мобилизации масс на борьбу ради победы.

Интернациональная помощь Узбекистана

Фашистские захватчики, завоевав большую часть западных территории СССР, приблизились к Москве. Советский народ, объединившись, благодаря своему мужеству, остановил врага у стен Москвы. Фашисты были разгромлены и отброшены назад. Разгром врага в Сталинграде, Курске, Орле, Белгороде позволил начать изгнание захватчиков с территории СССР. Было освобождено много городов и деревень, которые перед отступлением фашисты превращали в руины.

Советский народ еще во время войны начал восстанавливать освобожденные города и села, заводы и фабрики. В восстановлении хозяйства освобожденных территорий приняли активное участие все республики, в том числе и Узбекистан. Восстановительные работы стали общенародной заботой.

Движение по оказанию помощи освобожденным территориям охватило весь Узбекистан. Оказание помощи разоренным войной городам и селам постоянно находилось под пристальным вниманием правительства республики, систематически обсуждалось в областных, городских и районных организациях. С целью оказания практической помощи освобожденным районам бригадир механиков Адиш Чехимов из Шерабадского МТС отдал 10 тыс. рублей, а тракторист Рузиев — 15 тыс. рублей. Эту инициативу подхватили многие узбекистанцы. Так, из Самаркандской области в помощь освобожденным районам отправили 170 млн рублей и 80 тыс. книг и учебников.

Весной 1943 г. Узбекистан отправил в освобожденные районы 2 тыс. тракторов, автомобилей и сельхозмашин, 8 тыс. лошадей и быков, 170 тыс. голов овец и коз. В октябре 1943 г. молодежь Узбекистана отправила ленинградским детям 250 тонн продуктов питания, 10 тыс. пар обуви, одежду, более 2 млн руб.

Железнодорожники Узбекистана оказали большую помощь в восстановлении железных дорог в освобожденных регионах. Железнодорожники Ташкентской товарной станции собрали и отправили для восстановительных работ на одной из станций 35 комплектов подъемных инструментов, 350 слесарных инструментов, более 2 тыс. запасных частей. 30 марта 1943 г. железнодорожники Ташкента отправили эшелон инструментов для восстановления железной дороги в Сталинграде. В этом составе были, подвижная специализированная мастерская, два паровоза, 33 оборудованных вагона и платформы, лекарственные средства и рабочая одежда.

Узбекистанцы также приняли активное участие в возведении зданий и размещении возвращавшихся на прежние места предприятий, научных и культурных учреждений, учебных заведений. Много узбекистанских специалистов и рабочих отправились на помощь русским, украинским, белорусским, молдавским друзьям.

Только в 1943 г. около 60 тыс. узбекистанцев работали в Свердловской, Челябинской, Московской, Ивановской и других областях. Узбекистанские связисты организовали специальный батальон из 540 инженеров, техников и других специалистов и, оснастив его необходимыми инструментами и материалами, отправили на запад. Этот батальон принял активное участие в восстановительных работах систем связи России и Украины.

Для восстановительных работ в западные области было отправлено много молодежи, только что окончившей ремесленные и фабрично-заводские училища республики. В 1943—1945 гг. для работы на предприятиях, в строительстве и на железных дорогах Донбасса, Ленинграда и Урала было отправлено 15 тыс. учащихся школ трудовых резервов.

Несмотря на тяжелые условия в республике, нехватку финансовых ресурсов, рабочих инструментов и материалов, квалифицированных кадров, потребительских товаров, была оказана братская помощь населению освобожденных территорий. В военные годы условия жизни населения Узбекистана резко ухудшились, однако узбекский народ оказывал бескорыстную интернациональную помощь братским народам.

Помощь узбекистанцев депортированным народам

Сталин и его окружение проявляли несправедливость по отношению к малым народам и этническим группам даже в военные годы. В первый же год войны была ликвидирована немецкая автономная республика в Поволжье, более 300 тыс. ее жителей были депортированы в Сибирь и Казахстан.

В конце 1943 — начале 1944 г. проживавшие в нижнем течении Волги и на побережье Каспийского моря калмыки, жители Северного Кавказа, карачаевцы, чеченцы, ингуши и балкарцы, в июне 1944 г. крымские татары, греки, позже, в ноябре, турки-м схетинцы были депортированы в Сибирь и в Среднюю Азию.

Их необоснованно обвинили в «сотрудничестве с фашистами», без дознания, определения степени вины каждого человека приговорили к изгнанию. Депортация проводилась тайно и в срочном порядке. Это привело к массовой гибели людей, в том числе и детей. В это же время их сыновья и братья героически сражались против фашистов. Они не знали о беде, случившейся с их соотечественниками. Переселенцы были распределены по группам в малонаселенные районы Сибири и Средней Азии.

В Узбекистан было депортировано более 175 тыс. чеченцев, 157 тыс. ингушей, более 150 тыс. крымских татар, 4500 балкарцев, десятки тысяч турок-месхетинцев, греков. Узбекский народ тепло встретил их, дал им жилье, обеспечил продуктами питания. Местные власти выделили для них участки плодородных земель, выдали кредиты для строительства домов и ведения хозяйства. Депортированные народы вынуждены были с трудом приспосабливаться к новым условиям жизни.

Проведение национальной политики центральным правительством, возглавляемым Сталиным, не ограничилось только этими репрессивными мерами. Многие народы лишались своей государственности, целые республики и автономии были лишены прав, были растоптаны национальная культура, традиции целых народов.

Пропагандируемая Центром через средства массовой информации «национальная политика» легла черным пятном на несокрушимую дружбу народов СССР. Последствия этого насилия сказываются до сих пор. Они становятся причинами возникновения трагических недоразумений.


  • Здравствуйте Господа! Пожалуйста, поддержите проект! На содержание сайта каждый месяц уходит деньги ($) и горы энтузиазма. 🙁 Если наш сайт помог Вам и Вы хотите поддержать проект 🙂 , то можно сделать это, перечислив денежные средства любым из следующих способов. Путём перечисления электронных денег:
  1. R819906736816 (wmr) рубли.
  2. Z177913641953 (wmz) доллары.
  3. E810620923590 (wme)евро.
  4. Payeer-кошелёк: P34018761
  5. Киви-кошелёк (qiwi): +998935323888
  6. DonationAlerts: http://www.donationalerts.ru/r/veknoviy
  • Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.
§3. Наука, Образование и Культура в Годы Войны. Гуманитарная Помощь Узбекистана Братским Народам. Обновлено: Март 5, 2017 Автором: admin

Добавить комментарий

Пожалуйста, поддержите проект
Помощь сайту:
  1. R819906736816 (wmr) рубли.
  2. Z177913641953 (wmz) доллары.
  3. E810620923590 (wme)евро.
  4. Payeer-кошелёк: P34018761
  5. Киви-кошелёк (qiwi): +998935323888
  6. DonationAlerts: http://www.donationalerts.ru/r/veknoviy Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.