Всемирная История
История

§1. Образование Узбекской ССР. Вопросы Национальной Политики и Государственного Строительства.

Национальная политика

После подавления повстанческого движения в Туркестане органы советской власти, руководимые партией большевиков, начали осуществлять в этом регионе свои планы. С 20-х годов XX в. в Туркестане проводилась национальная политика по принципу «Разделяй и властвуй». Советская национальная политика по существу ничем не отличалась от шовинистической политики царизма, проводившейся в этой стране. Изменилась только ее внешняя форма.

Для того, чтобы дискредитировать идею «единого Туркестана», советские руководители давали народу заманчивые обещания, которые на деле являлись лишь декларациями.

В то время территория нынешнего Узбекистана включала в себя Туркестанскую АССР, Бухарскую и Хорезмскую республики в составе РСФСР. Советы стремились укрепить свое влияние в этих республиках.

В «Декларации трудящихся и эксплуатируемого народа», «Обращении ко всем трудящимся мусульманам России и Востока» были провозглашены основные принципы национальной политики советской власти: 1. Равноправие всех народов России; 2. Право национальных республик на самоопределение; 3. Упразднение всех национальных и национально-религиозных льгот и ограничений; 4. Свободное развитие малых этнических групп, проживающих на территории советского государства.

В обращении советского правительства к народам отдаленных окраин было сказано: «…С этого времени ваша судьба в ваших руках, ваши религиозные традиции и обычаи, национальные и культурные учреждения свободны и неприкосновенны». В действительности проводилась шовинистическая политика. Лозунг «Свобода и независимость» оказался пустой декларацией и ложью.

Народы Туркестана стремились к развитию своей национальной государственности. На прошедшей в январе 1920 года V региональной конференции Туркестанской Компартии выступил председатель ЦИК Туркестанской АССР Т. Рыскулов, который выдвинул идею единого Туркестана, представленного в основном тюркскими народами, и предложил переименовать Туркестанскую Автономную Республику в Тюркскую Советскую Республику, Туркестанскую Коммунистическую партию — в Коммунистическую партию тюркских народов. Эти предложения стали причиной многочисленных дискуссий на конференциях, а также в социально-политической жизни страны, в ЦК РКП(б), в его Политбюро, среди членов советского правительства. В связи с этим в марте-июне 1920 г. «туркестанский вопрос» был предметом неоднократного обсуждения на заседаниях Политбюро ЦК РКП(б) в Москве. Хотя Центр проявлял заинтересованность в решении «туркестанского вопроса», однако он не ставил перед собой цели предоставить Туркестану самостоятельность.

13 июня 1920 г. делегация народов Туркестана во главе с Т. Рыскуловым и Н. Ходжаевым со своими предложениями были на приеме у руководителя советской страны В.И. Ленина. Эта встреча была их последней надеждой. Но ни советское руководство, ни заседание Политбюро ЦК РКП(б) от 29 июля 1920 г. не удовлетворили просьбу туркестанской делегации. Напротив, советское правительство и руководство партии, считая необходимым «исправить» положение в стране, срочно приняло ряд постановлений «Об основных задачах РКП(б) в Туркестане». В частности, в специальном постановлении «О создании правительства Туркестана» отмечалась необходимость учреждения в Туркестане постоянного представительства Всероссийского ЦИК, СНК РСФСР и ЦК РКП(б). Данное постановление послужило усилению контроля над страной и укреплению советской власти.

Таким образом, еще раз была отвергнута попытка самоопределения Туркестана. Не достигнув поставленной перед собой цели, председатель ЦИК Туркестанской АССР Т. Рыскулов в скором времени был вынужден подать в отставку. Причина была в том, что правительство России не было заинтересовано в самостоятельном развитии Туркестана и стремилось к тому, чтобы он постоянно находился под контролем, а его трудолюбивый народ, природные и минеральные ресурсы были подчинены Центру. Созданные по инициативе Центра Турккомиссия, Среднеазиатское Бюро, Среднеазиатский Экономический Совет и другие органы были призваны осуществлять эту политику.

Установление новой формы колониализма — союзных государств в составе СССР — не могло не оказать отрицательного влияния на жизнь населения Туркестана.

Большевистская власть не ставила перед собой цели разделить на части территорию бывшей царской империи. Основной целью являлось, используя все формы и методы идейного воздействия, объединить все народы, сплотить бывшие колонии вокруг РСФСР и построить мощное союзное государство.

В результате Первой мировой (1914—1918 гг.) и гражданской войн молодые республики испытали на себе все трудности восстановления социально-экономической жизни. Большевистское правительство, чтобы сохранить территорию империи, в 1918—1922 гг. оказывало свое влияние на дипломатическое, социально-экономическое, военное и финансовое положение молодых республик.

Несмотря на провозглашение равноправия будущих республик Советского Союза, руководители отдельных республик выступали против объединения. Например, секретари ЦК КП Украины Х.Р. Раковский и Д.Л. Пятаков выступили за идею «конфедерации» без создания всесоюзного органа власти. Грузинская национальная интеллигенция связывала вступление своей республики в союз с ликвидацией ЗСФСР. На заседаниях Политбюро ЦК РКП(б), на съездах и пленумах партии, а также в советских организациях развернулось широкое обсуждение данного вопроса. Так, один из видных советских руководителей И.В. Сталин выдвинул идею «автономизации» — введения республик в состав РСФСР на правах автономий. Естественно, это предложение могли не поддержать национальные республики. Тогда Ленин внес предложение о том, что новый союз будет выше РСФСР и что РСФСР и другие национальные республики войдут в него как равноправные.

Наконец, проведение под руководством РКП(б) на местах ряда агитационно-пропагандистских мероприятий и навязанные ими обязательства дали свои результаты. Съезды советов Украины, Белоруссии, Компартии Закавказской Федерации заявили о поддержке предложения ЦК РКП(б) «О создании СССР».

26 декабря 1922 г. X Всероссийский съезд Советов принял решение об объединении всех советских республик в единое советское государство. Съезд поручил делегациям УССР, БССР и ЗСФСР совместно подготовить проекты Декларации о создании Союза Советских Социалистических Республик и Союзный договор.

29 декабря 1922 г. в Москве состоялась конференция делегатов четырех республик, которая обсудила и одобрила утвержденные пленумом ЦК РКП(б) проект Декларации и Договора о создании СССР. 30 декабря уполномоченные делегаты четырех республик подписали эти документы.

30 декабря 1922 г. в Москве прошел I Всесоюзный съезд Советов, утвердивший Декларацию и Союзный Договор.

Съезд избрал высший орган СССР — Центральный Исполнительный Комитет и правительство. Председателями ЦИК СССР были избраны: от РСФСР — М.И. Калинин, от Украины — Г.И. Петровский, от Белоруссии — А.Г. Червяков, от ЗСФСР — Н.Н. Нариманов. В.И. Ленин был утвержден председателем Совета Народных Комиссаров СССР.

Таким образом, 30 декабря 1922 г. был образован СССР. Его учредителями стали правительства РСФСР, БССР, УССР, ЗСФСР. В 30-х — начале 40-х годов XX в. состав этого государственного союза расширился за счет включения новых республик, количество которых достигло 15. Таким образом, на 1/6 части планеты появилась новая держава.

Несмотря на то, что во всех основных программных документах провозглашались равенство и братство, однако этот союз сыграл роль западни для всех народов союзных республик и был направлен на полное их подчинение власти центрального правительства.

Национально-территориальное размежевание границ и его последствия

На территории Средней Азии с древних времен проживали родственные народы, близкие по языку,религии, истории, культуре, традициям: узбеки, туркмены, таджики, казахи, киргизы, каракалпаки. Их связывало общее историческое прошлое, единые корни, единая территория. Они всегда считали себя братьями, пили воду из одних рек, пасли скот на одних пастбищах. Как утверждает наш Президент Ислам Каримов, «у нас одни деды и прадеды».

Советские лидеры в целях укрепления власти Центра стремились разъединить родственные народы, чтобы лишить их возможности совместно бороться за свою независимость. Поэтому, с учетом национальной специфики Туркестана, была выдвинута идея размежевания по национально-территориальному признаку. В этих целях была создана специальная комиссия по решению туркестанского вопроса — Турккомиссия, на которую возлагалась обязанность провести национально-территориальное размежевание и на его основе создать несколько советских республик. Решение этого вопроса было возложено на секретаря ЦК РКП(б) Я.Э. Рудзутака. Передовые представители интеллигенции Туркестана, ясно понимая сущность предстоящих преобразований, стремились не допустить разъединения народов. Однако большевики, сосредоточившие в своих руках управление страной, не учитывали их мнение. Кроме того, большевики обвинили патриотов из числа национальной интеллигенции, выдвигавших идею единства и независимости Туркестана, в национализме, пантюркизме, исламизме и объявили их противниками советской власти.

Вопрос о национально-территориальном размежевании и создании нескольких республик обсуждался в Центре, в Туркестане, в Бухарской и Хорезмской республиках, на пленумах их компартий, а также координирующего их деятельность органа — Среднеазиатского бюро ЦК РКП(б).

5 апреля 1924 г. вопрос о национально-территориальном размежевании рассматривался на заседании Политбюро ЦК РКП(б), 11 мая — комиссии Среднеазиатского бюро ЦК РКП(б). Была создана специальная комиссия по подготовке проекта размежевания. Проект был рассмотрен и в основном одобрен Среднеазиатским бюро ЦК РКП(б) 2 июня 1924 г.

Недовольные этими действиями группа руководителей Хорезмской республики — секретарь ЦК ХКП Одинаев, министр внутренних дел Абдусаломов; представители Туркестана и Бухары: Султанбек Хужанов, Санжар Асфандия- ров и другие — выразили протест. Чтобы сохранить единство народов Туркестана, они внесли предложение о создании Среднеазиатской Федерации. 8 мая 1924 г. в ЦК РКП(б) поступило письмо «О решении национального вопроса в Хорезме». В нем подчеркивалось, что разделение Хорезмской республики нецелесообразно. Однако просьбы и требования коренных народов не были приняты во внимание. Напротив, 12 июня 1924 г. Политбюро ЦК РКП(б) вернулось к рассмотрению вопроса «О размежевании границ республик Средней Азии» и приняло решение о его осуществлении. Из-за бурных дискуссий по вопросу национально-территориального размежевания Хорезмской республики его решили временно приостановить. Между тем на руководителей Хорезмской компартии и правительства начали оказывать усиленное давление. Многие из них были освобождены от занимаемых должностей, остальные были вынуждены присоединиться к решению партии. В итоге 26 июня 1924 г. руководители Хорезмской республики «признали» необходимость проведения национального размежевания границ Хорезма. 15 июля 1924 г. Среднеазиатское бюро пришло к окончательному решению о необходимости подготовки проекта национального размежевания и в октябре 1924 г. — о необходимости его осуществления. С этой целью была создана Центральная территориальная комиссия, активизирована агитационно-пропагандистская работа на местах. К началу сентября 1924 г. Комиссия в основном завершила свою работу.

25 сентября 1924 г. Политбюро ЦК РКП(б), 9 и 11 октября ЦК РКП(б), рассмотрев этот вопрос, сочли целесообразным оформить этот процесс официально. Это решение было одобрено 14 октября на Объединенном Национальном Исполнительном Комитете (ОНИК) СССР. Так было завершено проведение среди народов Средней Азии советским правительством, ЦК РКП(б) и их органами на местах на протяжении 1920—1924 гг. пропагандистской и практической работы по претворению в жизнь «ленинской национальной политики». За этим стояло разрушение территориально целостного, исторически сформировавшегося государства со своей национальной спецификой. Последняя точка в работе по разделению его территории была поставлена 24 октября 1924 г. на пленуме ЦК РКП(б). И, наконец, 27 октября 1924 г. на II сессии ОНИК СССР были одобрены мероприятия по проведению национально-территориального размежевания Средней Азии.

Так была искусственно, насильственным путем изменена политическая география Средней Азии. На этой территории завершилась многовековая история национальной государственности. Прекратили свое существование и Бухарское и Хорезмское государства. Вместо существовавших до этого времени трех государств — Туркестанской АССР, Бухарской и Хорезмской республик — теперь были учреждены Узбекская ССР, Туркменская ССР, а также Таджикская АССР в составе Узбекской ССР. Территория, на которой проживали киргизы, была преобразована в Каракиргизскую (Киргизия) автономную область в составе РСФСР, а районы проживания казахов в Туркмении были переданы Казахской АССР. Территории проживания каракалпаков были объединены в Каракалпакскую автономную область и включены в состав Казахской АССР. В стране было создано пять национально-государственных объединений. В результате народы единого Туркестана были искусственно разобщены между собой. Это создало большие возможности для укрепления власти Центра.

Образование Узбекской ССР

Узбекская ССР образовалась в результате национального размежевания. В ее состав были включены следующие территории:

— из состава Туркестанской АССР — 9 уездов, 133 района и 7 кишлачных округов;
— из состава Бухарской республики — 9 областей;
— из состава Хорезмской республики — 23 района.

К моменту образования Узбекской ССР ее территория составляла 312394 кв. км, население — 4 млн 447 тыс.55 человек. Согласно официальным данным за 1926 г., узбеки составляли 74,2% населения, остальную часть — представители других национальностей.

В апреле 1925 г. столицей Узбекской ССР стал Самарканд. В конце 1939 г. столица была перенесена в Ташкент. До учреждения Советов Узбекской ССР все властные полномочия были переданы Временному Революционному комитету. Председатель правительства Бухарской республики, известный государственный деятель Файзулла Ходжаев был утвержден председателем Революционного комитета Узбекской ССР.

5 декабря 1924 г. Революционный комитет вышел с обращением к народу Узбекистана об образовании Узбекской ССР, в состав которой вошла Таджикская АССР.

Одновременно с национальным размежеванием было осуществлено и экономическое разделение. Все богатства, ранее принадлежавшие Туркестанской, Бухарской и Хорезмской республикам, были заново перераспределены между вновь образованными республиками. Это было осуществлено под руководством специально созданной советским правительством Среднеазиатской ликвидационной комиссии.

13 февраля 1925 г. в Народном доме Бухары открылся I Всеузбекский съезд Советов. Съезд принял Декларацию о создании Узбекской Советской Социалистической Республики. На нем были утверждены высшие государственные структуры власти. Председателем ЦИК Советов Узбекской ССР был избран ферганский дехканин, один из руководителей общества «Кушчи» Юлдаш Ахунбабаев. Председателем Совета Народных Комиссаров Узбекской ССР был утвержден Файзулла Ходжаев. В период национального размежевания был внесен ряд изменений в состав партийных, комсомольских и хозяйственных органов. Были расформированы Туркестанская, Бухарская и Хорезмская коммунистические партии, комсомол и хозяйственные органы, профсоюзные объединения.

6—12 февраля 1925 г. в Бухаре был проведен I учредительный съезд Компартии Узбекистана, на котором была сформирована Коммунистическая партия (большевиков) Узбекистана. Был избран его Центральный Комитет. В.И. Иванов и Акмаль Икрамов (с 1927 г. — первый секретарь) были избраны ответственными секретарями. В этом же году были избраны руководящие органы комсомола Узбекистана (ВЛКСМ Уз) и республиканского объединения профсоюзов. Они стали опорными организациями Центра и советского правительства.

Советская власть, создав в Узбекистане свою партию, советы, комсомол и хозяйственные органы, постепенно укрепляла свою политическую и экономическую власть. Это дало возможность проводить большевистскую политику в широком масштабе.

В мае 1925 г. Узбекистан вошел в состав СССР. Конституция СССР, ее основные законы и положения начали действовать непосредственно на территории Узбекской ССР. Принятые в 1927 году первая и в 1937 году вторая Конституции Узбекской ССР были фактически копиями действующей Конституции СССР.

Узбекистан только на бумаге был «суверенной» республикой, а на деле стал одной из окраинных территорий, зависимых от Центра. Без согласия Центра республика не могла самостоятельно решать ни одного жизненно важного вопроса, защищавшего национальные интересы. Все вопросы внутренней и внешней политики решались только по воле правящего Центра. Даже административно-территориальные вопросы были в ведении союзного правительства. Например, в 1929 году, без согласия народа и правительства Узбекистана, Таджикская АССР была выведена из состава Узбекской ССР и преобразована в Таджикскую ССР и вошла в состав СССР.


  • Здравствуйте Господа! Пожалуйста, поддержите проект! На содержание сайта каждый месяц уходит деньги ($) и горы энтузиазма. 🙁 Если наш сайт помог Вам и Вы хотите поддержать проект 🙂 , то можно сделать это, перечислив денежные средства любым из следующих способов. Путём перечисления электронных денег:
  1. R819906736816 (wmr) рубли.
  2. Z177913641953 (wmz) доллары.
  3. E810620923590 (wme)евро.
  4. Payeer-кошелёк: P34018761
  5. Киви-кошелёк (qiwi): +998935323888
  6. DonationAlerts: http://www.donationalerts.ru/r/veknoviy
  • Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.
§1. Образование Узбекской ССР. Вопросы Национальной Политики и Государственного Строительства. Обновлено: Март 2, 2017 Автором: admin

Добавить комментарий

Пожалуйста, поддержите проект
Помощь сайту:
  1. R819906736816 (wmr) рубли.
  2. Z177913641953 (wmz) доллары.
  3. E810620923590 (wme)евро.
  4. Payeer-кошелёк: P34018761
  5. Киви-кошелёк (qiwi): +998935323888
  6. DonationAlerts: http://www.donationalerts.ru/r/veknoviy Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.