Всемирная История
История

§2. Одностороннее Развитие Экономики Узбекистана в 1950-1990 годах

50—80-е годы являются сложным периодом в истории Узбекистана. С одной стороны, благодаря самоотверженному и созидательному труду узбекского народа развивалась экономика. С другой стороны, в результате усиления командно-административных методов управления возник ряд серьезных проблем в социальной, экономической и культурной жизни, что привело к кризису.

Энергетическая и топливная промышленность

В 50—80-е годы в Узбекистане развивалась промышленность, расширялись строительные работы, создавались новые отрасли промышленности. Энергетическая промышленность занимала важное место в развитии экономики республики, поэтому основное внимание уделялось именно ей.

В 50—80-е годы были построены и введены в эксплуатацию 7-я Шахриханская, две Наманганские, две Бозсуйские, Чарвакская и Ходжикентская ГЭС. Узбекский и таджикский народы-братья совместно построили на территории Таджикистана самые крупные в Средней Азии Кайраккумскую и Хисраускую ГЭС. Также были построены и введены в эксплуатацию работавшие на газе Ангренская, Тахиаташская, Навоийская, Сырдарьинская и 2 Ангренские ГРЭС.

К 1985 г. общая мощность электростанций Узбекистана превысила 9,9 млн квт/час. В этом году было выработано 47,9 млрд квт/час. электроэнергии, т. е. в 100 раз больше, чем в 1940 г. и в 18 раз больше, чем в 1950 г. Были расширены линии электропередач. Все электростанции Узбекистана были включены в единую энергосистему республики, а все крупные электростанции Узбекистана, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Туркмении — в единую энергосистему Средней Азии. В результате этого значительно улучшилось обеспечение электроэнергией промышленности, строительства, транспорта и сельского хозяйства, а также всего населения.

Развивалась топливная промышленность. В 50-е годы была освоена добыча высококачественного бурого угля на Шаргунском каменноугольном месторождении в Сурхандарьинской области. В 60-е годы в Газли, Джаркоке, Шуртепе, Шурчи, Карантае Бухарской и Хорезмской областей были освоены новые нефтяные запасы. В 70-х годах новые нефтяные запасы были освоены в Ферганской долине. Значительно увеличились мощности Ферганского нефтеперегонного завода, построенного в 1959 г. На заводе вырабатывалось 35 наименований продукции: техническое масло, бензин, дизельное топливо, парафин и др.

В Узбекистане была создана газовая индустрия. Газовая промышленность развивалась параллельно с поиском и освоением новых запасов газа в Бухарской и Кашкадарьинской областях. В результате геологоразведочных работ, проводимых трестом «Узбекнефтегазразведка», в 1956 г. в Газли было открыто месторождение газа, запасы которого составили 500 млрд кубометров. Запасы нефти и газа обнаружены также в Мубареке, Уртабулаке, Култаке, Шапате, Учкуре, Джаркоке, Сариаташе, Караул базаре.

В республике было открыто более 100 месторождений, запасы которых составляют 2 трлн кубометров газа и 250 млн тонн нефти.

В 1958—1960 гг. велось строительство газопровода Джаркок — Бухара — Самарканд — Ташкент общей протяженностью 767 км. 2 декабря 1960 г. оно завершилось. Годовая мощность газопровода составила 4,5 млрд кубометров газа.

В 1960 г. были построены и введены в эксплуатацию газопроводы Северный Сох — Фергана и Северный Сох — Ко- канд. В 1959—1965 гг. были газифицированы 37 городов, 71 районный центр, 20 поселков и населенных пунктов. 320 промышленных предприятий, более 3500 коммунальных хозяйств и около 400 отопительных котлов перевели на газовое топливо.

В 1964—1966 гг. построена и сдана в эксплуатацию газовая магистраль Мубарек — Ташкент — Чимкент — Бишкек — Алма-Ата. 720-миллиметровый стальной газопровод протяжен-ностью 1317 км обеспечил газом из Кашкадарьи многие города Узбекистана, а также населенные пункты Казахстана и Киргизии. В последующие годы была построена вторая линия газопровода Ташкент — Бишкек — Алма-Ата.

Таким образом, в 1958—1980 гг. построен газопровод с годовой мощностью в 23 млрд кубометров, проведенный из Бухарского, Газлийского и Каршинского районов по маршруту Ташкент — Бишкек — Алма-Ата, общая протяженность которого составила 5686 км (3618 км пролегли по территории Узбекистана). Построенный в 70-х годах в Мубареке самый крупный завод по переработке газа ежегодно обеспечивал очистку 10 млрд кубометров газа и вырабатывал 160 тыс. тонн серы.

В 1970—1972 гг. построен и передан в эксплуатацию газопровод Коканд — Наманган — Андижан протяженностью 234 км. В 1974—1978 гг. проложен газопровод Урсатьевск — Фергана. Протяженность этой линии составила 677,8 км, 425,8 км которой пролегали по территории Узбекистана, а остальные — по территории Таджикистана. «Голубым топливом» Кашкадарьи и Бухары стало пользоваться и население братского Таджикистана.

Каждая семья мечтала пользоваться «голубым топливом». Однако узбекский народ не был хозяином газовых месторождений на территории республики. Вопросы использования газа решались чиновниками центрального правительства. Газ из Узбекистана поступал на заводы, предприятия, в дома городов и поселков Урала и Европейской части СССР.

В срочном порядке был проложен 2000-километровый газопровод диаметром 1020 мм по маршруту Бухара — Урал. Газ из Газли дошел до городов и поселков, предприятий Челябинской области. Строительство следующего газопровода Бухара — Урал завершилось в 1965 г. Его общая протяженность составила более 6100 км, годовая мощность равнялась 21 млрд кубометров. Кроме того, центральным правительством был разработан план одновременной доставки большей части газа из Узбекистана и Туркмении в западные области. В 1965—1975 гг. был построен 2750-километровый газопровод Средняя Азия — Центр. Его протяженность равнялась 5500 км, мощность одновременной подачи — 80 млрд кубометров топлива.

Многие узбекистанцы, особенно сельчане, с завистью смотрели на проложенный рядом с ними газопровод. Это свидетельствовало о зависимости Узбекистана от Центра. К 1985 г. в республике было газифицировано всего 2,8 млн квартир, в том числе на селе — 1,3 млн домов.

Имеющиеся в республике запасы газа, нефти, серы, озокерита, пищевой соли, известняка, графита, отходы цветной металлургии, переработки хлопка и кенафа являлись ценным сырьем для химической промышленности. В химической промышленности на первом месте стояло производство минеральных удобрений. С этой целью в 50-е годы был построен и введен в эксплуатацию Самаркандский суперфосфатный завод, в 1962 г. — Ферганский завод азотных удобрений, в 1965 г. — Навоийский, а в 1969 г. — Алмалыкский химические комбинаты. В Алмалыке и Самарканде были введены новые мощности по производству минеральных удобрений. В 1985 г. химические предприятия выработали 7,8 млн тонн минеральных удобрений — в 7 раз больше, чем в 1960 г., и в 15 раз больше, чем в 1950 г. Сельское хозяйство республики было полностью обеспечено минеральными удобрениями, которые также вывозились и в другие республики.

Была налажена работа по производству химических волокон (Ферганский завод химических волокон), пластмассы (Ахангаранский завод «Сантехнит», Джизакский завод пластмассовых труб), товаров бытовой химии (построенные в 1971 г. Алмалыкский завод бытовой химии, Кувасайский, Наманганский химические заводы, в составе Ташкентского маслозавода — завод по производству синтетических моющих средств).

В химической промышленности республики большое место занимает производство ядовитых средств и кислот. Андижанский гидролизный завод, Ферганский завод фурановых соединений, Янгиюльский биохимический завод освоили производство белковых окислителей, фурана и другой продукции из отходов хлопка, риса, спирта. В Фергане было налажено производство триацетилцеллюлозы, в Навои — котарана, в Чирчике — капролактама. Если в 1960 г. было произведено 235,4 тыс. тонн сульфатных кислот, то в 1985 г. — 2,3 млн тонн.

Производство ядохимикатов было навязано республике Центром в 60—70-х годах. В 1985 г. в республике произведено 47,9 тыс. тонн различных ядохимикатов.

Чрезмерное использование ядохимикатов при выращивании хлопчатника отрицательно сказывалось на окружающей среде: ухудшились экологическая обстановка, здоровье людей. «Особое внимание», оказываемое выращиванию хлопчатника, дорого обходилось населению.

Металлургическая промышленность

Развивалась металлургическая промышленность Узбекистана. В 1962 г. начал работать стан бесперебойного литья стали на металлургических комбинатах Узбекистана. В 1970—1980-е годы были построены две печи сталелитейного комплекса, работавшие на электричестве. На комбинате была налажена работа по производству стальной посуды. Производство стали в 1985 г. достигло 1,2 млн тонн.

Цветная металлургия считается ведущей отраслью промышленности Узбекистана. В 50-е годы в Алмалык-Ангренском горнопромышленном районе были обнаружены запасы меди, цинка, свинца, вольфрама, молибдена и других ценных металлов, для разработки которых построен Алмалыкский горно-металлургический комбинат.

В Фаришском районе Джизакской области проводилось комплексное освоение запасов цветных металлов, в Писали, Кушкуре, Узаке, в центральной и восточной части обнаружено и начато освоение месторождений свинца, цинка и меди. На участке Джизак — Учкулач провели газопровод, автомобильные и железные дороги, наладили перевозку горной породы на Алмалыкский горно-металлургический комбинат, где из нее вырабатывались свинец, цинк, медь. С расширением добычи цветных металлов в Учкулаче возникли новые поселки Учкулач и Банд.

В республике обнаружено около 50 месторождений ртути и сурьмы. В Ангрене открыты месторождения каолина и гелия, запасы которых составили около 10 млрд тонн. Для их эксплуатации построили ряд предприятий.

В 60-е годы в Узбекистане началось строительство комбинатов по добыче золота. В Мурунтау, Чадаке, Канбулаке открыты золотые прииски, в устьях рек Ферганской долины обнаружено рассыпное золото, в горах Нураты, Курама, Зарафшана, Гиссара, Памира — кварцевая и другая руда, в составе которой присутствует золото. В республике было открыто 30 месторождений золота. Для его добычи построены золотообогатительный комбинат в Мурунтау и комбинат в Марджанбулаке. После создания объединения «Узбекзолото» построен и пущен в эксплуатацию Чадакский обогатительный комбинат (1965) и Ангренская золотосортировочная фабрика.
Республика не имела права самостоятельно распоряжаться запасами цветных металлов, а также золота и других редких металлов, обнаруженных на ее территории. Правительство

Узбекистана даже не знало, сколько добывалось золота, меди, свинца, цинка, вольфрама, молибдена и других редких металлов, кто и куда их увозил, когда и по какой цене их продавали. Писать и говорить об этом было запрещено. Это положение ярко демонстрирует лживость заявления о том, что «республика является суверенным государством».

Машиностроительная промышленность

В 50—80-е годы машиностроительная индустрия в Узбекистане превратилась в многоотраслевую. Из функционировавших в республике в 1985 г. 1549 производственных объединений, комбинатов и предприятий более 100 относились к машиностроению, где производилось 16% всей промышленной продукции.

В республике приоритетными отраслями считались машиностроение и ремонт машин и оборудования для хлопководства. Завод «Ташсельмаш» являлся основным предприятием сельскохозяйственного машиностроения (Президент И. Каримов свою трудовую деятельность начинал на этом заводе помощником мастера, затем мастером-технологом). Если в 1960 г. Ташсельмаш произвел 3184 хлопкоуборочные машины, то в 1985 г. — 9425. Эти машины отправлялись в союзные республики, а также экспортировались в Болгарию, Югославию, Венгрию и еще 38 зарубежных стран. Филиалы Ташсельмаша были построены в Сырдарье, Чирчике и Асаке, где производились запасные части для хлопкоуборочных машин.

В 50-е годы был построен завод «Таширмаш», где производились редукторы для сельскохозяйственных машин и ряд запчастей для тракторов. В 1963 г. он получил название Узбекского тракторосборочного завода, а в 1971 г. переименован в Ташкентский агрегатный завод сельскохозяйственного машиностроения.

В 1957 г. на базе завода «Ташхлопкомаш» был возведен завод «Ташавтомаш», поставлявший машины для хлопкоочистительной промышленности. На заводе была налажена работа по изготовлению транспортных средств для перевозки хлопка, запасных частей для грузовых машин ГАЗ-51. В 1967—1971 гг. этот завод был переоснащен, налажена работа по производству тракторов, и завод переименовали в Ташкентский тракторный завод. Если в 1970 г. на заводе было выпущено 21,1 тыс. тракторов, 38,5 тыс. прицепов, то в 1985 г. — 26,4 тыс. тракторов, 38,1 тыс. прицепов. Продукция завода экспортировалась в Иран, на Кубу, в Афганистан, Пакистан и еще более чем 30 зарубежных стран.

В 1970 г. было создано объединение «Узбекхлопкомаш», в состав которого вошли Ташкентский тракторный завод (головное предприятие), главное конструкторское бюро, Андижанский завод «Коммунар», Самаркандский, Каттакурганский и Чустский заводы по производству запасных частей.

В механизации сельского хозяйства республики важную роль играл завод «Узбексельмаш». С 1948 г. он выпускал хлопкоуборочные машины, бороны, точильные станки, опылители-опрыскиватели, мотыги, хлопкосеющие машины. В 1960 г. начался выпуск куракосборочных, а в 1965 г. — хлопко-уборочных машин и машин для выкорчевки гузапаи (стеблей хлопчатника).

В 1976 г. было создано объединение по выпуску сельско-хозяйственных машин. В него вошли завод «Узбексельмаш», Ташкентский и Пахтакорский заводы сельскохозяйственного машиностроения. На предприятиях объединения начали выпускать модифицированные машины: хлопкосеялки, хлопко-уборочные машины, опылители-опрыскиватели, куракосборочные машины, машины для выкорчевки гузапаи, запчасти к ним и товары народного потребления. Продукция объединения экспортировалась в союзные республики, а также в 28 зарубежных стран, в том числе в Индию, Иран, Афганистан, Грецию и др.

Был расширен и Чирчикский завод сельскохозяйственного машиностроения, выпускавший технические средства для обработки хлопчатника. Этот завод обеспечивал выпуск культиваторов, механизмов для удобрения почвы, землеройных машин для проведения арыков и канав и еще 47 наименований технических средств для сельского хозяйства.

Одним из важнейших направлений машиностроительного комплекса является ирригационное машиностроение. Центром этой отрасли является Андижан. Построенный в 1965 г. Андижанский завод ирригационного машиностроения был ориентирован на обеспечение необходимой техникой работ по освоению новых земель, сооружению водохранилищ: землеройные машины, водяные насосы, автобензоцистерны, бульдозеры и грейдеры для выравнивания земли и очистки каналов, а также погрузочно-разгрузочные механизмы.

Еще одной отраслью машиностроения, связанной с хлопководством, является производство машин для хлопко-очистительной и легкой промышленности. Построенные в 50—60-х годах Ташкентский машиностроительный завод, Андижанский завод «Коммунар» и другие считались ведущими предприятиями этой отрасли, где выпускались хлопкоуборочные машины, линтеры, механизмы, облегчающие прием упакованного хлопка, осушительно-очистительные установки и грузовые машины.

В отрасли промышленности, производящей с 1946 г. текстильное оборудование, Ташкентский завод текстильного машиностроения занимал ведущее место. В течение 1948—1966 гг. завод наладил работу по выпуску 48 новых видов текстильного оборудования. С 1966 г. было освоено производство прядильно-ткацких машин «ПК-100» и машин по обработке стекловолокна «ПЛ-666».

Развивалось и самолетостроение. На основе эвакуированного в 1941 г. Химкинского завода был возведен авиационный завод. На первых порах производились самолеты ПС-84 и ИЛ-2. В 1953 г. Ташкентский авиационный завод наладил производство ИЛ-14, в 1966 г. — транспортных самолетов различного типа, а в 1966 г. — самолетов АН-22. В 1972 г. было создано Ташкентское авиационное производственное объединение имени Чкалова, в которое вошли Ташкентский авиационный (ведущее предприятие), Андижанский механический и Ташкентский кислородный заводы.

В объединении производили сборку самолетов, изготовление различных деталей, а также товары народного потребления (Президент Узбекистана И. Каримов с 1961 г. в течение 5 лет работал инженером, ведущим инженером-конструктором, а затем ведущим специалистом на Ташкентском авиационном заводе).

Строительная промышленность

В 50-80-е годы в Узбекистане развивалась промышленность строительных материалов. Если до войны на территории Узбекистана работали Хилковский цементный завод, построенный в 1926 г. в Бекабаде, и Кувасайский цементный завод, построенный в 1932 г., то к 1958 г. строительные материалы стали выпускать многие предприятия. В эту отрасль входили Бекабадский, Кувасайский, Ангренский, Ахангаранский, Навоийский, Кумкурганский цементные заводы и 11 крупнопанельных домостроительных и других комбинатов в Ташкенте, Чирчике, Янгиюле, Ангрене, Ахангаране, Бекабаде, Джизаке, Самарканде, Андижане, Фергане, Карши и Нукусе.

В Узбекистане была налажена работа по производству различных видов строительных материалов — цемента, термоизоляционных и гидроизоляционных материалов, керамических труб и многого другого. На Ангренском домостроительном заводе была также налажена работа по производству эмалированных чугунных ванн, раковин, канализационных чугунных труб. В Хаваете началось производство керамических труб.

Широко используемые в настоящее время в строительстве обработанный мрамор и другие декоративные материалы стали основой для развития производства каменных плит. В Узбекистане имеются 34 месторождения мрамора. В Ташкенте, Газалкенте, Ахангаране, Китабе, Нукусе и Газгане работали заводы и комбинаты по переработке мрамора и строительных материалов из него.

Легкая промышленность

В республике имелись все предпосылки для развития легкой промышленности. В первую очередь, здесь выращивается много сырья для нее — хлопка, коконов шелкопряда, кенафа. Для развития легкой промышленности республика располагает необходимым количеством горючего, электроэнергии и ткацкого оборудования. Естественный прирост населения, которое является, кроме того, основным потребителем продукции легкой промышленности, обеспечивает ее необходимым количеством трудовых ресурсов.

В 50—80-х годах, в период зависимого положения республики, легкая промышленность развивалась однобоко. Основное внимание уделялось сбору и очистке хлопка, шелководству, первичной обработке каракуля и кенафа, а также очистке шерсти. Узбекистан не производил готовую продукцию из этого сырья: сырье вывозилось на промышленные предприятия России и других союзных республик, где оно превращалось в готовую продукцию, а часть сырья продавалась в зарубежные страны, что приносило большую прибыль.

В 80-е годы в республике было 107 хлопкоочистительных заводов и 490 заготовительных пунктов, в большинстве которых производились сушка и очистка сырья. Крупные хлопко-очистительные заводы Гиждувана, Бухары, Намангана, Джумы ежегодно перерабатывали до 100 тыс. тонн хлопка. Республика вырабатывала 1,5 млн тонн хлопковолокна в год. Текстильная промышленность республики могла произвести готовую продукцию только из 10% хлопковолокна.

В 70-х — начале 80-х годов в республике были построены крупные предприятия текстильной промышленности — Бухарский текстильный комбинат (1973), Андижанский прядильно-ткацкий комбинат (1979), Нукусский прядильноткацкий комбинат (1983), Джизакская прядильная фабрика и ее Кургантепинский, Мархаматский, Янгикурганский, Бешарыкский, Риштанский, Вабкентский, Гиждуванский филиалы. Был переоборудован ряд фабрик, которые входили в состав Ташкентского и Ферганского текстильных комбинатов. Если в 1960 г. в республике было произведено 234,7 млн м ткани, то в 1985 г. — 395,7 млн м.

Пищевая промышленность

На основе переработки местного сырья в Узбекистане были построены многопрофильные комплексы пищевой промышленности. Среди них были предприятия маслобойной, консервной, хлебопекарной, мукомольной, кондитерской, мясной, молочной, рыбной, чайной, табачной и винодельной отраслей. В 1985 г. в пищевой промышленности республики функционировало 271 предприятие. Доля продукции пищевой промышленности составляла 14% от общего объема продукции. Ведущее место в этой отрасли занимала маслобойная продукция. Если в 1970 г. в республике действовало 17 крупных маслобойных предприятий, перерабатывавших 2,2 млн тонн хлопкового семени, из которых получали 294 тыс. тонн хлопкового масла, то в 1985 г. была произведена 451 тыс. тонн хлопкового масла.

Если в 1960 г. в республике было произведено 97,4 тыс. тонн мяса и 18 тыс. тонн колбасных изделий, то в 1985 г. эти цифры составили соответственно 232,3 тыс. и 54 тыс. тонн. В 1985 г. 24 молочных комбината выработали 554 тыс. тонн молочных изделий, 1167 тонн сыра, 10,9 тыс. тонн сливочного масла.

В республике заметное развитие получила и кондитерская промышленность. В 50-е годы были введены в эксплуатацию кондитерско-макаронные фабрики в Намангане и Бухаре, а в 1964 г. — Янгиюльская кондитерская фабрика. Построенная в 20-х годах Ташкентская кондитерская фабрика «Уртак» в 1965 г. была полностью реконструирована. В 1968 г. в Янгиюле построен завод по производству дрожжей. В 1985 г. на 60 фабриках произведено 165 тыс. тонн кондитерской продукции.

Промышленность республики, превращенная в сырьевую базу для предприятий других регионов, развивалась однобоко. Редкие металлы, например, золото, медь, свинец, цинк, вольфрам, молибден, вывозились в другие регионы в виде сырья. Хотя хлопка и кенафа было в изобилии для приоритетного развития легкой промышленности и получения большой прибыли, однако на практике на это не обращалось должного внимания. Несмотря на имеющиеся богатые природные ресурсы, а также выращиваемый тяжелым трудом хлопок-сырец, потребность населения республики в продукции из него не удовлетворялась.

В республике было построено много крупных промышленных предприятий, однако они не могли самостоятельно производить готовую продукцию. Станки и необходимое оборудование завозились из других регионов, поэтому промышленные предприятия республики зависели от предприятий России и других западных республик Союза.

Транспорт

В 50—80-е годы значительное развитие получил железнодорожный транспорт. В 50-е годы была построена Чарджоу-Кунградская железнодорожная ветка протяженностью 627 км, соединившая города и районы нижнего течения Амударьи с другими регионами Узбекистана и центром Союза. Построенная в 1962 г. 280-километровая железная дорога Навои — Учкудук соединила новые месторождения с промышленным центром.

В связи с освоением новых целинных земель в Голодной степи, степях Джизака и Карши в 1962 г. были построены железнодорожные ветки Джизак — Мехнат (133 км), а в 1970 г.
— Самарканд — Карши (144 км), которые соединили вновь созданные хозяйства с центром республики и промышленным центром. В 1974 г. построена и введена в действие железная дорога Термез — Кургантепе (218 км), а в 1975 г. — Тахиаташ — Нукус (13 км), соединившая столицу Каракалпаке- тана с республиканской системой железных дорог.

В результате строительства железной дороги Кунград — Бейнеу (408 км) из Узбекистана и других среднеазиатских республик была открыта вторая линия, ведущая в европейскую часть бывшего СССР и в сторону Кавказа. Протяженность железных дорог республики в 1985 г. составила 3,5 тыс. км.

Быстрыми темпами развивался автомобильный транспорт. В 50—70-е годы в республике в современную автомобильную трассу был превращен Большой Узбекский тракт (Ташкент — Термез), а также проведены дороги в направлениях Ташкент — Алмалык, Ташкент — Бухара — Нукус, Муйнак — Зарафшан, Самарканд — Чарджоу, построены и введены в эксплуатацию Ферганская и Ташкентская кольцевые дороги. Был проложен Каракалпакский тракт, который по берегам Амударьи через город Нукус вел из города Турткуля до Тахтакупыра. Были построены автомагистрали Бухара — Газли — Сазакино, пересекающие Кызылкум и соединяющие каракулеводческие хозяйства с областным и республиканским центрами. Через перевал Камчик столица республики была соединена самой короткой дорогой с Ферганской долиной по маршруту Ташкент — Ангрен — Коканд.

Были открыты автомобильные маршруты, которые соединили Ташкент со всеми областными центрами, а также с крупными городами, районные центры — с колхозами, совхозами, поселками и кишлаками. В республике было создано более 70 таксомоторных парков, оснащенных самыми современными техническими средствами. Протяженность автомобильных дорог республики составила 80,4 тыс. км, в том числе 66,7 тыс. км с твердым покрытием. По сравнению с 1960 г. в 1985 г. перевозка грузов увеличилась в 5,5 раза, т. е. перевезено 1,1 млрд тонн народнохозяйственных грузов. В 1985 г. в автобусах общего пользования по республике перевезено 2,5 млрд человек, что в 7 раз больше по сравнению с 1960 г.

В экономике республики возросла роль воздушного транспорта. Воздушное сообщение было установлено с более чем 120 городами и населенными пунктами республики. Воздушные линии соединили Ташкент с центральными городами Союза, столицами союзных республик, крупными промышленными центрами. Протяженность воздушных линий в Узбекистане достигла 60 тыс. км. В 1985 г. аэропорты республики перевезли около 5,5 млн пассажиров и 63,4 тыс. тонн грузов.

Развивался и городской пассажирский транспорт. В 1947 г. была открыта первая троллейбусная линия по маршруту Железнодорожный вокзал — Старый город Ташкента протяженностью 18 км. На линии работали 10 троллейбусов. В 1946—1947 гг. была налажена работа по перевозке пассажиров посредством такси. Троллейбусные перевозки были налажены и в Самарканде (1956), Алмалыке (1968), Фергане (1970), Андижане (1971) и Намангане (1973). К 1985 г. протяженность трамвайных линий в городах республики достигла 250,5 км, а троллейбусные линии составили 541,4 км. Было налажено движение пассажирских автобусов в 80 городах и поселках республики.

В перевозке пассажиров большое место занимает Ташкентский метрополитен. Его строительство началось в 1972 г., первая линия протяженностью в 12,1 км была сдана в эксплуатацию в 1977 г., а вторая — в 80-х годах.

Средства связи

В Республике совершенствовались средства связи. В послевоенные годы появилась междугородняя телефонная и телеграфная сеть. Были построены кабельные и радиорелейные линии. В 1965 г. посредством коаксиального кабеля была установлена связь между Ташкентом и Москвой, а также с другими городами Союза. В 1972 г. в Ташкенте была введена в эксплуатацию мощная автоматическая телефонная станция. В 1972 г. в Самарканде, Бухаре, Термезе, позже в Намангане, Карши, Фергане были построены и введены в эксплуатацию междугородные автоматические станции типа АМТС—I М. В результате этого 160 тыс. абонентов смогли связываться с автоматическими телефонными станциями. В 1985 г. количество абонентов городских телефонных станций достигло 953,9 тыс. Были телефонизированы колхозы и совхозы.

В 1985 г. в республике функционировало 4166 отделений почтовой, телеграфной и телефонной связи.

5 ноября 1956 г. впервые в Узбекистане начал работать Ташкентский телевизионный центр. К концу 60-х годов принимать телепередачи могли Ферганская долина и Самаркандская область. В 1977 г. телетрансляция стала цветной.

В 1978—1979 гг. в Ташкенте была воздвигнута 350-метровая телевышка. В Ургенче и Нукусе были построены и введены в эксплуатацию телецентры.


  • Здравствуйте Господа! Пожалуйста, поддержите проект! На содержание сайта каждый месяц уходит деньги ($) и горы энтузиазма. 🙁 Если наш сайт помог Вам и Вы хотите поддержать проект 🙂 , то можно сделать это, перечислив денежные средства любым из следующих способов. Путём перечисления электронных денег:
  1. R819906736816 (wmr) рубли.
  2. Z177913641953 (wmz) доллары.
  3. E810620923590 (wme)евро.
  4. Payeer-кошелёк: P34018761
  5. Киви-кошелёк (qiwi): +998935323888
  6. DonationAlerts: http://www.donationalerts.ru/r/veknoviy
  • Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.
§2. Одностороннее Развитие Экономики Узбекистана в 1950-1990 годах Обновлено: Март 5, 2017 Автором: admin

Добавить комментарий

Пожалуйста, поддержите проект
Помощь сайту:
  1. R819906736816 (wmr) рубли.
  2. Z177913641953 (wmz) доллары.
  3. E810620923590 (wme)евро.
  4. Payeer-кошелёк: P34018761
  5. Киви-кошелёк (qiwi): +998935323888
  6. DonationAlerts: http://www.donationalerts.ru/r/veknoviy Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.