Всемирная История
История

§ 3. Укрепление Советского Режима в Туркестане. Создание ТАССР

Учреждение Туркестанской Автономной Советской Республики

Центральное большевистское правительство, учитывая создавшееся в Туркестане положение, решило привлечь местное население к советскому строительству — установить «автономию советского образца». Для решения этой задачи из Москвы в Туркестан был направлен ряд партийных и советских работников. В частности, в край прибыли Чрезвычайный комиссар советского правительства П.А. Кобозев, а также X. Ибрагимов, А.Ш. Клевлев и другие партийные деятели. Как посланники Центра они проводили среди местных советских руководителей разъяснительную работу о необходимости тесного сотрудничества с коренным населением, подтвердили намерение советского правительства планомерно осуществлять национальную политику.

Вопрос об официальном учреждении Туркестанской Автономной Советской Республики (ТАСР) рассматривался на V Краевом съезде Советов, проходившем в Ташкенте с 20 апреля по 1 мая 1918 г. На основе внесенного большевистской фракцией предложения было принято постановление, которое закрепляло вхождение Туркестана в состав РСФСР. В постановлении отмечалось, что его временное правительство будет проводить свою политику в соответствии с политикой правительства РСФСР. Были определены границы автономной республики. Высшим законодательным органом объявлялись съезды рабочих, солдатских и дехканских депутатов, а постоянно действующим органом — Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК). Управление краем было передано в распоряжение Совета Народных Комиссаров. Местным советам и исполнительным комитетам на местах поручалось исполнять функции правительственных органов. Краевой съезд, принимая во внимание многонациональный состав населения, создал при правительстве Народный комиссариат по национальным вопросам. На местах были организованы его отделения, на которые возлагались обязанности вести разъяснительную и организаторскую работу среди представителей разных национальностей, защищать их национальные интересы.

Таким образом, была создана Туркестанская Автономная Советская Республика (ТАСР). Ее правительство не защищало национальные интересы и права коренного населения, а старалось укрепить свою власть. Все функции государственного управления были переданы Советам и их органам на местах. В составе Советов рабочих, солдатских и дехканских депутатов преобладали представители европейского населения края. При создании республики территориальные вопросы решались однобоко, не учитывались ее условия. Наконец, объявление Туркестана советской республикой не было юридически подкреплено, не соответствовало демократическим принципам, не опиралось на волеизъявление коренного населения.

На съезде был избран Центральный Исполнительный Комитет из 36 человек, но в его состав вошли всего 9 представителей местной национальности. Его председателем избрали Чрезвычайного комиссара П.А. Кобозева. В состав возглавляемого большевиком Ф.И. Колесовым правительства, состоявшего из 16 человек, были включены только 3 представителя местной национальности.

Взяв в свои руки управление ТАСР, центральное правительство контролировало внутреннюю и внешнюю политику новой автономии. После объединения большевистской организации края возникла необходимость в создании коммунистической партии. 17—25 июня 1918 г. в Ташкенте прошла краевая конференция большевиков Туркестана, провозглашенная как I съезд Коммунистической партии Туркестана. На ней было объявлено о создании Компартии Туркестана в составе РКП(б).

С созданием КПТ усилилась экономическая и политическая зависимость Туркестана от России, поскольку местное правительство было вынуждено согласовывать свои действия, а доклады и выступления представлять на предварительное согласование в Центральный Комитет для их официального одобрения.

Определение правового статуса туркестанской государственности было полностью в руках Центра. В частности, на основе его указаний были определены конституционные права края. За основу при создании Туркестанской АССР была взята первая Конституция РСФСР, принятая в 1918 году. Для решения актуальных вопросов жизни народов края в октябре 1918 года был созван V Краевой съезд Советов Туркестана. На данном съезде была принята Конституция ТАСР, которая опиралась на Конституцию РСФСР и «Декларацию прав угнетенных и эксплуатируемых народов». Было закреплено право большевистского Центра определять политику Туркестанской АССР в области государственного управления и народного хозяйства. В утвержденный на съезде высший орган Туркестанской автономной республики — Центральный Исполнительный Комитет — были включены представители коренной национальности (всего 20 из 75 человек).

Таким образом, V Краевой съезд Советов, проходивший по инициативе и при поддержке представителей «великой» нации, и принятые на нем в «коренных интересах» народов Туркестана и относящиеся к его судьбе «важные» документы на деле служили интересам советского правительства. Принятая Конституция Туркестана совершенно не защищала законные социально-политические и культурные права коренного населения края. Согласно Конституции, лица, живущие за счет «нетрудового дохода», религиозные деятели, священнослужители, частные торговцы, продавцы и другие полностью лишались права голосовать и быть избранными. Таким образом, определенная часть социальной прослойки населения Туркестана лишалась права участвовать в государственном управлении.

Усиление господства большевиков в крае

Процесс укрепления советской власти в Туркестане, формирование ее исполнительных органов полностью осуществлялись под руководством партии большевиков России и ее представителей на местах. После создания Компартии Туркестана и формирования Центрального Исполнительного Комитета еще больше усилилось их влияние. Компартия Туркестана являлась неотъемлемой частью РКП(б), что давало возможность руководству Центра беспрепятственно взять под свой контроль весь Туркестан. Теперь все происходящие в стране социально-политические процессы стали контролироваться большевиками Туркестана. Местные советские органы были сформированы из представителей двух партий — большевиков и эсеров, однако это было временным явлением: двоевластие не могло долго продолжаться. В начале марта 1919 г. под давлением большевиков края представители левых эсеров были вынуждены выйти из состава органов местной советской власти. В связи с появлением различных «контрреволюционных» вражеских сил, угрожавших советской власти, начали создаваться Комитеты бедноты, Чрезвычайные комиссии (ЧК). Получив неограниченные полномочия, они от имени советской власти принимали чрезвычайно жесткие меры наказания, при необходимости брали на себя многие функциональные обязанности органов власти. Это, естественно, вызывало недовольство местных советов рабочих, солдатских и дехканских депутатов. В 1919 г. в Андижане, Намангане, Маргилане вместо многочисленных мусульманских советов начали создаваться чрезвычайные органы, временные революционные комитеты. К середине 1919 г. такие чрезвычайные органы были созданы во многих городах и кишлаках Туркестана.

Было ясно, что большевики, насаждая политику Центра и не учитывая местные условия, не защищая интересы коренного населения, испытывали серьезные трудности. Не только многочисленное коренное население края, но и различные политические противники оказывали сопротивление усиливавшемуся единовластию большевиков. Ярким тому подтверждением явился мятеж, поднятый 19 января 1919 г. военным комиссаром К. Осиповым, в результате которого были расстреляны 14 туркестанских комиссаров. Несмотря на обещания Осипова, местное население воздержалось от участия в мятеже. Вскоре мятеж был подавлен рабочими Ташкентских железнодорожных мастерских и другими силами.

Новое руководство Туркестанской автономной республики сделало необходимые выводы: начало привлекать к работе в советских органах представителей интеллигенции и коммунистов коренной национальности, а также предоставило им возможность создавать свои национальные организации.

В марте 1919 г. под председательством Турара Рыскулова (1884—1938) было организовано Краевое мусульманское бюро, которое начало издавать газету «Иштирокиюн». Росло число изданий периодической печати на узбекском языке. Постепенно к активной руководящей и партийной работе в республике начали привлекаться лица местной национальности, имеющие большой авторитет среди коренного населения и многолетний стаж революционной борьбы, такие, как Т. Рыскулов, Н. Туракулов, Н. Ходжаев, А. Рахимбаев, К. Отабаев, С. Турсунходжаев, С. Сегизбаев, О. Бабаджанов, А. Икрамов и др. Многие из них, где бы ни работали, всегда старались исходить из интересов нации, народа, прилагали все усилия для претворения в жизнь его стремления к свободе.

Т. Рыскулов, будучи председателем ЦИК Туркестанской республики с января по июль 1920 г., стремился защищать интересы коренных жителей. Он до конца боролся за идею создания «Тюркской республики» («Турк республикаси») взамен не отвечающей чаяниям народа автономной республики. В этом отражались давние родственные связи между братскими народами. Борясь за претворение своей идеи, Т. Рыскулов дошел до Москвы, где изложил руководству Центра свою цель и попытался добиться решения вопроса. Однако это не удалось, и в конце концов он был вынужден уйти в отставку. Такая же участь постигла и его преемника Абдуллу Рахимбаева. Основной причиной сложившегося положения было то, что судьба коренного населения края во многом зависела не от местных государственных деятелей, а от господствовавшего Центра и его представителей в Туркестане, наделенных большими полномочиями.

Особую роль сыграли направленные от советского правительства и ЦК РКП(б) в Туркестан в октябре 1919 г. чрезвычайные представители Турккомиссии с неограниченными полномочиями. Вся деятельность Турккомиссии была направлена на упрочение советского строя и мобилизацию для этой цели всех имеющихся резервов. Кроме того, она не ограничивалась решением только внутренних вопросов и имела право устанавливать связи с соседними государствами, а также заключать договора и соглашения с ними.

4 ноября 1919 г. в Ташкент прибыла Турккомиссия в составе Ш. Элиавы, В. Бокия, Ф. Голощекина, В. Куйбышева, Я. Рудзутака, М. Фрунзе. Ей были приданы особые — надзирательные, судебные, хозяйственные и распорядительные — функции, что означало жесткий контроль над проведением политики в крае. Турккомиссия подвергла гонениям национальных руководителей Т. Рыскулова, А. Туракулова, К. Отабаева и других, которые стремились осуществить идею создания Туркестанской республики, и местных жителей, которые не являлись сторонниками советской власти.

Главной целью Турккомиссии было укрепление господства большевиков и усиление зависимости края от советской России. Создание Турккомиссии стало определенным этапом в процессе установления в крае диктатуры большевиков. Основанный на этой диктатуре советский строй был тоталитарным режимом, полностью противоречившим интересам и стремлениям коренных народов.

Экономическая политика советской власти и ее последствия

Большевики Туркестана, как и в России, поставили себе основной — елью сделать общественными все виды собственности на средства производства. Эта цель была отражена и в ранее провозглашенных программных документах и лозунгах. Поэтому советское правительство в Туркестане и все его правомочные органы на местах любой ценой должны были выполнить эту «историческую миссию». При этом не были приняты во внимание местные условия, возможности и стремления коренных народов Туркестана. Вместе с тем в 1917—1918 гг. в крае сложилось очень сложное социально- экономическое положение, что отражалось на жизни местного населения. Последствия Первой мировой войны и насильственное установление советской власти привели к кризису. Промышленные предприятия края пришли в упадок, не хватало транспортных средств, резко снизилось производство хлопка — все это в совокупности с другими кризисными явлениями привело экономику республики к краю пропасти. В таких тяжелых условиях советское правительство начало принимать экстренные меры по оздоровлению экономики, промышленности и сельского хозяйства, однако принятые меры не улучшили, а, наоборот, усугубили положение.

Дело в том, что большевики с первых же дней своей деятельности начали принимать меры к ликвидации частной собственности и централизации народного хозяйства. Во всех отраслях производства они стремились к преобладанию государственной собственности. Мероприятия по развитию экономики, разработанные Центром, были направлены на достижение этой цели во всех регионах страны, в том числе и в Туркестане, без учета последствий, к которым это могло привести.

Осенью 1917 года было объявлено об установлении рабочего контроля в промышленности. В это же время в Туркестане началась национализация всех отраслей промышленности. В начале 1918 года были национализированы хлопкоочистительные, маслобойные заводы, типографии, банки, железная дорога, угольные месторождения и нефтяные скважины и другие объекты народного хозяйства, число которых достигло 330.

Определенное недовольство вызывал процесс конфискации земельной собственности с последующей ее национализацией, который осуществлялся согласно «Декрету о земле». Население, которое в течение многих веков вело свое хозяйство на принципах частной собственности, не одобряло действий советского правительства в этом направлении. Активизация освободительного движения в Туркестане поставила большевистское правительство в трудное положение.

Началось разработанное правительством Центра широкомасштабное внедрение в Туркестане политики «военного коммунизма». Смысл этой политики заключался в национализации всей собственности, предприятий, отраслей производства и подчинении народного хозяйства единому управлению. В действительности эта политика была направлена не на ликвидацию голода, а на обеспечение завоеваний «социалистической революции», их защиту на фронтах и обеспечение продуктами питания основной силы советской власти — рабочего класса.

До конца 1920 года в Туркестане было национализировано 1075 промышленных предприятий (многие из них были мелкими). В результате этого государственные предприятия охватили 90% рабочей силы, занятой в промышленности края. 3/4 части валовой продукции приходилось на долю государственного сектора. Традиционное кустарное производство путем администрирования было объединено в артели. В конце 1920 года 800 артелей кустарей находились под жестким контролем властей, которые занимались распределением их продукции.

Одной из основных составляющих политики «военного коммунизма» была всеобщая трудовая мобилизация, которой подлежали все мужчины и женщины от 16 до 55 лет. Это стало причиной недовольства многих социальных слоев населения.

Опираясь на всеобщую трудовую мобилизацию, правительство переводило трудовые ресурсы из одного региона в другой, разлучая семьи, ставя их в тяжелейшие условия. В 1921 году один из руководителей государства в своем выступлении так охарактеризовал суть этой политики: «Так осуществили всеобщую трудовую мобилизацию, что половина способного к труду городского населения… бежала в кишлаки… Положение дошло до такой степени, что для мобилизации в достаточном количестве трудовых резервов во время молитвы окружали соборную мечеть и другие места и забирали людей».

К концу 1918 года более 1 млн человек были обречены на голод. Осуществление политики «военного коммунизма» на фоне усилившихся голода и засухи привело коренное население к обнищанию. Начавшаяся в 1919 году продразверстка еще более усугубила положение населения кишлаков. Политика продразверстки давала органам советской власти широкие полномочия: у дехкан изымали излишки продуктов, налагали запрет на продажу зерна и закрывали рынки. Коренное население лишалось всего, что имело. Видные государственные деятели Турар Рыскулов, Низамиддин Ходжаев, Мунаввар Кары и другие, защищая интересы населения, открыто и резко выступили против такой политики. Так, в конце 1920 года Н. Ходжаев, выступая на заседании ЦИК Туркестана, сказал: «Сельские жители вынуждены питаться одной зеленью, отчего начали умирать, особенно много случаев смерти среди детей». Согласно приведенным в докладе сведениям, 35—40% всего населения Ферганы, в том числе 60% — в Маргиланском уезде, 50% — в Кокандском уезде голодало. Такое положение можно было наблюдать и в других областях края.

Таким образом, жесткая экономическая политика вывела край из традиционного жизненного русла, миллионы жителей городов и кишлаков вынуждены были вести нищенский образ жизни, их обрекли на немыслимые лишения. По этой причине среди коренного населения усиливалось недовольство политикой советской власти.

Культурная жизнь

Ни одна политическая система не может проводить свою линию без развития просвещения, науки и техники. Советское правительство, исходя из классовых интересов, также уделяло определенное внимание этим важным направлениям. В области народного образования новая система делала акцент на обучение в духе социалистической идеологии. В ноябре 1918 го¬да был издан Декрет об отделении церкви от государства. И хотя старые частные религиозные школы не были запрещены, расширялось число новых советских школ, обучение и воспитание в которых опиралось на классовый принцип. Школы были разделены на две ступени: 1-я ступень — 3-лет- нее начальное обучение (1—3 классы), 2-я ступень — 4-летнее обучение (4—6 классы). Существовали также средние школы, обучение в которых продолжалось еще 3 года (7—9 классы). Однако таких школ было очень мало. Большую часть составляли начальные школы 1-й ступени.

Вместе с тем материальная база школ была в плохом состоянии. Оснащенность учебными пособиями, программами, учебниками совершенно не отвечала необходимым требованиям. Не хватало достаточно образованных кадров учителей. На прошедшем в 1920 году I съезде заведующих отделами народного образования Туркестана шла речь об этих недостатках. Частые призывы на службу в действующую армию также вели к сокращению числа учителей. В связи с этим количество школьных учителей во многих регионах сократилось более чем на 75%. Открытые ради «галочки» неоснащенные школы не смогли привлечь к учебе детей местной национальности. Например, более 70% детей края не были охвачены обучением в школах. Даже в старогородской части Ташкента из 40 тысяч детей к учебе было привлечено всего 10 тысяч, т. е. 25% от общего числа детей школьного возраста.

Несмотря на это, многие преданные своему народу просветители начали привлекать к учебе в новых советских школах детей местной национальности. Здесь уместно вспомнить имена таких выдающихся народных просветителей, как О. Шарафуддинов, Ж. Адылов, Т. Шермухаммедов, С. Садыков, К. Дадамухаммедов, Кары Ниязи и др.

В те годы зарождалась система высшего образования. Работая ради будущего своей родины, многие патриоты начали сотрудничать с советской властью, чтобы открыть в Туркестане высшее учебное заведение. Открытие 21 апреля 1917 г. в Ташкенте Туркестанского народного университета  стало итогом этой совместной деятельности. В университете было несколько факультетов: естественно-математический, историко-филологический, сельскохозяйственный и технический. В 1920 году 60% обучавшихся в университете составляла молодежь коренной национальности. В процессе обучения и воспитания молодежи в университете большую роль сыграли авторитетные ученые и просветители Мунаввар Кары, Ахмад Файзи, Бурхан Хабиб, Ибрагим Тохири, Усман Ходжаев, Хади Файзи и др.

С ноября 1918 года в Ташкенте начало функционировать еще одно высшее учебное заведение — Восточный институт. В нем обучалось 234 студента, в том числе много молодежи коренных национальностей. Таким образом были заложены основы подготовки высококвалифицированных кадров в области истории Востока, философии, географии, культуры, литературы, искусства.

В это время в культурной жизни края произошли положительные изменения, связанные с активизацией издательской деятельности. Распространявшиеся в начале XX века издания отражали духовные чаяния народа. Издательской деятельностью занимались и передовые представители джадидов Туркестана Мунаввар Кары, Фитрат, Чулпан, Абдулла Авлони, Садридцин Айни, В ал иди и др. Большевики Туркестанского края стремились привлечь на свою сторону передовых мыслителей, издательских работников, пользовавшихся уважением в народе. В 1918—1920 гг. в крае начал издаваться ряд газет и журналов большевистского толка. К ним можно отнести издания на узбекском языке «Иштирокиюн», «Халк дорулфунуни» (Ташкент), «Ишчилар калкони» (Наманган), «Халк газетаси» (Коканд), «Мехнаткашлар товуши» (Самарканд).

Несмотря на все сложности и противодействие большевиков, передовая интеллигенция в своих произведениях отражала духовные чаяния народа, его стремление к светлому будущему. Об этом можно судить по творчеству Чулпана, Фитрата, Тавалло, Каримбека Ками, М. Сиддики.

Активную деятельность осуществляло созданное в 1919 году Фитратом литературное объединение «Чигатой гурунги». Вокруг него группировалась передовая интеллигенция, выступавшая за национальное единство и приверженная идее независимости. Узбекская интеллигенция в самых сложных условиях выбрала верное направление в творчестве и создавала подлинно народные произведения, ярко демонстрируя свои способности.

Созданные в 1918 году в Фергане известным поэтом и драматургом Хамзой Хаким-заде «Краевая мусульманская политдрамтруппа», в Ташкенте актером и режиссером Маннаном Уйгуром труппа «Туран» явились первыми ласточками узбекского национального искусства. В частности, объединенные в эту группу Мухиддин Кары Якубов, Ходжа Сидцик Исламов, Тамара Ханум, Аброр Хидоятов, Обид Джалилов, Сайфи Алимов и другие впоследствии стали великими деятелями национального театра.

Таким образом, несмотря на ужесточение политики советской власти в Туркестане, вопреки всем препятствиям и существовавшим противоречиям, смелые и мужественные деятели литературы и искусства, веря в светлое будущее, вложили все свои силы и талант в дело духовного обогащения своего народа.


  • Здравствуйте Господа! Пожалуйста, поддержите проект! На содержание сайта каждый месяц уходит деньги ($) и горы энтузиазма. 🙁 Если наш сайт помог Вам и Вы хотите поддержать проект 🙂 , то можно сделать это, перечислив денежные средства любым из следующих способов. Путём перечисления электронных денег:
  1. R819906736816 (wmr) рубли.
  2. Z177913641953 (wmz) доллары.
  3. E810620923590 (wme)евро.
  4. Payeer-кошелёк: P34018761
  5. Киви-кошелёк (qiwi): +998935323888
  6. DonationAlerts: http://www.donationalerts.ru/r/veknoviy
  • Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.
§ 3. Укрепление Советского Режима в Туркестане. Создание ТАССР Обновлено: Март 1, 2017 Автором: admin

Добавить комментарий

Пожалуйста, поддержите проект
Помощь сайту:
  1. R819906736816 (wmr) рубли.
  2. Z177913641953 (wmz) доллары.
  3. E810620923590 (wme)евро.
  4. Payeer-кошелёк: P34018761
  5. Киви-кошелёк (qiwi): +998935323888
  6. DonationAlerts: http://www.donationalerts.ru/r/veknoviy Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.