Всемирная История
История

§2. Установление Советского Режима в Туркестане. Борьба за Народную Власть. Туркестанская Автономия

Октябрьские события 1917 года и их влияние на жизнь народов Туркестана

Февральская революция не принесла коренных революционных изменений в жизни России. Временное правительство не смогло решить социально-экономические, аграрные, национальные проблемы и вопрос о войне и мире. В стране назревал кризис. В то же время усиливалось недовольство народа участием России в Первой мировой войне и поражениями русской армии, поскольку все тяготы войны лежали на плечах народа. Угроза экономического краха, социальные проблемы и усиление общего кризиса стали причиной падения авторитета Временного правительства, что в свою очередь, усиливало революционную ситуацию в стране. Этой сложной ситуацией воспользовались большевики во главе с Лениным. Они выдвинули пропагандистские лозунги, чтобы привлечь на свою сторону основную массу населения страны. Чтобы достичь своих целей, большевики выдвигали неосуществимые идеи. Они брались решить все коренные проблемы. 24—25 октября 1917 года большевики осуществили в Петрограде государственный переворот. Свергнув Временное правительство, они захватили власть в стране.

Поскольку Туркестан входил в состав России, события, происходившие в Центре, влияли на политическую ситуацию в крае.

В опубликованной в советский период исторической литературе события, происходившие в данный период, фальсифицировались. Так, утверждалось, что население Туркестана одним из первых признало большевистское правительство России и советскую власть. На самом деле эти утверждения не соответствуют исторической действительности. Даже захват в ночь с 31 октября на 1 ноября 1917 г. крепости Тупраккала, где находился Туркестанский комитет Временного правительства, не свидетельствует о серьезных изменениях в Туркестане.

Насильственное установление советской власти в Туркестане

Большевики, захватившие власть в Центре, приложили все усилия для утверждения советской системы во всех республиках, входящих в состав России, в том числе и в Туркестане. Они начали незамедлительное осуществление программы по установлению своей власти на местах. Для осуществления этих целей большевики не останавливались ни перед чем и готовы были применить силу. Особенно ярко это проявилось на примере Туркестана.

Установление советской власти в Туркестане было сопряжено с большими сложностями, прежде всего потому, что идеи большевиков были непонятны и не соответствовали истинным стремлениям коренного населения республики. Местное население не желало путем социалистических преобразований немедленно перейти к общенациональной форме собственности, изменить сформировавшийся в течение многих веков образ жизни.

Тем не менее, партия большевиков вынудила население края принять чуждые для него идеи. К большинству тех, кто не желал перейти на сторону советской власти, были применены жесткие меры, во многих районах Туркестана были организованы погромы и грабежи.

В то время для советской системы было обычным явлением моральное унижение населения, оскорбление святых мест, уничтожение религиозных книг. По официальным данным, в Ферганской долине в период установления советской власти были истреблены: в Маргилане — 7 тыс., Андижане — 6 тыс., Намангане — 2 тыс., в окрестностях Базаркургана и Коканда (нынешний Пахтаабадский район) — 4,5 тыс. человек. При установлении советской власти тысячи людей были уничтожены и в других городах и кишлаках Туркестана.

Руководители советского правительства во всех своих официальных программных документах и лозунгах провозглашали равноправие, предоставление всем угнетенным народам права на самоопределение и создание национального государства. Но это были лишь пустые обещания. Например, в таких важных документах большевиков, как «Декларация о правах населения России», «Декларация прав угнетенных и эксплуатируемых народов», обращение «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока», и в других документах угнетенным народам были обещаны свобода и поддержка в обретении независимости, однако на деле большевики придерживались иной политики.

Одновременно с насильственным установлением советского строя большевистская партия Туркестана вместе с другими подобными партиями старались не допускать к управлению представителей коренного населения. Предвидя это, передовые деятели из числа коренного населения открыто высказали свое мнение о том, что если большевики сформируют правительство с позиции меньшинства, без учета интересов основной массы населения, это вызовет резкое недовольство большинства жителей края.

Прошедший 12—15 ноября 1917 г. в Ташкенте III Краевой мусульманский съезд принял решение, в котором отмечалось: «Правительство, противоречащее интересам коренного населения, которое находится в руках группы случайных людей — военных, рабочих и дехканских организаций, не отвечает требованиям демократии и не сможет дать гарантий самоопределения и самостоятельного решения своей судьбы коренному населению страны».

Однако эти оправданные требования нисколько не повлияли на политику большевиков и руководителей советского правительства Туркестана, которые продолжали путем насилия устанавливать свою власть на местах. Для осуществления своих целей они созвали III съезд рабочих, солдатских и дехканских депутатов Туркестана, который проходил 15—22 ноября 1917 г. в Ташкенте. Однако депутатам от мусульманских рабочих и дехкан Туркестана не была предоставлена возможность принять равноправное участие в работе этого съезда. Совет Народных Комиссаров Туркестана состоял из председателя Ф.И. Колесова (большевик), 7 большевиков и 8 левых эсеров, в его состав не входил ни один представитель коренных народов, которые составляли 95% всего населения края. Это является типичным примером шовинистической политики советского правительства, которое совершенно игнорировало интересы коренного населения.

Представители этого правительства откровенно высказывались в подобном духе. Например, выступивший на IV Краевом съезде Советов народный комиссар Успенский произнес такое напутствие: «Товарищи мусульмане, мы ваши старшие братья, поэтому вы должны нам подчиняться!». Один из высокопоставленных лиц в правительстве А. Казаков высказал свою точку зрения таким образом: «В Республике Туркестан проживает 95% мусульман и только 5% русских, и эти 5% держат все в своих руках и продолжают править. Однако это явление временное. Когда народ края будет готов, мы передадим управление республикой ему».

Это было проявлением беспардонного отношения к народу, имеющему тысячелетний исторический опыт государственности, способному определять свое будущее,, перспективы своего развития, имеющему сыновей-патриотов, посвятивших свою жизнь великим целям свободы и независимости своей Родины. Абсолютное большинство коренных жителей Туркестана было против такой шовинистической, противоречащей национальным интересам политики нового советского правительства.

Туркестанская автономия

Осложнившаяся после установления советского строя политическая ситуация в Туркестане привела к объединению и активизации деятельности патриотических и прогрессивных сил. Они взяли инициативу в свои руки, чтобы повести за собой народ в борьбе за демократическую государственность, за настоящую народную власть, справедливость и свободу против несправедливости власти, возглавляемой большевиками.

26 ноября 1917 г. в Коканде был созван IV Чрезвычайный краевой мусульманский съезд. В нем приняли участие более 200 представителей из 5 областей, в том числе от «Шурой Исломия», «Шурой Уламо», Совета военных мусульман, Общества евреев Туркестанского края.

В состав президиума съезда были избраны видные общественные деятели края — Мустафа Чокай, У. Асадуллаходжаев, Юрали Агаев, С. Акаев, Обиджан Махмудов, Абдурахман Уразаев, Ислам Шоахмедов, Камол казы, Каримбаев — всего 13 человек. Итогом трех дней работы съезда стало решение о создании Туркестанской автономии. В частности, в принятом постановлении было сказано:

«Исходя из революционного обращения России, провозгласившего право на самоопределение, представляя проживающее в Туркестане население разных национальностей, выражая волю народа, объявляем о создании автономии в Туркестане в составе и на территории Российской Федеративной Республики. Вместе с этим Учредительному собранию поручается выработать и установить законную форму автономии».

После этого съезд торжественно объявил «о непременной защите прав национальных меньшинств, проживающих в Туркестане».

28 ноября (11 декабря) сформированному государственному образованию было дано название Туркестанская автономия (Туркистон Мухторияти). До созыва Учредительного собрания вся полнота власти передавалась Туркестанскому Временному Совету (в составе 12 человек) и Туркестанскому Народному (Национальному) Собранию (в составе 54 человек).

На съезде было сформировано правительство Туркестанской автономии — Туркестанский Временный Совет. В его состав вошли 12 человек:

1. Мухаммаджан Тынышбаев — премьер-министр, министр внутренних дел.
2. Ислам Шоахмедов — заместитель премьер-министра.
3. Мустафа Чокаев — министр иностранных дел (впоследствии премьер-министр).
4. Убайдулла Ходжаев — военный министр.
5. Юрали Агаев — министр земельных и водных богатств.
6. Обиджан Махмудов — министр продовольствия.
7. Абдурахман Уразаев — заместитель министра внутренних дел.
8. Соломон Герцфельд — министр финансов.
Саиднасир Миржалал-оглы занял в составе сформированного правительства должность казначея.

Впоследствии, приняв рекомендации представителей европейских национальностей, решили ввести в состав правительства еще 4 человека из их числа.

Значительной заслугой съезда явилось избрание состава Туркестанского Народного Собрания (парламента). В его состав, кроме членов Временного правительства, вошли Т. Норбутабеков, С. Шарифходжаев, Насирхантура Камолхантура оглы, М. Бехбуди, Т. Мусабаев, Сабирджан Юсупов, Одилджан Умаров и другие выдающиеся общественные деятели края.

Таким образом, с созданием национального правительства из числа уважаемых лиц и патриотов страны на их плечи была возложена огромная ответственность. Основной задачей народного правительства явилось возрождение Туркестана, постепенное восстановление его независимости, подъем на должную высоту его статуса. Поэтому миллионы граждан страны с радостью и гордостью приняли провозглашение Туркестанской автономии.

В декабре 1917 года в Ташкенте, Намангане, Джалалабаде, Коканде, Самарканде, а также в других городах тысячи людей вышли на митинги, в которых горячо приветствовали Автономию. 6 декабря в старогородской части Ташкента был проведен многотысячный митинг в поддержку Туркестанской автономии, на котором выступили выдающиеся государственные деятели — Мунаввар Кары, Мулла Одил муфтий, Саид Ганихан, Пирмухаммад Аълам. Участники митинга приняли постановление в поддержку Временного краевого правительства. В те дни на страницах местной периодической печати были опубликованы многочисленные статьи, в которых прозвучали призывы к солидарности в борьбе за светлое будущее.

Так, Фитрат в своей статье «Автономия» в газете «Хуррият» за 5 декабря 1917 года отмечал: «…Съезд выполнил свою работу. Все остальное — задача нации. Для защиты автономии необходима сила, нужны деньги. Пусть нация предоставит их».

Население края единодушно поддерживало правительство автономного Туркестана, но большевики приняли все меры к тому, чтобы развитие событий пошло по иному пути. Насильственное подавление митинга в поддержку автономии в Ташкенте 13 декабря 1917 года было первым покушением на Туркестанскую автономию, в результате которого погибли мирные жители. В эти тяжелые для Туркестанской автономии дни, 25 декабря 1917 года, в Коканде начал работу I Чрезвычайный съезд рабочих, солдатских и дехканских депутатов, в котором приняли участие около 200 человек. Съезд прошел под лозунгом всемерной материальной и моральной поддержки Автономии. В последний день работы съезда, 27 декабря, депутаты отправили в Петроград на имя Председателя Совета Народных Комиссаров телеграмму, в которой просили признать Туркестанскую автономию и дать возможность довести дело до конца. В частности, в телеграмме говорилось:

«Сегодня народ Туркестана единогласно провозгласил Туркестанскую автономию и предлагает Учредительному собранию выработать окончательную форму управления автономией… В составе Народного Совета мы выделили им 33% мест, несмотря на то, что русские и европейцы составляют 2% населения края… Передавая вам сведения о I Чрезвычайном съезде рабочих, солдатских и дехканских депутатов, просим Вас… издать Указ о передаче власти Совета Народных Комиссаров Ташкента в распоряжение Временного правительства Туркестана. Этим Вы спасете Туркестан от двоевластия и анархии, которые могут привести к большой катастрофе».
Журнал «Ишчилар дунеси», 1918, № 2. С. 22-23.

Однако данная просьба народного съезда не была удовлетворена. Напротив, были даны секретные указания о немедленной ликвидации Туркестанской автономии.

Поражение Туркестанской автономии и его исторические уроки

Правительство Центра и его представители в Туркестане объявили правительство Туркестанской автономии  и вне закона. Для этого советское правительство использовало все имеющиеся в его распоряжении средства. В ликвидации Автономии были задействованы все размещенные в крае военные силы.

По многим объективным и субъективным причинам Туркестанская автономия не могла подготовиться к обороне и защитить себя, поскольку просуществовала исторически короткое время (всего 72 дня). К тому же среди автономистов существовали серьезные разногласия по многим важным вопросам, не было единства и сплоченности. Свидетельством тому является переворот 18 февраля 1918 года, который был осуществлен организацией «Шурой Уламо». Было свергнуто правительство во главе с Мустафой Чокаем и руководство правительством передано начальнику миршабов Коканда Кичик Эргашу.

Правительство Автономии не успело установить связи с зарубежными странами, которые могли бы оказать финансовую и моральную поддержку, что в конечном итоге обрекало Туркестанскую автономию на неэффективную деятельность.

Большевистское правительство воспользовалось этим положением и приняло решение ликвидировать национальное правительство Автономии. 14 февраля 1918 г. советское правительство Туркестана ввело чрезвычайное положение в Ферганской области. 17 февраля в Коканде от местных органов власти — советов рабочих и солдатских депутатов, правительства Автономии — потребовали сдачи. В это же время из Ташкента прибыли вооруженный красноармейский отряд во главе с военным комиссаром Туркестанского края Е. Перфильевым. К этим противозаконным действиям были привлечены дашнаки — армянские националистические отряды. 19—21 февраля стали самыми трагическими днями в истории Коканда. Столица бывшего ханства была превращена в руины. Советское правительство беспощадно разгромило правительство Туркестанской автономии.

Самым страшным было то, что пострадали тысячи невинных людей, мирные жители Коканда остались без крова, более 100 тыс. человек было убито. О кровавой трагедии в Коканде впоследствии вспоминал один из советских государственных деятелей Д. Манжара: «Кокандская трагедия произошла из-за допущенных нами политических ошибок. Вместо того, чтобы окружить место расположения в старой части города плохо вооруженных автономистов, мы подвергли их массированному артиллерийскому обстрелу, а затем пустили в дело хорошо вооруженные отряды армянских дашнаков. В результате чего начались грабежи, бесчинства и резня. При этом пострадали и мирные жители, которые не имели никакого отношения к автономистам».

Газета «Знамя свободы» в одном из январских номеров 1918 года сообщала: «Большевики не признали автономии и не предоставили угнетенному народу возможности самостоятельно определить свою судьбу и осуществить свои законные права».

Хотя Туркестанская автономия и потерпела поражение, однако она оставила неизгладимый след в исторической судьбе края. Трагедия Автономии показала всю лживость утверждения советского правительства о предоставлении народам Туркестана свободы, равноправия, права на создание ими своего национального государства. Это явилось историческим уроком в борьбе народа Туркестана за свободу и независимость: нельзя добиться свободы с чужой помощью, нужно полагаться только на свои силы, бороться под руководством только своих представителей.

Поражение Автономии содействовало дальнейшему сплочению народа Туркестана на пути к независимости и свободе.

Подписывайтесь на наш канал на YouTube!: https://www.youtube.com/channel/UClPwfFFfnu6FlIo_3wTsl4Q

  • Здравствуйте ! На содержание сайта каждый месяц уходит деньги ($) и горы энтузиазма. 🙁 Если наш сайт помог Вам и Вы хотите поддержать проект 🙂 , то можно сделать это, перечислив денежные средства любым из следующих способов. Путём перечисления электронных денег:
  • Помощь сайту:
  1. R819906736816 (wmr) рубли.
  2. Z177913641953 (wmz) доллары.
  3. E810620923590 (wme)евро.
  4. Payeer-кошелёк: P34018761
  5. Киви-кошелёк (qiwi): +998935323888
  6. DonationAlerts: http://www.donationalerts.ru/r/veknoviy
  • Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.
§2. Установление Советского Режима в Туркестане. Борьба за Народную Власть. Туркестанская Автономия Обновлено: Март 1, 2017 Автором: admin

Добавить комментарий

Поддержи Проект!
Помощь сайту:
  1. R819906736816 (wmr) рубли.
  2. Z177913641953 (wmz) доллары.
  3. E810620923590 (wme)евро.
  4. Payeer-кошелёк: P34018761
  5. Киви-кошелёк (qiwi): +998935323888
  6. DonationAlerts: http://www.donationalerts.ru/r/veknoviy Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.
v Назад ^ Наверх