Всемирная История
История

§2. Экономическая Политика. Земельно-Водная Реформа. Политика Индустриализации и ЕЕ Колониальная Сущность

Новая экономическая политика в Туркестане

В начале 20-х годов XX в. республика находилась в тяжелом положении.

Сказывались последствия Первой мировой войны, трудности при установлении нового советского строя, проведение большевистской властью неоправданной политики в отношении коренного населения, а также проблемы, связанные с повстанческим движением. Пришла в упадок промышленность, не работали транспорт и средства связи, пришли в негодность огромные посевные площади. В стране господствовали разруха, голод и безработица.

Вместе с тем проводимая советским режимом политика военного коммунизма и связанная с ней продразверстка усугубляли и без того тяжелое положение народа. В результате применения чрезвычайных мер у населения отбирали все имеющиеся продукты и имущество, ограничивали его свободу, инициативу, препятствовали торговле. Все это приводило к ухудшению социально-политической обстановки и экономического положения.

Перед руководителями советской власти остро встал вопрос о выведении страны из тяжелого положения, о новых задачах хозяйственной политики. В этой обстановке в марте 1921 г. на X съезде РКП(б) был провозглашен переход к новой экономической политике (нэп), предполагавшей замену продразверстки на продовольственный налог, свободную торговлю, свободу действий мелких предпринимателей, использование рыночных механизмов, упразднение ограничений на аренду и наемный труд.

Эта политика служила налаживанию отношений между городом и селом, созданию союза дехкан и рабочих. Одной из основных целей новой экономической политики было развитие сельского хозяйства, поскольку без сырьевой базы невозможно было развивать промышленность и народное хозяйство в целом. Введение продналога означало, что перед началом сева каждое дехканское хозяйство обязано было заключить договор с государством об обязательных поставках продукции. Этот договор оставался в силе до конца года, т. е.
до сбора урожая. Это стимулировало труд дехканина и получение высокого урожая. Новая экономическая политика заинтересовала дехканина в результатах своего труда. Теперь излишки зерна не отбирались, и дехкане получили право продавать их на рынке по свободным ценам. Излишком продукции считался остаток после сдачи государству предусмотренного договором количества зерна. Были упорядочены закупочные цены. Отдельные промышленные предприятия с некоторыми ограничениями были возвращены бывшим владельцам.

Новая экономическая политика в Туркестане имела свою специфику. Во-первых, Туркестан был сельскохозяйственной окраиной. Значит, здесь необходимо было наладить современное сельское хозяйство и построить промышленные предприятия. Во-вторых, необходимо было сформировать национальный рабочий класс. В-третьих, так как Туркестан являлся многонациональной страной, необходимо было учитывать национальные ценности, традиции его коренного населения. В-четвертых, надо было решить вопрос национальной государственности. Однако при реализации новой экономической политики в Туркестане РКП(б) исходило из своих интересов.

20 апреля 1921 г. ЦИК Туркестанской АССР заменил продразверстку продналогом. Были определены налоговые ставки на 1921—1922 гг. В Туркестане они отличались от принятых в центральных регионах — по собранному в конце года урожаю. Дехкане обязаны были уплачивать налог исходя из площади земли в десятинах, а также из наличия крупного рогатого и мелкого скота. Кроме этого, советское правительство уделяло особое внимание развитию отраслей, в которых было заинтересовано, — выращивание хлопка, свеклы, махорки и других технических культур.

Под предлогом оказания помощи из центральных районов России в Туркестан переселили более 300000 семей рабочих и крестьян. Несмотря на тяжелое положение в самом Туркестане, осенью 1921 года отсюда в Москву и другие города было отправлено более 300 тыс. пудов продуктов. Несмотря на это, трудящиеся работали на совесть. У них появилась частная собственность и открылись широкие возможности для развития свободы предпринимательства. В рамках проведения новой экономической политики промышленность стали переводить на хозяйственный расчет. Это в определенной мере привело к ее оживлению. Мелкие и средние промышленные предприятия, крупные кооперативы стали сдавать в аренду предпринимателям, началось строительство новых промышленных предприятий, железных дорог, в том числе цементного завода в Хилкове, шелкоткацкой фабрики в Фергане, железнодорожных станций в Кызылкие и Хилкове.

В стране началось интенсивное развитие хлопководства и непосредственно связанных с ним хлопкоочистительных предприятий. Это было обусловлено большой потребностью в узбекском хлопке текстильной промышленности Центра.

В результате этого посевные площади под хлопчатник к 1924 году выросли втрое по сравнению с 1921 годом. Количество действующих промышленных предприятий достигло 144. Валовая продукция только в хлопкоочистительной промышленности возросла с 23,9 млн руб. в 1923 г. до 57,8 млн руб. в 1924 г.

Однако партия и советское правительство под предлогом, что в результате новой экономической политики в Туркестане усилилась классовая борьба, стали оживляться местные баи, остатки национальной буржуазии, крупные торговцы, мусульманское духовенство и другие эксплуататорские элементы, усилило агитационно-пропагандистскую работу.

Это постепенно привело к отступлению от новой экономической политики. Дехкане были лишены привилегий. Их стали объединять в сельскохозяйственные артели. Активизировалась национализация промышленности. Усиление административно-командных методов управления социально-политической и экономической жизнью Советского Союза, в том числе и Узбекистана, особенно в конце 20-х годов, привело к тому, что новая экономическая политика начала утрачивать свои позиции.

Земельно-водная реформа

В Туркестане земледелие было издавна основано на искусственном орошении и считалось основным занятием населения. Одним из важнейших для дехкан являлся вопрос о земле и воде, поскольку большая часть населения республики была безземельной. Нуждающиеся в клочке земли нанимались к баям и крупным землевладельцам чайрикерами. Кроме того, после завоевания Средней Азии много плодородных земель было передано переселенцам из России. Поэтому коренные жители с надеждой восприняли лозунг советской власти «Земля — дехканам». В Декрете «О земле» провозглашалось, что бедняки, батраки, безземельные дехкане будут обеспечены землями, конфискованными у крупных землевладельцев.

Основной целью советской власти при проведении земельно-водной реформы была ликвидация крупных частных землевладений, их национализация и передача в распоряжение сельскохозяйственных товариществ — их постепенное превращение в крупные общественные социалистические хозяйства.

На XI съезде Советов Туркестана (сентябрь 1920 г.) рассматривался вопрос о проведении земельно-водной реформы. Целью этой реформы была конфискация земли у богатых землевладельцев, ликвидация неравноправия между европейскими переселенцами и местным населением, что должно было сплотить трудящихся вокруг Советов. Предполагалось разделить конфискованные земли между малоземельными и безземельными коренными дехканами и батраками. Для этой цели в кишлаках и аулах начали создавать объединения «Кушчи» из числа безземельных и бедных слоев коренного населения. Объединения «Кушчи» стали для коммунистов опорой среди дехкан, которые оказывали большое содействие в претворении в жизнь земельно-водной реформы. В созданных в течение 1921 года в Туркестане объединениях «Кушчи» было около 160 тыс. членов. В 1921 г. в Ташкенте состоялся первый республиканский съезд объединений «Кушчи». Как отмечалось в постановлении съезда, «эти объединения при содействии коммунистов являются посредником в привлечении трудящихся масс к хозяйственному строительству».

Таким образом, первый этап земельно-водной реформы 1921—1922 гг. прошел под лозунгом борьбы против крупных землевладельцев. Например, в Самаркандской области было конфисковано 13 тыс. десятин земли у 350 крупных землевладельцев. По республике у богатых и середняков отобрали 1,7 млн десятин земли, из них 117 тыс. десятин было роздано безземельным и беднякам, остальную часть использовали для создания новых объединений «Кушчи». Хозяйства середняков были сохранены.

Второй этап земельно-водной реформы

Первый этап земельно-водной реформы подготовил почву для коллективизации дехканских хозяйств. В действительности это было обманом, так как землю дехканам не дали, а перевели ее из одной формы собственности в другую. Частная собственность на землю была ликвидирована, и земля перешла в коллективное пользование — на деле стала государственной.

Преобразования в области аграрной политики не были полностью осуществлены даже после создания Узбекской ССР. В начале 1925 г. в Ферганской области безземельные дехкане составляли 3,4%, а хозяйства, имевшие всего по 3 десятины земли, составляли 83,1%. В Самарканде эти показатели составляли соответственно 2,1 и 51,5%. В Ташкентской области безземельные дехкане составили 12,5%.

Большая часть земель, отведенных под хлопчатник, находилась в руках дехкан-середняков, ведущих хозяйство на принципах новой экономической политики. Они поставляли основную часть выращиваемого хлопка, зерна и других сельхозпродуктов. Бедняки брали у них земли в аренду. На II съезде Компартии Узбекистана (ноябрь 1925 г.) было отмечено, что такое состояние свидетельствует об остатках феодальных отношений, и было указано на необходимость вливания частной собственности в социалистическую экономику. На заседаниях Исполнительного бюро ЦК КП Узбекистана, областных, городских и районных партийных и советских организаций говорилось о необходимости проведения второго этапа земельно-водной реформы. Эта работа началась в первую очередь в регионах, где дехканство считалось основной силой, в частности в Ташкентской, Ферганской и Самаркандской областях. Сущность земельно-водной реформы заключалась в решении следующих проблем:

1. Устранение всех препятствий для активизации производительных сил в кишлаке.
2. Ускорение национализации земельно-водных ресурсов.
3. Оказание помощи вновь образованным хозяйствам и т. д.

В действительности это было отступлением от новой экономической политики на селе. Поэтому местные руководители выразили протест против практики проведения земельно-водной реформы. Например, Народный комиссар по земельным делам Узбекской ССР Инамджан Хидиралиев и другие ответственные работники, обратившись с заявлением в ЦК КЩб) и в Среднеазиатское бюро, отметили, что реформа проводится без согласия населения, противоречит образу его жизни. Однако они были бессильны перед представителями могущественного Центра.

В декабре 1925 г. на Чрезвычайной сессии ЦИК Узбекской ССР был принят Декрет «О национализации земли и воды».

Согласно Декрету, должны были быть конфискованы:
— орошаемые земли в Ферганском оазисе площадью более 40 десятин, в Ташкентском и Самаркандском оазисах — более 50 десятин, все движимое и недвижимое имущество их хозяев;
— земли семей, не проживающих в кишлаках и аулах, и семей, члены которых не работают на земле, вместе с другим их имуществом;
— вакуфные земли, а также бесхозные земли.

Земельно-водная реформа проходила под лозунгом укрепления отношений между середняками и бедняками. Были сохранены хозяйства середняков, имевшие до 7 десятин земли, в Ферганской области, и до 10 десятин земли — в Ташкентской и Самаркандской областях. Таким образом, отделив дехкан-середняков от богачей и кулаков, их приблизили к бедным дехканам. Основной целью такого подхода было превращение их в опору советской власти. К проведению земельно-водной реформы привлекали даже женщин, что свидетельствует о глубоких социальных переменах. В одном из документов тех лет говорится: «В способствующей комиссии активное участие принимают и женщины. Они выявляют земли, на общих собраниях разоблачают баев и дармоедов».

В декабре 1926 г. в республиканском масштабе обобщили опыт проведения земельно-водной реформы в трех вышеназванных областях и решили провести ее также в Зарафшанском, Сурхандарьинском и Хорезмском оазисах.

В Кашкадарье, Сурхандарье и Хорезме были конфискованы излишки земель крупных землевладельцев, имевших более 20 гектаров орошаемых и 45 гектаров богарных земель. В 1929 г. земельно-водную реформу провели и в Каракалпакии.

Таким образом, в результате земельно-водной реформы было ликвидировано 1492 частных хозяйства. У 27992 зажиточных землевладельцев были конфискованы излишки земли. За счет этих земель в земельный фонд республики поступило 474393 десятины земли, 10% из них были переданы безземельным. Активизировалось привлечение населения кишлаков в сельскохозяйственные кооперативы. В 1929 г. в кооперативах, считавшихся коллективными хозяйствами, был объединен 81% дехканских хозяйств республики. Но этот процесс проводился не в интересах простых трудящихся. В частности, были случаи, когда дехкан-середняков, кустарей и ремесленников, а также отдельных дехкан-бедняков причисляли к кулакам и подвергали гонениям и высылке, а их имущество конфисковывали.

Таким образом, несмотря на недостатки, для основной массы сельского населения земельно-водная реформа принесла положительные изменения. Прежде всего, большая часть населения — бедняки и батраки — были удовлетворены земельно-водной реформой: в какой-то степени они улучшили свое положение и получили возможность спокойно вести хозяйство. Однако это продолжалось недолго. Начавшаяся в конце 20-х годов массовая коллективизация отрицательно повлияла на образ жизни узбекских дехкан.

Индустриализация в Узбекистане и ее последствия

В середине 20-х годов коммунистическая партия и советское правительство основное внимание сосредоточили на индустриализации страны. Индустриализация СССР отвечала требованиям программы построения социализма и поэтому считалась первостепенной задачей. На XIV съезде ВКП(б) (декабрь 1925 г.) было определено, что индустриализация страны является основной стратегической задачей партии.

Привлекая народ к выполнению этой задачи, Центр настаивал на ускорении индустриализации во всех регионах страны, в том числе и в Узбекистане. При этом не принималось во внимание наличие материальных ресурсов, условий и финансовых возможностей в том или ином регионе.

Советы связывали много надежд с проведением индустриализации в Узбекистане. Планировалось построить множество промышленных предприятий и таким образом создать возможности для более эффективной разработки природных богатств и минеральных ресурсов. Для этого намечалось использовать местную дешевую рабочую силу.

Все это должно было стать решающим условием построения социализма в Узбекистане. Кроме того, процесс индустриализации Узбекистана должен был полностью подчинить республику Центру. Индустриализация должна была дать толчок для развития экономики республики. Этот процесс был связан с необходимостью привлечения крупных финансовых ресурсов, обеспечения разнообразной техникой, подготовки инженерно-технических кадров и другими предпосылками. Узбекистан пока не располагал такими возможностями, поэтому непосредственным инициатором и организатором процесса индустриализации в этом регионе стал Центр. Он поставил перед собой цель превратить Узбекистан в поставщика сырьевых ресурсов, восстановить колониальные принципы управления.

Советское правительство не стремилось обеспечить Узбекистан технологическими мощностями, а его индустриализация намечалась только в перерабатывающих отраслях (в основном — переработка хлопка-сырца) и горнорудной промышленности. Этот регион должен был обеспечивать Центр сырьем. Поэтому серьезное внимание было уделено хлопководству и развитию отраслей, непосредственно относящихся к производству хлопка. В 1925 г. в Узбекистане было 139 предприятий, относящихся к 21 виду промышленности, но это были небольшие предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции.

В годы индустриализации, несмотря на то, что Узбекистан располагал очень богатыми энергетическими ресурсами, строительство крупных гидроэнергетических узлов шло очень медленно. Если сравнить мощность построенной в конце 20- х годов первой в Узбекистане ГЭС на реке Бозсу с возведенной на Украине ДнепроГЭС, то можно увидеть очень большую разницу: мощность ДнепроГЭС составляла 50 тыс. квт/ч, а БозсуГЭС — всего 2 тыс. квт/ч.

В период индустриализации в Узбекистане было возведено 17 хлопкоочистительных заводов. В Ташкенте, Самарканде, Бухаре, Маргилане и Шахрисабзе были построены гренажные фабрики, в Фергане (1930) и Ташкенте (1936— 1939) — текстильный, в Чирчике — электрохимический комбинаты, в Ташкенте — машиностроительный завод, несколько предприятий по производству консервов, кирпичей и семян. В целом, согласно статистическим данным, в Узбекистане в годы первой пятилетки (1928—1932) были построены и введены в строй 289 и в годы второй пятилетки (1933—1937) — 189 крупных и небольших предприятий. Производство их продукции росло из года в год. Появились такие промышленные города, как Чирчик и Янгиюль. Количество построенных в республике ГЭС достигло 49. Были построены также железная дорога Ташкент — Ангрен и крупная автомагистраль Ташкент — Термез.

До начала Второй мировой войны промышленность Узбекистана составляли 1445 крупных и мелких промышленных предприятий и около 19 тыс. мелких предприятий. Хотя до войны промышленное производство развивалось, однако не обошлось без серьезных недостатков и проблем. Прежде всего, взаимоотношения Центра с республикой строились на императивной основе, путем нажима сверху, с применением административно-командных методов, что отрицательно сказывалось на промышленности Узбекистана. Система управления носила колонизаторский характер, за развитием промышленности Узбекистана стояло стремление превратить республику в поставщика цветных и редких металлов, серы, озокерита, вольфрама, молибдена, хлопковолокна, сырья для производства шелка.

Возведенные в Узбекистане промышленные предприятия были приспособлены для производства сырья или полуфабрикатов. Эта продукция вывозилась для окончательной переработки в другие регионы СССР. Беспощадная эксплуатация природных ресурсов не учитывала экономические интересы республики. Более того, большинство промышленных предприятий, построенных в Узбекистане, имели статус союзного подчинения. Например, если в 1928 г. из имеющихся в Узбекистане предприятий 81,7% были союзного подчинения, 14,5% — республиканского, 3,8% — местного значения, то к середине 30-х годов 90% предприятий составляли предприятия союзного подчинения. Наряду с этим вся тяжесть индустриализации республики тяжелым грузом ложилась на плечи трудового народа Узбекистана.

Одну из характерных сторон индустриализации составляло то, что из-за отсутствия квалифицированных кадров специалистов в республику стекалось множество людей из других регионов СССР. За их счет пополнялся количественный состав рабочего класса. Например, с 1926 по 1940 год население Узбекистана за счет переселенцев выросло на 750 тыс. человек, т. е. более чем на 10%.

Переселение в республику из центральных районов СССР проводилось не с целью развития экономики, а с политическими целями. Если бы на местах серьезно занялись подготовкой национальных кадров, то данный вопрос можно было решить иначе: привлечь молодежь к общественно полезному труду и вырастить из нее высококвалифицированных специалистов. Однако в советский период идеология стояла выше экономики. В условиях тоталитарного режима все население страны, в том числе и жители республики, были под влиянием этой идеологии. Поэтому такие категории, как экономическое положение населения, его личная заинтересованность, инициатива, воспринимались как второстепенные.

В годы индустриализации не было соответствия между словами и практическими делами партии и советского правительства. Идея коренного улучшения экономического положения трудящихся при социализме, изменения сущности и содержания их жизни оказалась на практике пустым звуком. Добросовестный труд на протяжении десятилетий не принес народу счастья. Напротив, трудовой подвиг народа в 30-е годы стал показателем «казарменного социализма», послужил для удовлетворения интересов Центра. Это стало трагической страницей нашей истории, основой утверждения тоталитарного режима СССР, причиной его глубокого укоренения в стране.


  • Здравствуйте Господа! Пожалуйста, поддержите проект! На содержание сайта каждый месяц уходит деньги ($) и горы энтузиазма. 🙁 Если наш сайт помог Вам и Вы хотите поддержать проект 🙂 , то можно сделать это, перечислив денежные средства любым из следующих способов. Путём перечисления электронных денег:
  1. R819906736816 (wmr) рубли.
  2. Z177913641953 (wmz) доллары.
  3. E810620923590 (wme)евро.
  4. Payeer-кошелёк: P34018761
  5. Киви-кошелёк (qiwi): +998935323888
  6. DonationAlerts: http://www.donationalerts.ru/r/veknoviy
  • Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.
§2. Экономическая Политика. Земельно-Водная Реформа. Политика Индустриализации и ЕЕ Колониальная Сущность Обновлено: Март 2, 2017 Автором: admin

Добавить комментарий

Пожалуйста, поддержите проект
Помощь сайту:
  1. R819906736816 (wmr) рубли.
  2. Z177913641953 (wmz) доллары.
  3. E810620923590 (wme)евро.
  4. Payeer-кошелёк: P34018761
  5. Киви-кошелёк (qiwi): +998935323888
  6. DonationAlerts: http://www.donationalerts.ru/r/veknoviy Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.