Всемирная История
История

§6. Политика «Перестройки» и ЕЕ Крах. Узбекистан на Пути к Независимости

Политика «перестройки» и ее крах

В 70—80-х годах XX в. в экономике СССР начался постепенный спад, стали увеличиваться расходы, углубились экономические противоречия. В программах развития социальной, пищевой, аграрной, энергетической, экологической и других отраслей не учитывались реальные обстоятельства, поэтому они не дали ожидаемых результатов.

Экстенсивное развитие экономики требовало еще больших трудовых затрат. Хотя страна имела богатые природные ресурсы, однако народное хозяйство столкнулось с их нехваткой. Во многих странах мира в науке и технике происходили революционные изменения, повышался уровень жизни, СССР же оставался в стороне от этого процесса.

Технология производства отставала от требований времени, производились товары низкого качества, они залеживались на складах. Административно-командные методы руководства экономикой и ее идеологизация свели на нет стремление к экономическим реформам. В выделении финансовых средств господствовали остаточный принцип и уравниловка. Общество разъедали иждивенчество, двуличие, пьянство, наркомания, спекуляция, взяточничество и пр. Командные методы управления, бессмысленное бумагомарание, бесконечные собрания препятствовали исполнению законов и развитию экономики. Люди, не владевшие средствами производства и результатами своего труда, стали безответственными, безынициативными. Нарушались права и законы. Управление хозяйством было опутано более чем 200000 различных приказов, инструкций, законодательных документов, которые контролировали каждый шаг хозяйственных работников, душили инициативу. В результате этого в СССР, считавшемся одним из самых мощных государств, назревал кризис.

На Пленуме ЦК КПСС, проходившем в апреле 1985 г., впервые были признаны эти негативные явления. Пленум провозгласил программу «перестройки», посредством которой намечалось поднять экономику и улучшить уровень жизни. В 1985—1986 гг. в руководстве Центра поняли необходимость серьезных преобразований. Однако еще не была полностью осознана чрезвычайная сложность положения.

Руководители Центра все еще верили в то, что «преимущества» социализма позволят «перестроить» общество. Однако они не желали признать, что социалистические методы хозяйствования привели страну к краху.

Не дала результатов и попытка в 1987 г. реформировать хозяйственный механизм, сохранив действующий политический режим. В скором времени экономическая реформа столкнулась с застывшей социально-политической системой и провалилась.

В конце 80-х годов была попытка реформировать политическую систему, в первую очередь ограничить политическую и идеологическую власть КПСС, вывести хозяйственные органы из-под ее контроля и обеспечить полновластие советов народных депутатов. Однако и эта попытка была бесполезной.

Правда, были сделаны положительные шаги на пути демократизации общества, гласности. Появилась возможность свободно высказывать различные точки зрения через печать, радио и телевидение.

В период «перестройки» Центр не смог разработать фундаментальную программу. Экономическая политика была основана на непродуманных экспериментах. Страна шла путем проб и ошибок. Не учитывались реальные возможности, наметилось стремление развивать все отрасли народного хозяйства одновременно. «Такое положение, — писал И. Каримов, — в конечном итоге привело к беспорядочному использованию ограниченных средств, забуксовала финансовая система и система снабжения, углубился кризис».

Советские руководители очень поздно поняли необходимость перехода на рыночные отношения, что могло бы вывести страну из кризисного состояния. Только в 1990 г. была признана необходимость перехода на рыночную экономику, составлена программа, принят ряд решений. Однако время было упущено. Экономика была полностью развалена, не работали финансовая система и система ценообразования, парализован механизм руководства. СССР трещал по швам.

Социально-экономическая жизнь Узбекистана

Узбекистанцы с большими надеждами встретили перестройку общества, его реформирование. Они ждали перемен от обновления общества. Однако вскоре надежды эти улетучились. Социально-экономическая ситуация в Узбекистане ухудшилась. Это было связано с приходом на руководящие посты людей, не способных защитить ее честь и достоинство, политически слабовольных и недальновидных. На партийные и государственные должности был направлен «кадровый десант». Около 400 управленцев из Центра стали осуществлять руководство по своему усмотрению. Фактически они стали управлять Компартией Узбекистана и Советом Министров республики. Первые лица из числа коренного населения стали марионетками в их руках.

В ЦК КП Узбекистана свили себе гнездо представители Москвы Могильниченко, Бессарабов и Пономарев. Все доклады на пленумах и собраниях, которые часто проводились в те годы, редактировались Пономаревым, Анищевым, Огареком, Сатином и их др. Первый секретарь ЦК КП Узбекистана И. Усманходжаев читал с трибуны подготовленные ему доклады. Его непродуманные слова глубоко задевали гордость многих руководителей, растаптывали их честь, разрушали их жизнь. В ЦК КП Узбекистана был создан «теневой кабинет», который губил местные кадры, принимая авантюристические по своей сути решения. Дорого обошлась Узбекистану деятельность марионеточных руководителей, которые занимались очковтирательством, осуществляли шовинистическую политику.

В Узбекистане началось расследование так называемых «узбекского дела», «хлопкового дела». Направленная из Москвы группа Гдляна и Иванова стала настоящей бедой для Узбекистана. Они не считались ни с кем. Для них было достаточно клочка бумаги с клеветническими измышлениями, написанными путем принуждения, чтобы арестовать кого угодно — начиная от рядового дехканина и заканчивая секретарями ЦК КП Узбекистана и членами правительства.

В Узбекистане начался новый период самоуправства и репрессий. Были арестованы тысячи честных, способных и талантливых местных руководящих кадров, ирригаторов- хлопкоробов. Арестованные партийные и хозяйственные руководители республики были отправлены в московские тюрьмы. Работники следственных органов, применяя репрессивные методы 30-х годов, вынуждали арестованных оговаривать других, что служило поводом для ареста многих честных людей.

Конечно, в Узбекистане, как и во всех других союзных республиках, были недостатки, допускались приписки, взяточничество и другие нарушения закона. Но эти пороки были порождены не узбекским народом, а советской социально-политической системой.

Граждане Узбекистана обращались в районные, областные и республиканские партийные и советские органы с просьбой защитить их права. Только в 1986-1987 гг. в ЦК КП Узбекистана поступило более 50 тыс. заявлений и жалоб от граждан. Более 20 тыс. людей побывали на приеме у секретарей и руководителей отделов ЦК. Более 100 тыс. граждан не дошли до столицы и были вынуждены обращаться в местные партийные и советские органы с жалобой на нарушение их законных прав.

Недовольство особенно усиливалось среди женщин. Только в 1986—1987 гг. в республике 270 женщин в знак протеста сожгли себя. Это было их последней попыткой выразить протест против нарушения прав.

Пришлые и заискивавшие перед ними местные руководители растаптывали обычаи и традиции узбекского народа. Они принижали культуру нашего народа и его нравственные ценности, искусственно ограничивали использование родного языка, критиковали и наказывали за проведение свадеб и религиозных погребальных обрядов согласно национальным обычаям и традициям.

Множество людей, писателей и других творческих работников были обвинены в местничестве, национальной ограниченности, соблюдении устаревших обрядов, отклонении от принципов классовости и партийности, восхвалении прошлого.

Несмотря на все это, начало меняться общественное сознание. Проводились дискуссии и высказывались различные точки зрения о прошлых и настоящих проблемах. Общественность начала поднимать вопросы о ликвидации монокультуры хлопчатника, придании государственного статуса узбекскому языку, оздоровлении экологической обстановки и других проблемах.

Начали появляться неофициальные группы и организации, поскольку еще не были приняты законы, которые позволили бы зарегистрировать их. Неофициальное движение начало приобретать массовый характер. Созданное в 1989 г. движение «Бирлик» («Единство», руководитель Абдурахим Пулатов) было первым в этом ряду. Также были созданы «Союз свободной молодежи Узбекистана» («Узбекистан эркин ешлар иттифок,и»), женская организация «Тумарис», движение русскоязычной интеллигенции «Интерсоюз». Сначала они поднимали вопросы восстановления народных культурных ценностей, предотвращения трагедии Арала, придания государственного статуса узбекскому языку, отказа от административно-командных методов управления и другие актуальные проблемы. Однако эти движения не смогли объединиться политически, идейно и организационно. Руководители народного движения «Бирлик», вместо того чтобы разработать программу действий и определить четкие цели, увлеклись проведением массовых митингов, поддались настроениям толпы. В результате «Бирлик» разделился.

В начале 1990 г. один из активистов «Бирлика» Мухаммад Салих и группа его единомышленников создали политическую партию. 30 апреля 1990 г. прошел учредительный съезд партии «Эрк». Однако руководители партии «Эрк» не смогли четко определить содержание и задачи реформ, не учитывали необходимости изменения сознания и психологии людей, что позволило бы пройти переходный период, необходимый для обновления общества, для перехода от одной политической системы к другой.

Периодическая печать республики начала открыто публиковать материалы о различных негативных явлениях, наболевших проблемах и содействовала росту самосознания народа.

Продолжался спад в экономике. Принятая в 1985 г. концепция ускорения как основы развития экономики оказалась беспочвенной. Мероприятия по переводу промышленных, строительных и транспортных предприятий, большинства колхозов и совхозов на хозрасчет или бригадный подряд не дали положительных результатов. Меры, принятые в 1987 г. по перестройке экономики и реформированию механизма хозяйствования, также не увенчались успехом. Министерства и ведомства, продолжавшие применять административно-командные методы, свели на нет экономическую реформу, стали препятствием на пути экономического развития. Горнодобывающие, металлургические, машиностроительные, электротехнические и химические предприятия республики оставались в подчинении министерств и ведомств СССР. Социальные и экономические показатели, как и раньше, планировались в Центре.

Тяжелым было социальное положение населения. По подсчетам специалистов, в те годы доход на душу населения равнялся 85 руб. в месяц. В Узбекистане месячный доход 45% населения, т. е. около 8,8 млн человек, не превышал 75 руб., а на селе только 50% населения были обеспечены нормальной питьевой водой.

240 тыс. хозяйств на селе не имели земли для огорода, у каждой пятой семьи отсутствовал рогатый скот, 37% не имели дойных коров, у половины населения кишлаков не было овец.

Не удалась реформа и в сфере школьного и среднего специального образования. Из почти 9000 школ республики только 40% располагали зданиями, предназначенными для обучения, остальные же размещались в приспособленных зданиях, многие из которых были в аварийном состоянии, большая часть учеников обучалась во вторую или в третью смену. Ежегодное привлечение учащихся к сельскохозяйственным работам на протяжении 2—3 месяцев нарушало учебный процесс. Снижался уровень знаний. Ухудшилась подготовка специалистов в высших и средних специальных учебных заведениях.

Высшие учебные заведения не были полностью обеспечены квалифицированным профессорско-преподавательским составом, не хватало современных технических средств обучения. При подготовке кадров увлекались количеством, а не качеством.

Во всех сферах общественной жизни накопились проблемы, попытка решения которых административно-командным путем не дала положительных результатов. Растущее в народе недоверие к переменам постепенно стало выходить наружу, что приводило к несанкционированным акциям.

В мае-июне 1989 г. в Фергане произошли трагические события. 45 лет тому назад сюда были депортированы турки- месхетинцы. Десятки лет местное коренное население проживало в дружбе и согласии с ними. Однако 20 мая 1989 г. в городе Кувасае произошел инцидент между представителями коренного населения и турок-месхетинцев.

Из-за неправильной политической оценки событий руководителями республики и непринятия необходимых мер пресечения положение осложнилось и переросло в межэтнический конфликт, который привел к кровопролитию. Вечером 3 июня в поселке Ташлак, потом в городе Маргилане, в местах компактного проживания турок-месхетинцев начались побоища, убийства, грабежи. В последующие дни события перекинулись в Фергану и ее окрестности. Толпа громила промышленные предприятия, железнодорожные станции, отделения связи, здания милиции. Самоуправство начало приобретать политический характер.

В связи с такой ситуацией в республике была создана правительственная комиссия. С 4 июня был введен комендантский час. В срочном порядке в Фергану были направлены войсковые подразделения Министерства внутренних дел СССР в количестве 13 тыс. человек. 7 июня беспорядки распространились на Коканд, Риштанский и Узбекистанский районы. Против мирной демонстрации в Коканде 8 июня было применено оружие, в результате чего более 50 человек погибло, более 200 ранено. В результате массовых беспорядков погибло 103 человека, 1011 человек получили ранения и увечья. 137 военнослужащих, 110 милиционеров были ранены, один милиционер погиб. Было сожжено и разграблено 757 домов, 27 административных зданий, 275 единиц автотранспорта.

Советские административные органы срочно переселили турок-месхетинцев в лагеря, расположенные на военном полигоне Ферганы, а также в поселке Навгарзон Аштского района Таджикистана, которые охранялись вооруженными солдатами, были обеспечены продовольствием и медицинской помощью. Но содержать тысячи людей в таких лагерях было невозможно, поэтому 16282 человека были переселены в Смоленскую, Орловскую, Курскую, Белгородскую и Воронежскую области России.

Каковы были причины ферганской трагедии, какие силы привели их в действие?

23 июня 1989 г. на XIV Пленуме ЦК КП Узбекистана была создана специальная комиссия по расследованию ферганских событий. Информация комиссии была одобрена 29 июля 1989 г. на XV Пленуме ЦК КП Узбекистана. Причиной возникновения трагических событий стали серьезные ошибки, допущенные в организаторской и политической работе партийных, советских и правоохранительных органов городов и районов Ферганской области. Они не дали должной оценки опасности резкого обострения социальной напряженности и достойного отпора экстремистам, использовавшим сложившееся положение для разжигания межнациональной розни.

В Ферганской области на протяжении последних десяти лет резко ухудшилась социально-экономическая ситуация. Народное хозяйство было ориентировано только на производство сырья и полуфабрикатов, выросло число безработных, особенно среди молодежи. Подбором и расстановкой кадров никто не занимался, широко распространились взяточничество, злоупотребление служебным положением.

Этой ситуацией решили воспользоваться политические экстремисты, заинтересованные в социально-политической дестабилизации обстановки в республике. Они действовали согласно заранее разработанным планам, распространяли провокационные листовки. Политическая провокация в Фергане дополнила ряд провокаций, осуществленных в Тбилиси, Нагорном Карабахе и Баку. Впоследствии такие же попытки были предприняты в Буке, Паркенте, Оше, Андижане. Однако провокаторы не добились своей цели. В результате принятых новым руководством республики мер обострение ситуации было локализовано.

Узбекистан на пути обретения государственной независимости

Прошедший 23 июня 1989 г. XIV Пленум ЦК КП Узбекистана избрал секретарем ЦК КП Узбекистана Ислама Абдуганиевича Каримова. Новое руководство Узбекистана во главе с И. Каримовым обратило внимание на развитие национального самосознания узбекского народа. Оно избрало путь защиты его национальной чести. Открытое обсуждение событий, произошедших в Фергане, Буке и Паркенте, позволило выявить их истинные причины.

Было установлено, что эти события происходили не по воле узбекского народа, что никогда узбекский народ не враждовал с другими народами.

В республике был обеспечен приоритет подбора, расстановки и воспитания кадров. «Кадровый десант» утратил свои позиции. Из республики были выдворены Анищев, Огарек, Сатин и другие «высокопоставленные» лица. На руководящие должности были поставлены местные кадры.

В кадровой политике произошли серьезные изменения: было прекращено выдвижение на руководящие должности в партийные, советские, государственные и правоохранительные органы Узбекистана со стороны. Руководство республики взяло решение кадровых вопросов в свои руки.

Это имело большое политическое значение, так как явилось первым шагом к независимости.

В Узбекистане были приняты меры по восстановлению справедливости: провалились так называемые «узбекское дело», «хлопковое дело». Дела, связанные с ними, были пересмотрены, десятки тысяч несправедливо осужденных были реабилитированы.

В обществе давно поднимался вопрос о придании узбекскому языку статуса государственного языка. Раньше бывшие руководители республики смотрели на это как на проявление национализма, местничества, затем попытались уравнять узбекский и русские языки и подготовили закон о двуязычии. Новое руководство республики приняло во внимание мнение общественности и решило данную проблему.

21 октября 1989 г. на одиннадцатой сессии Верховного Совета Узбекской ССР был принят Закон «О государственном языке Узбекской ССР». В Законе было определено, что государственным языком Узбекистана является узбекский язык, который используется во всех сферах социально-политической, экономической и культурной жизни республики.

19 февраля 1990 г. была принята государственная программа по претворению в жизнь Закона «О государственном языке Узбекской ССР». Согласно закону и государственной программе, в трудовых коллективах, учебных заведениях, на предприятиях и в государственных учреждениях при оформлении документов начали переходить с русского языка на узбекский. Принятие этого закона и начало его претворения в жизнь явились большим историческим событием в социальной жизни республики, важным шагом на пути к независимости.

Предпринимались определенные шаги по объективному анализу, оценке и развитию экономики и общественной жизни республики. Выделялись земли под огороды для сельского населения (приусадебные участки). 381 тыс. семей получила такие земли, 372 тыс. семей расширили свои земельные участки. Для этих целей были выделены 150 тыс. гектаров земли. В республике была разработана программа по ликвидации безработицы. Согласно этой программе, в 1990 г. работой были обеспечены 300 тыс. человек, в основном молодежь. Для социальной защиты малообеспеченной части населения в 1990 г. за счет бюджета и предприятий была выделена дополнительная сумма в 142 млн руб.

18 февраля 1990 г. состоялись выборы в Верховный Совет Узбекистана. Они отличались от прежних тем, что в 326 из 500 избирательных округов были зарегистрированы альтернативные кандидатуры. Если раньше почти все кандидатуры получали 100% голосов, то на этот раз в первом туре необходимое количество голосов набрали только 368 кандидатур. В остальных 132 округах состоялись перевыборы.

24—31 марта 1990 г. в Ташкенте прошла первая сессия Верховного Совета Узбекской ССР двенадцатого созыва. 24 марта сессия первой среди союзных республик приняла Закон «Об учреждении в Узбекской ССР должности Президента». 24 марта 1990 г. Верховный Совет путем тайного голосования избрал Президентом Ислама Абдуганиевича Каримова.

В своей речи на сессии И. Каримов констатировал, что он считает основной своей задачей добиться политической независимости, перейти на самоуправление и ввести собственную валюту. Избрание в Узбекистане Президента еще в условиях существования СССР и центральной власти стало важным событием и еще одним смелым шагом на пути обретения независимости республики.

20 июня 1990 г. на второй сессии Верховного Совета республики была принята Декларация о суверенитете Узбекской ССР. Декларация, основываясь на праве на национальное самоопределение, праве самостоятельно решать свою судьбу, на демократической основе заявила о государственном суверенитете Узбекской ССР.

Декларация независимости включала 12 пунктов:

— Государственный суверенитет Узбекской ССР обеспечивается единовластием во всех сферах деятельности Узбекской ССР, на всей ее территории и во внешних сношениях.

— Государственные границы Узбекской ССР неприкосновенны и не подлежат изменению. Законы, принятые Верховным Советом СССР, вступают в силу на территории Узбекистана в соответствии с Конституцией Узбекской ССР, только после утверждения их Верховным Советом Узбекской ССР.

— В полномочия государственной власти Узбекской ССР входят все вопросы, касающиеся ее внутренней и внешней политики, и т. д.

Декларация о политическом суверенитете Узбекистана, являясь важным историческим документом, стала еще одним шагом на пути обретения нашей страной независимости.

Действия, направленные на обретение политической независимости Узбекистана, осуществлялись наряду с экономическими мерами. «Президентское правление, — констатировал И. Каримов, — это решение вопросов экономической самостоятельности республики, самоуправления и обеспечения республики собственной валютой».

Руководство республики приступило к определению путей перехода народного хозяйства на рыночные отношения. Была разработана «Концепция формирования экономической независимости Узбекистана». В ней определялись пути оздоровления народного хозяйства и перехода к рыночной экономике. Государственная программа по данному вопросу была одобрена в октябре 1990 г. на IV сессии Верховного Совета Узбекистана. Сессия поручила правительству республики подготовить обоснованные предложения о создании механизма для успешного осуществления суверенных прав республики на владение имуществом Узбекской ССР, контроль над ним, его распределение и использование.

Таким образом, в конце 80-х — начале 90-х годов в социально-политической жизни Узбекистана произошли важные события, были сделаны практические шаги на пути обретения государственной независимости.


  • Здравствуйте Господа! Пожалуйста, поддержите проект! На содержание сайта каждый месяц уходит деньги ($) и горы энтузиазма. 🙁 Если наш сайт помог Вам и Вы хотите поддержать проект 🙂 , то можно сделать это, перечислив денежные средства любым из следующих способов. Путём перечисления электронных денег:
  1. R819906736816 (wmr) рубли.
  2. Z177913641953 (wmz) доллары.
  3. E810620923590 (wme)евро.
  4. Payeer-кошелёк: P34018761
  5. Киви-кошелёк (qiwi): +998935323888
  6. DonationAlerts: http://www.donationalerts.ru/r/veknoviy
  • Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.
§6. Политика «Перестройки» и ЕЕ Крах. Узбекистан на Пути к Независимости Обновлено: Март 5, 2017 Автором: admin

Добавить комментарий

Пожалуйста, поддержите проект
Помощь сайту:
  1. R819906736816 (wmr) рубли.
  2. Z177913641953 (wmz) доллары.
  3. E810620923590 (wme)евро.
  4. Payeer-кошелёк: P34018761
  5. Киви-кошелёк (qiwi): +998935323888
  6. DonationAlerts: http://www.donationalerts.ru/r/veknoviy Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.