Всемирная История
История

§5. Засилие Идеологии в Культурной и Духовной Жизни Узбекистана в 1950-1990 годах

Народное образование

В 50-х годах увеличилось число школ, расширилось привлечение детей к обучению в них. Было введено обязательное обучение детей с 7-летнего возраста. Однако в системе народного образования еще имелись отдельные недостатки и упущения. Ощущалось явное отставание содержания воспитания в школе от реальной действительности. Во-первых, уровень знаний школьников был низким. Во-вторых, окончившие десятилетнюю школу не получали специальности и не имели трудовых навыков.

В декабре 1958 г. Верховный Совет СССР принял Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и дальнейшем развитии системы народного образования в СССР». В законе были поставлены задачи установить более тесную связь обучения в школе с реальной жизнью, уделять больше внимания интеллектуальному, духовному и физическому развитию молодежи, ввести политехническое образование. Аналогичный закон был принят Верховным Советом Узбекской ССР в 1959 г. 10-летние средние школы были преобразованы в 11-летние.

Были составлены новые учебные планы и программы, подготовлены новые учебники, в школах построены мастерские. Появились пришкольные опытные участки. Увеличилось количество часов, отводимое на изучение физики и математики. Все семилетние школы были переведены на 8-летнее обучение.

Были открыты вечерние и заочные школы рабочей молодежи, благодаря которым молодые люди получили возможность учиться без отрыва от производства. В 1958—1965 гг. появилось около 1000 таких школ, где обучалось около 134,5 тыс. человек.

Коммунистическая партия и правительство Узбекистана приняли постановления «О мероприятиях по улучшению работы общеобразовательных школ республики» (1966) и «Об улучшении состояния народного образования в связи с переходом на общеобразовательную систему народного просвещения» (1969). В них особое внимание уделялось переходу молодежи республики на общее среднее образование, капитальному строительству зданий новых школ, учебных кабинетов, лабораторий, мастерских. Увеличилось количество школ-интернатов, специальных школ для одаренных детей. Открылись школа-интернат имени Глиэра, школа-интернат национальной музыки и прикладного искусства, спортивная школа-интернат и более десяти музыкальных школ.

Согласно разработанному в 1970 г. положению о средних общеобразовательных школах, по продолжительности школьное обучение с учетом местных условий было преобразовано следующим образом: начальное (1—3 классы), 8- летнее (1—8 классы) и среднее (1 — 10 классы). С целью приобретения учащимися производственных навыков создавались межшкольные производственные объединения. В городах и районах открывались профессионально-технические учебные заведения. Во многих школах были организованы группы продленного дня, где после учебы оставались ученики, с которыми проводились учебно-воспитательные мероприятия, выполнялись домашние задания. Открывались специальные школы с углубленным изучением отдельных предметов, а также спецшколы для умственно отсталых детей и детей с физическими недостатками.

В середине 70-х годов завершился переход к всеобщему среднему образованию. В течение 1965—1985 гг., то есть за 20 лет, количество всех видов общеобразовательных школ увеличилось с 8716 до 9188, количество учеников — с 3055,8 тыс. до 6519,6 тыс. В 1965—1985 гг. в республике количество получивших среднее образование составило 5,7 млн.

Несмотря на это, в системе народного образования не были решены некоторые серьезные проблемы. Хотя число учебных классов и увеличивалось, оно все равно отставало из-за естественного прироста количества детей. Нехватка школьных зданий, отставание материально-технической базы стало походить на затяжную болезнь.

Содержание учебно-воспитательной работы было подчинено коммунистической идеологии, ограничено рамками программы КПСС. Не учитывались национальная специфика, исторические духовные ценности и традиции. В школах по-прежнему наблюдался отход от общечеловеческих ценностей. У учеников снижался интерес к усвоению знаний.

С целью улучшения содержания обучения и воспитания молодежи в 1984 г. советское правительство решило провести реформу школьного и профессионально-технического образования. Были поставлены задачи ввести в школах курсы обучения основам информатики и вычислительной техники, обеспечить все школы микрокалькуляторами, электронно-вычислительными машинами и компьютерами. Однако социально-экономическое положение республики не позволяло выполнить такую задачу. Школьная реформа буксовала из-за нерешенных экономических и социальных проблем. Еще одна попытка поднять процесс обучения и воспитания на мировой уровень завершилась неудачей.

Высшие и средние специальные учебные заведения

Высшее и среднее специальное образование призвано обеспечивать подготовку квалифицированных специалистов. Подготовка в республике специалистов с высшим и средним специальным образованием обусловлена тесной связью с экономическим и культурным строительством и с перспективами развития.

В послевоенное время высшее и среднее специальное образование достигло определенных успехов. В 50-е годы было открыто 3 вуза — Андижанский медицинский институт, Ташкентский электротехнический институт связи, Ташкентский институт физической культуры. В 60-е годы открылись еще 8 новых вузов — Андижанский институт хлопководства, Ферганский политехнический, Самаркандский архитектурно- строительный, Термезский, Сырдарьинский, Ташкентский областные педагогические институты, Андижанский педагогический институт языков, Ташкентский педагогический институт языка и литературы. В 70-е годы открылись еще 5 новых вузов — Нукусский государственный университет, Ташкентский автомобильно-дорожный институт, Педиатрический институт и др. Также были открыты новые факультеты и областные филиалы крупных вузов. Началась подготовка кадров по новым специальностям.

Если в 1960 г. специалисты готовились в 30 вузах, то в 1985 г. их число составило 42. В 1961—1985 гг. вузы подготовили около 828 тыс. инженеров, экономистов, агрономов, юристов, учителей, работников культуры и искусства. Также расширилась система среднего специального образования. Если в 1960 г. функционировало 75 средних специальных учебных заведений, то в 1985 г. их число возросло до 249. В 1961—1985 гг. было подготовлено около 1 млн 135 тыс. специалистов со средним специальным образованием.

Вместе с тем, в подготовке кадров специалистов были допущены серьезные недостатки. В процессе подготовки специалистов использовался экстенсивный метод, т. е. на первое место ставились количественные показатели. Стремление повысить качество подготовки кадров не дало желаемых результатов. Причин тому несколько:

— материально-техническая база учебных заведений не отвечала потребностям обучения: они не были укомплектованы современными техническими средствами;

— партийные и советские органы республики определяли план приема студентов строго по областным разнарядкам, выполнение которых было обязательным. Это привело к тому, что в вузы попадала молодежь с низким уровнем знаний;

— под влиянием развития науки и техники в течение 60—70-х годов трижды менялись учебные планы и программы в высших и средних специальных учебных заведениях, добавлялись новые предметы, из-за чего у студентов оставалось очень мало времени для самоподготовки. Привлечение студентов к сельхозработам на длительные сроки отрицательно влияло на учебный процесс. Погоня за процентами, условный перевод отстающих студентов с курса на курс приводили к снижению качества подготовки специалистов;

— не была в достаточной мере изучена потребность в кадрах для народного хозяйства, в результате чего по отдельным отраслям велась избыточная подготовка специалистов, а по другим, особенно по ключевым, готовилось недостаточное количество специалистов, поэтому чувствовалась большая нехватка в них;

— в процессе деятельности учебного заведения допускались поступление на учебу по знакомству, взяточничество и другие подобные нарушения, что отрицательно влияло на качество подготовки специалистов. Такая обстановка отрицательно влияла на психологическое и моральное состояние студентов.

Наука

Созданная в годы войны Академия наук Узбекистана стала центром науки и знаний. В 1946—1990 гг. открылось множество научно-исследовательских институтов, лабораторий, научных станций. В начале 80-х годов в составе Академии функционировали филиал Каракалпакской АССР и 35 научно-исследовательских учреждений. В них проводили научные исследования в различных отраслях науки 38 тыс. научных работников, в том числе 1215 докторов и 15664 кандидатов наук.

Был проведен комплекс исследований в области хлопководства и мелиорации. Разработана классификация и проведено климатическое районирование посевных земель Узбекистана. В 60-е годы академик С.И. Рыжов создал теорию урожайности орошаемых земель и определил их типы. А.Н. Аскомчинский, В.В. Павловский, Р.А. Алимов и другие разработали новые конструкции плотин, системы горизонтальных и вертикальных дренажных сооружений, усовершенствовали технологию выращивания хлопчатника. Эти исследования способствовали освоению и введению в хозяйственный оборот обширных площадей Голодной степи, Дальверзинской, Шерабадской, Каршинской и других степных зон.

Академик А.С. Садыков синтезировал новые препараты для ускорения роста хлопчатника. Х.А. Рахматуллин, У.А. Арипов разработали методы очистки семян хлопчатника от волокон механическим и агрохимическим путем. Ученый-селекционер С.М. Мирахмедов и другие вывели новые высокоурожайные, скороспелые сорта тонковолокнистого хлопчатника «Ташкент-1», «Ташкент-2», «Ташкент-3», «Ташкент-4». Было выведено более 20 сортов риса, 50 сортов овощей и бахчевых, 60 сортов фруктов и винограда, высокоурожайные сорта шелковицы.

Значительные успехи были достигнуты в изучении геологии Узбекистана, обнаружено много полезных ископаемых. В 1946—1959 гг. были разработаны новые концепции развития ядерной оболочки Земли. Общемировое признание получили труды узбекистанских ученых в области исследования оболочки и верхних слоев мантии Земли, геохимических предпосылок землетрясений. Х.М. Абдуллаев, И.Х. Хамрабаев, И.М. Исамухамедов, Х.Н. Боймухамедов, K.JI. Бабаев, А.М. Акрамходжаев, Х.Т. Тулаганов, Г.М. Мавланов и другие ученые разработали геохимическую классификацию элементов, геолого-геофизическую модель литосферы Средней Азии. Их исследования способствовали промышленной разработке золота, добыче газа и нефти, производству стекла, керамики, абразивных материалов, использованию подземных питьевых вод.

Развитие теории машин и механизмов в Узбекистане связано с именами М.Т. Уразбаева, Х.А. Рахматуллина, В.К. Кабулова, Х.Х. Усманходжаева, Г.А. Кожевникова. Они создали научную школу по теории машин и механизмов. Были разработаны теория повышения коэффициента полезного действия хлопкоуборочных машин и новые научные направления в области синтеза рычажных механизмов.

Открытие в 1966 г. Института кибернетики под руководством академика В.К. Кабулова позволило внедрить на промышленных предприятиях автоматическую систему управления на основе вычислительной техники.

В результате многолетних исследований под руководством академика Х.У. Усманова был проанализирован процесс созревания хлопчатника и выявлена зависимость его технологических признаков от сорта, определены оптимальные сроки машинного сбора хлопка. Х.У. Усманов разработал уникальную технологию производства целлюлозы, методы получения немнущихся материалов, создал ряд полимерных лекарственных препаратов.

Проведение комплексных исследований природных и синтетических соединений под руководством О.С. Садыкова и С.Ю. Юнусова позволило выявить в растениях ряд новых соединений (алкалоиды, сердечные гликозиды, масла, белки, углеводы и др.). Изучив более 400 видов лекарственных растений, химики выделили в их составе более 300 алкалоидов, в том числе 164 новых. В хлопчатнике выделили и проанализировали более 80 соединений. О.С. Сацыков внес определенный вклад в становление биоорганической химии. Его изобретения в технологии получения лимонной и яблочной кислот получали призовые места на различных выставках.

Ученые-кардиологи проводили исследования кровеносных сосудов, установили зависимость гипертонической болезни, атеросклероза, инфаркта миокарда, стенокардии, ревматизма от природных условий республики и усовершенствовали методы их лечения. В Институте кардиологии Узбекистана определены особенности отдельных проявлений ишемической болезни сердца и гипертонической болезни, найдены пути их лечения.

Были разносторонне изучены инфекционные и нервные болезни, а также сосудистые заболевания. Н. Маджидов, М.Х. Кариев, Р.П. Пулатова и другие ученые, учитывая связь сосудистых заболеваний с кровоизлиянием в мозг, возникновением инсульта, нарушением мозгового кровообращения, занимались установлением их причин и поиском методов лечения.

Был проведен ряд серьезных исследований в области общественных наук. В результате изысканий ученых-археологов, этнографов, антропологов были подготовлены труды об этническом составе узбекского народа, о формировании его этногенеза. Ученые доказали, что на территории Узбекистана наши предки 3000—2500 лет тому назад воздвигали города, создавали великолепные образцы материальной культуры. Однако исследования в области общественных наук остались ограничены рамками марксизма-ленинизма.

Литература

В 50—80-х годах создано немало художественных произведений в жанре романа и повести. Ратные подвиги и самоотверженный труд в тылу нашли свое отражение в романах Айбека «В поисках луча» («Нур кддириб»), Ш. Рашидова «Могучая волна» («Кудратли тулкдн»), Шухрата «Годы в шинелях» («Шинелли йиллар»), Саид Ахмада «Горизонт» («Уфк,»), А. Якубова «Когда тяготы ложатся на плечи народа» («Эл бошига иш тушса»), Г. Гуляма «Ташкентцы» («Тошкентликлар»).

Были созданы также романы и повести, отражающие жизнь послевоенных лет — период восстановления хозяйства и мирного строительства: «Ветерок из золотой долины» («Олтин водийдан шабадалар») Айбека, «Огни Кушчинара» («Кушчинор чирокдари») и «Трясогузка» («Синчалак») А. Каххара, «Победители» («Яолиблар») и «Сильнее бури» («Бурондан кучли») Ш. Рашидова, «Преданность» («Ихлос») И. Рахима. Роман Парда Турсуна «Учитель» («Уцитувчи») повествует о судьбе сельской интеллигенции.

Пиримкул Кадыров в своих произведениях «Три корня» («Уч илдиз») и «Черные глаза» («Кора кузлар»), А. Якубов — «Святой» («Мукдддас») и «Совесть» («Диенат»), Мирмухсин— «Надежда» («Умид») — раскрыли моральный облик молодого современника. Нравственные проблемы были озвучены в романах Рахмата Файзи «Его величество человек» («Хазрати инсон»), У. Умарбекова «Трудно быть матерью» («Она булиш кийин»), У. Хошимова «Пока есть свет, будет и тень» («Нур борки, соя бор»).

Поэты Гафур Гулям, Зульфия, Уйгун, X. Гулям, Т. Тула, К. Мухаммади, М. Шейхзаде, Султан Акбари, С. Зуннунова и другие подняли узбекскую поэзию на новую ступень. Хаби-би, Сабир Абдулла, Чусти, Пулат Мумин, Акмал Пулат и другие обогатили узбекские песни современной тематикой.

Развитие узбекской поэзии в 60—80-х годах связано с именами таких поэтов, как А. Арипов, Э. Вахидов, Ж. Камол, Н. Нарзуллаев, Б. Байкабилов, Г. Жураев, О. Хаджиева, X. Худайбердиева, А. Матчан и многие другие. Исторической тематике были посвящены произведения Уйгуна «Абу Райхан Беруни», А. Якубова «Сокровищница Улугбека» («Улугбек хазинаси»), М. Шейхзаде «Мирзо Улугбек».

Однако художественная литература в основном служила средством идеологического воздействия на широкие массы. Писатели и поэты были вынуждены писать свои сочинения, опираясь на классовость, партийность, марксистско-ленинское мировоззрение. Границы свободного творчества определялись партийными органами и цензурой. Поэтому в художественной литературе не нашлось места проблемам реальной жизни, которые могли бы разбудить общество.

Искусство

Развивалось и театральное искусство Узбекистана. Коллектив драматического театра имени Хамзы поставил спектакли по произведениям Шекспира «Отелло» и «Юлий Цезарь», Уйгуна «Навба- хор», Абдуллы Каххара «Шахи сузане» («Царское сюзане»), Н.Хикмата «Севги афсонаси» («Легенда о любви»), Р. Тагора «Ганг дарёсининг к,изи» («Дочь Ганга»), Уйгуна и И. Султана «Алишер Навои», М. Шейхзаде «Мирзо Улугбек».

Музыкальные коллективы Узбекской государственной консерватории имени М. Ашрафи и республиканской филармония пропагандировали музыкальные произведения композиторов Узбекистана и других республик. Только в репертуаре Узбекского государственного оркестра имени Т. Джалилова было около 1300 произведений. В репертуаре хореографических ансамблей «Лазги», «Шодлик», «Гузаль» были узбекские народные песни и танцы, а также танцы других братских народов. Большой популярностью пользовались выступления ансамбля народного танца «Бахор» и вокально-инструментального ансамбля «Ялла».

В 60—70-е годы коллективы театров Узбекистана получили признание зрителей за постановку произведений «Номаълум киши» («Неизвестный человек») И. Султана, «К,онли сароб» («Кровавый мираж») С. Азимова, «Кутлук крн» («Священная кровь») Айбека, «Котил» («Убийца») Уйгуна, «Гамлет» и «Король Лир» В. Шекспира, «Аяжонларим» («Любимые мамы») А. Каххара, «Келинлар кузголони» («Бунт невесток») С. Ахмада, «Шошма куёш» («Не спеши, солнце») У. Умарбекова и др.

Весомый вклад в развитие узбекского театра внесли режиссеры М. Уйгур, Е. Бабаджанов, А. Гинзбург, Т. Ходжаев, актеры Аброр Хидоятов, О. Ходжаев, А. Бакиров, С. Ишантураева, Ш. Бурханов, Н. Рахимов, Р. Хамраев, 3. Мухаммаджанов, Б. Кариева, Я. Абдуллаева, Г. Аъзамов, Я. Ахмедов, Т. Арипов, Т. Азизов, П. Саидкасымов и другие деятели искусств. На новый уровень подняли узбекское искусство Ю. Раджаби, X. Насырова, М. Тургунбаева, Тамара Ханум, Г.Измайлова, С. Кабулова.

1946—1985 гг. были благоприятным периодом для кино-искусства Узбекистана. Большим успехом пользовались созданные Н. Ганиевым фильмы «Тахир и Зухра», «Приключения Ходжи Насредцина», «Фаргона кдзи» («Дочь Ферганы»), «Фаргона водийси» («Ферганская долина»). Заслуженной славы добился снятый К. Ярматовым историко-биографический фильм «Алишер Навои» (1947). В 50—60-е годы режиссер К. Ярматов снял фильмы об историческом прошлом узбекского народа «Ибн Сино» (1957), «Осие устида бурон»
(«Буря над Азией», 1965), «Кора консулнинг хдлокати» («Гибель черного консула», 1970), a Л. Файзиев — фильм «Улугбек юлдузлари» («Звезды Улугбека», 1965).

В 60—70-е годы в узбекское киноискусство пришли молодые и талантливые режиссеры и актеры Ш. Аббасов, А. Хамраев, Р. Батыров, Э. Ишмухамедов, X. Ахмаров. В фильмах Ш. Аббасова «Махдллада дув-дув гап» («О чем говорит махалля», 1961), «Сен етим эмассан» («Ты не сирота», 1963), «Тошкент— нон шахри» («Ташкент — город хлебный», 1970), «Абу Рейхан Беруни» (1974), А. Хамраева «Шидцат» («Ярость», 1971), Р. Батырова «Сени кутамиз, йигит» («Юноша, будем ждать тебя», 1972), Э. Ишмухаммедова «Нафосат» («Нежность», 1967) и «Умид куши» («Птица надежды», 1975) и других показаны жизнь и нравственные искания молодежи. Фильмы режиссера М. Каюмова «Бахррдан бахоргача» («От весны до весны», 1963), «Мирзачул» («Голодная степь», 1975), «Паранжи» («Паранджа», 1977) участвовали во всесоюзных и зарубежных кинофестивалях, где удостаивались призовых мест.

С 1968 г. в Ташкенте стал проводиться международный кино-фестиваль стран Азии, Африки и Латинской Америки под девизом «За мир, социальный прогресс и свободу народов». Это положительно влияло на развитие узбекского кино.

Развивалось изобразительное искусство. Ч. Ахмаров и У. Тансыкбаев создали замечательные живописные полотна, мозаику и пейзажи, В.Е. Кайдалов и М. Набиев прославились в жанре портрета. Стало традицией объединять в коллектив художников, скульпторов, архитекторов и создавать монументальные здания, реставрировать площади, украшенные их произведениями. Под руководством М. Усманова крупные общественные здания столицы украшались резьбой по ганчу, под руководством К. Хайдарова и О. Файзуллаева — резьбой по дереву.

В Узбекистане с древних времен развивается цирковое искусство. В новом здании цирка были созданы хорошие условия для дальнейшего развития этого вида искусства. Выступления и программы мастеров узбекского цирка Ташкентбаевых, Зариповых, Ходжаевых, Мадалиевых, клоуна Акрама Юсупова и других пользовались популярностью не только в Узбекистане, но и в зарубежных странах.

Таким образом, в 1946—1990 гг. были достигнуты определенные успехи в культурной жизни республики. Быстрыми темпами развивалась система народного образования, а также высшего и среднего специального образования, повысилась грамотность населения, заметно вырос уровень подготовки специалистов, творческой интеллигенции. Развивались наука, литература и искусство. Были созданы научные труды, литературно-художественные и музыкальные произведения, талантливая молодежь заняла достойное место в духовной жизни.

Однако накопились и проблемы, усилились противоречия. Культурная политика КПСС, игнорировавшая общечеловеческие ценности, приводила к оскудению духовной жизни. Идеологизация и администрирование нанесли серьезный урон духовной жизни, привели к кризису.

Шараф Рашидов государственный и общественный деятель

Известный государственный и общественный деятель, талантливый — писатель участник Второй мировой войны Шараф Рашидов оставил заметный след в истории нашей Родины.

Рашидов завоевал признательность народа как писатель. В 1949—1950 гг. он был председателем правления Союза писателей Узбекистана. Благодаря своим романам «Сильнее бури», «Могучая волна», «Победители» он занял достойное место среди писателей.

Начиная с 50-х годов в деятельности Ш. Рашидова начался новый период: он был избран Председателем Верховного Совета Узбекистана.

Ш. Рашидов возглавлял республику почти четверть века — с 1959 года до конца своей жизни.
При рассмотрении его деятельности в первую очередь необходимо учитывать сложную и противоречивую обстановку того времени.

«Мы не должны забывать, что эта сложная личность, с одной стороны, должна была думать о национальных интересах, а с другой стороны, была вынуждена претворять в жизнь приказы Центра, которые противоречили коренным интересам народа. Не будет преувеличением сказать, что его жизнь находилась между молотом и наковальней».
Каримов И.А. Пламенный сын народа. — Т.: Узбекистан, 1992.

Даже в самых тяжелых условиях Ш. Рашидов выполнял свой долг перед народом. Он стремился найти подходы к центральному правительству, чтобы создать условия для развития и процветания страны. С его именем связано строительство в Узбекистане в 60—80-х годах множества промышленных предприятий, крупных сооружений. Немалая заслуга Ш. Рашидова в освоении Голодной степи, Каршинской, Джизакской, Язъяванской, Сурхан-Шерабадской степей: некогда пустынные просторы превратились в цветущие сады, сотни тысяч узбекистанцев нашли там приют и работу.

В период руководства Ш. Рашидова страной были построены такие крупные города, как Навои, Зарафшан, Учкудук, Янгиер, Гулистан, а также другие города и районы. Велика заслуга Ш. Рашидова в представлении узбекского народа миру. Появление в 1966 г. знаменитого выражения «Ташкентский дух» («Тошкент рух,и») непосредственно связано с его именем. Так называется созданное в Ташкенте международное движение. Ш. Рашидов явился инициатором сотрудничества писателей Азии и Африки, проведения международного кинофестиваля стран Азии, Африки и Латинской Америки, подписания мирного договора между Индией и Пакистаном. Он был человеком, посвятившим свою жизнь узбекскому народу.

Шараф Рашидов — автор идеи и организатор строительства в Ташкенте метрополитена.

Истину нельзя изменить или исказить. Узбекский народ сумел доказать, что Шараф Рашидов является его достойным сыном. В открытии этой истины велика заслуга еще одного достойного сына нашего народа Ислама Каримова.
Наш Президент И. Каримов благодаря своему мужеству сделал все от него зависящее, чтобы вернуть честное имя крупному политическому и общественному деятелю Ш. Рашидову и защитить национальную гордость узбекского народа.

Однако после смерти его память была осквернена ярлыком «рашидовщина».

Восстановление справедливости еще раз продемонстрировало миру силу нашего народа. Имя Ш. Рашидова заняло достойное место в истории нашей Родины и благодарной памяти потомков.

 

Подписывайтесь на наш канал на YouTube!: https://www.youtube.com/channel/UClPwfFFfnu6FlIo_3wTsl4Q

  • Здравствуйте ! На содержание сайта каждый месяц уходит деньги ($) и горы энтузиазма. 🙁 Если наш сайт помог Вам и Вы хотите поддержать проект 🙂 , то можно сделать это, перечислив денежные средства любым из следующих способов. Путём перечисления электронных денег:
  • Помощь сайту:
  1. R819906736816 (wmr) рубли.
  2. Z177913641953 (wmz) доллары.
  3. E810620923590 (wme)евро.
  4. Payeer-кошелёк: P34018761
  5. Киви-кошелёк (qiwi): +998935323888
  6. DonationAlerts: http://www.donationalerts.ru/r/veknoviy
  • Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.
§5. Засилие Идеологии в Культурной и Духовной Жизни Узбекистана в 1950-1990 годах Обновлено: Март 5, 2017 Автором: admin

Добавить комментарий

Поддержи Проект!
Помощь сайту:
  1. R819906736816 (wmr) рубли.
  2. Z177913641953 (wmz) доллары.
  3. E810620923590 (wme)евро.
  4. Payeer-кошелёк: P34018761
  5. Киви-кошелёк (qiwi): +998935323888
  6. DonationAlerts: http://www.donationalerts.ru/r/veknoviy Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.
v Назад ^ Наверх