Культурная Жизнь эпохи Восточного Ренессанса XIV-XV в.в.
Ключевые понятия: Искусство книги. Изобразительное искусство. Каллиграфия. Гератская школа. Музыка. Представители классической литературы.
Искусство книги
В XV в. развивается книжное дело. С созданием рукописных книг связано появление искусных каллиграфов, художников, переплетчиков, а также мастеров по изготовлению лауха (подставка для книг).
Поскольку книгопечатания тогда еще не было, на создание рукописной книги и её копий уходило очень много времени и труда. Каждая книга требовала особого подхода и стиля — от подбора бумаги и чернил до переплета. Талантливый каллиграф должен был быть грамотным, с широким кругозором, тонким вкусом, а также с огромной выдержкой. Опыт и навыки передавались от мастера к ученику, таким образом продолжались и совершенствовались традиции каллиграфической школы.
Это было время нового периода в развитии книжного искусства. Известным каллиграфом Мирали Табризи (1330— 1404) был разработан новый изящный почерк насталик. Другим крупным мастером-каллиграфом был Султанали Машхади (1432—1520). До наших дней сохранилось более 50 книг, переписанных Султанали Машхади, в том числе произведения Низами, Аттара, Хафиза, Саади, Хосрова Дехлеви, Джами, Навои, Хусейна Байкары и др. Признанный мастер по резьбе, он выполнял также надписи на стенах дворца Хусейна Байкары и на его надгробной плите, а также написал книги по искусству каллиграфии «Кыбла писарей» и «Султан каллиграфов».
В Самарканде и Герате были созданы дворцовые библиотеки. Здесь под началом хранителя библиотек даруги или китабдара работали опытные каллиграфы, искусные художники-миниатюристы, резчики и переплетчики. Например, в гератской библиотеке брата Улугбека — Байсункара трудилось более сорока каллиграфов и несколько художников-миниатюристов. В 1429 г. здесь была переписана знаменитая рукопись поэмы Абулкасыма Фирдауси «Шахнаме» оформленная двадцатью цветными миниатюрами.
Во второй половине XV в. пополнению дворцовой библиотеки редкими книгами уделяли большое внимание правитель Хорасана Хусейн Байкара и Алишер Навои.
Изобразительное искусство
В XV в. особого расцвета достигло изобразительное искусство. В этот период получили развитие такие жанры, как портрет, пейзаж, бытовой жанр, а также широко применялось художественное оформление зданий и книг. Сохранились портретные изображения таких знаменитых людей того времени, как Джами, Навои, Абдулло Хатифи, Бехзод, Хусейн Байкара, Бабур и др. Художники старались не только четко и реально запечатлеть внешний облик, но и отразить духовный мир человека. Например, на портрете Навои, выполненном Махмудом Музаххибом, он предстает немолодым, несколько усталым, задумчивым мыслителем.
Один из корифеев изобразительного искусства XV в., воспитанник Навои Камалиддин (Камал-ад-дин) Бехзод основал школу миниатюристов, называемую «Гератской школой», создал новый художественный стиль — гератский. При жизни его называли Мони Сани (Второй Мони). Бехзод, как наставник и учитель, опытный художник, внес большой вклад в развитие изобразительного искусства Средней Азии, Ирана, Азербайджана и других краев. Творчество его было многогранно, и в его произведениях точно и ярко отображены не только портреты исторических личностей (Хусейна Байкары, Шейбанихана, Алишера Навои), но и реалистичные картины дворцовой жизни, военных сражений. Особенно впечатляющими являются его лирические иллюстрации к поэме Дехлеви «Лейли и Меджнун» и батальные сражения в произведении Шарафиддина Али Йезди «Зафарнаме». Итак, изобразительное искусство, переплетаясь с достижениями художественной литературы и каллиграфии, дополняли друг друга, поднимаясь на более высокий уровень
Музыка
В XIV—XV вв. создаются новые песни, мелодии, музыкальные инструменты и труды по теории музыки. Появляются талантливые музыканты, композиторы, исполнители, хафизы, среди которых Абдукадыр Найи, Кул — мухаммад Шейхи, Хусайн Уди, Шахкули Гиджаки, Касым Раббони и др. Наряду с известными музыкантами огромный вклад в развитие музыкального искусства внесли Улугбек, Навои, Джами и Бинаи. Например, Улугбек — автор мелодий «булуджи», «шодиёна», «ахлокий», «табризий», «усули равон» и «усули отлик», а Навои — «исфахани».
Тесно связанное с поэзией музыкальное искусство поднимается на более высокий уровень развития.
Литература
В этот период с точки зрения художественного стиля литература в Средней Азии поднялась на новую ступень своего развития. Создавалось множество уникальных художественных и лирических произведений в поэзии и прозе. Укрепилась и расширилась взаимосвязь узбекской и таджикской литератур. Появилась переводная литература.
Стало развиваться литературоведение, создавались научные труды.
Среди литераторов той эпохи особенно популярными были имена Кутба Хорезми, Сайфи Сараи, Хайдара Хорезми, Дурбе ка, Амири, Якини, Атаи, Саккаки, Лутфи, Мухаммада Салиха и др. Вариант поэмы «Юсуф и Зулейха» Дурбека, поэтические произведения Атаи считались жемчужинами художественной литературы своего времени. Среди узбекских поэтов особое место занимает Лутфи (1366—1465), который стал популярным еще до Алишера Навои. Он писал не только на тюркском языке, но и на таджикском, воспевая любовь к справедливости и честности, уважение к ученым и приверженность к знаниям, науке и искусству.
В развитие художественной литературы XV в. огромный вклад внесли великий государственный деятель, поэт, ученый и мыслитель, просветитель и меценат Алишер Навои и персидско-таджикский поэт Абдурахман Джами. Вся жизнь Алишера Навои посвящена борьбе за народное счастье, справедливость, спокойствие и мир в стране, развитие науки искусства и литературы. Навои поднял узбекский литературный язык и классическую литературу на новую ступень. Навои — автор более тридцати крупных художественных сочинений, в том числе «Хамсы» (Пять поэм), «Хазоин ул-маони» (Сокровища знаний), «Махбуб ул- кулуб» (Возлюбленный сердец) «Лисон ут-таир» и др.
Навои особо подчеркивал поучительность исторических уроков и призывал изучать историю. По его мнению, историческая наука не должна заниматься изучением жизни шахов и правителей, а должна изучать историю всего государства, ибо в истории отчетливо видны причины, ведущие к распаду государств и их процветанию, а также пути к благоустройству государства, счастью и благоденствия народа.
Навои считал, что основа всех земных благ и изобилия — результат усердного труда и каждый человек своим поведением и моралью должен радовать людей.
Великий поэт и гениальный мыслитель узбекского народа Алишер Навои внес огромный вклад в сокровищницу мировой науки и культуры, его многогранный талант ставит его в один ряд с мировыми гениями, его гуманное творческое наследие стало достоянием всего человечества. Абдурахман Джами был современником, наставником и другом Алишера Навои. Дружба двух классиков литературы — яркий пример сотрудничества узбекского и таджикского народов.
- Здравствуйте Господа! Пожалуйста, поддержите проект! На содержание сайта каждый месяц уходит деньги ($) и горы энтузиазма. 🙁 Если наш сайт помог Вам и Вы хотите поддержать проект 🙂 , то можно сделать это, перечислив денежные средства любым из следующих способов. Путём перечисления электронных денег:
- R819906736816 (wmr) рубли.
- Z177913641953 (wmz) доллары.
- E810620923590 (wme)евро.
- Payeer-кошелёк: P34018761
- Киви-кошелёк (qiwi): +998935323888
- DonationAlerts: http://www.donationalerts.ru/r/veknoviy
- Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.