Всемирная История
История

§3. Социально-экономическая и культурная жизнь в эпоху Эфталитов

Хозяйственная жизнь

Насколько обширную территорию занимали эфталиты, настолько был разнообразен и их этнический состав. Соответственно разнообразной была и социально-экономическая жизнь этих этносов. Из-за того, что по происхождению эфталиты были кочевым скотоводческим племенем, жили они в местах привольных в войлочных юртах.

Впоследствии они завоевали благоустроенные земледельческие оазисы, большие и малые города, где были развиты ремесла и торговля. С годами они смешались с местным оседлым населением и ассимилировались.

Тохаристан и Согд считались центрами земледельческого хозяйства и садоводства. В Кашкадарьинской и Зарафшанской долинах высевали рис и другие зерновые культуры. Как известно из китайских источников, в V—VI вв. в Восточном Туркестане и Средней Азии выращивали также хлопчатник. Вытканная из него удивительно белая и мягкая ткань на китайских рынках пользовалась большим спросом, потому, что в самом Китае в то время хлопок еще не выращивали.

Полукочевая часть населения в степях и предгорьях разводила мелкий и крупный рогатый скот, верблюдов, а население гор и предгорных районов занималось коневодством. Ферганская долина, как и раньше, славилась породистыми скакунами.

Землевладелие

Несмотря на то, что преобладающая часть поливных земель еще принадлежала сельским общинам, определенная часть обрабатываемых земельных площадей стала концентрироваться в руках дехкан и жрецов храмов. В результате свободные члены сельских общин — кашоварзы попадали в зависимость от дехкан. жрецов и превращались в кадиваров.

Основная часть пастбищ и скота находилась в ведении скотоводческих племен, а также их вождей — хвабу. В этот период строилось множество крупных каналов и водных сооружений. Магистральные каналы Зах(Зав)арык и Бозсу, и поныне обеспечивающие живительной влагой Ташкентский оазис и Южный Казахстан, канал Даргом — основной источник орошения южных районов Самаркандской области, могут служить примером самых крупных ирригационных систем, проложенных в V в. Именно в этот период, благодаря освоению земель и расширению возделываемых площадей, завершается формирование оазисов Чаганиан (Сурхандарья), Самарканд, Бухара, Кеш (Шахрисабз), Нах- шеб (Карши) и Ташкент. Впоследствии, в этих оазисах возрастает политический статус владеющих землей дехкан и образуются небольшие княжества под их управлением. Заинтересованные в налогах от внешней торговли, эфталиты стремились установить контроль над Большой сухопутной караванной дорогой.

Торговля и денежное обращение

Большой сухопутной караванной дорогой.Они активно торговали с Китаем, Индией, Ираном и Византией. На роль посредника в этой караванной торговле претендовали и сасаниды. Посредниками в торговле были преимущественно согдийцы.

С развитием международной торговли в государстве была отрегулирована денежная система. Во внешней и внутренней торговле широкое распространение получили сасанидские серебряные монеты. Во внутренней торговле были в обращении мелкие медные монеты чеканки правителей Бухары, Пайкенда, Варданы, Нахшеба, Самарканда и Хорезма. Это свидетельствует о возрастании роли местных правителей в общественно-политической и экономической жизни страны

Среди эфталитов усиливалось социальное и имущественное неравенство. В связи с этим в государственном управлении появились новые законы. Законы предусматривали жестокие наказания за совершенные преступления. В своей внешней политике эфталиты опирались на военную силу.

Социальные преобразования

С притоком скотоводов-кочевников и оседанием вокруг земледельческих оазисов их обычаи смешались с обычаями оседлого населения. В Тохаристане и Восточном Согде, где традиции были сильнее, новые поселенцы за короткое время начинали жить общественно-политической жизнью местного оседлого населения. Эти изменения нашли свое отражение в архитектуре, строительстве и в некоторых видах изобразительного искусства. В указанный период в земледельческих оазисах Самарканда, Бухары, Нахшеба и Чача (Ташкент) появилось большое количество замков, усадеб, стоящих на высоких платформах.

Некоторые из них состояли из двух этажей. На второй этаж можно было подняться по специальной платформе — пандусу.

Язык и культурные связи

Жители Средней Азии говорили на различных языках. Среди скотоводов широко был распространен тюркский язык. Часть оседлого населения говорила на согдийском, а другая часть —на тюркском языке. В этот период согдийский язык как язык международной торговли через Семиречье и Фергану достиг Восточного Туркестана и оттуда — границ Китая. В V—VI вв. были распространены согдийская, хорезмийская и эфталитская письменности. Эфталитская письменность возникла на основе бактрийской. Эфталитский алфавит состоял из 25 букв. Писали слева направо.

Эфталиты поклонялись огню и солнцу. Другие народы Средней Азии исповедовали буддизм, христианскую и зороастрийскую религии. Последние их потомки смешались с узбеками, туркменами и турками. Даже сейчас в составе туркмен и анатолийских турков сохранилась этническая группа под названием «абдал». Так расширялся и формировался тюркский мир, перешедшие на оседлый образ жизни в Евразии

В этот период расширяются экономические и культурные связи с Китаем, Индией и Ираном. В V в. среднеазиатские мастера по изготовлению изделий из цветного стекла обуча¬ют китайских стеклодувов этому ремеслу. Среднеазиатское стекло по своему цвету, яркости и прозрачности ценилось выше византийского. Императоры Китая в убранстве своих дворцов использовали цветное стекло, привезенное из Средней Азии. Таким образом, в те годы культурные традиции населения Средней Азии переплелись, в основном, с традициями Индии и Ирана, и стали основой в формировании культуры раннего средневековья.

  • Здравствуйте Господа! Пожалуйста, поддержите проект! На содержание сайта каждый месяц уходит деньги ($) и горы энтузиазма. 🙁 Если наш сайт помог Вам и Вы хотите поддержать проект 🙂 , то можно сделать это, перечислив денежные средства любым из следующих способов. Путём перечисления электронных денег:
  1. R819906736816 (wmr) рубли.
  2. Z177913641953 (wmz) доллары.
  3. E810620923590 (wme)евро.
  4. Payeer-кошелёк: P34018761
  5. Киви-кошелёк (qiwi): +998935323888
  6. DonationAlerts: http://www.donationalerts.ru/r/veknoviy
  • Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.
§3. Социально-экономическая и культурная жизнь в эпоху Эфталитов Обновлено: Февраль 19, 2017 Автором: admin

Добавить комментарий

Продается сайт!
Наш сайт Vek-noviy.ru Продается!. Телеграм: https://t.me/Zafarjy (@zafarjy).