Всемирная История
История

Архитектура, Искусство, Музыка, Религия. в Мавераннахре и Хорасане (IX — начало XIII вв)

Ключевые понятия: Архитектура. Искусство. Религия. Суфизм. Духовность. Идеология.

Архитектура и искусство

Социально-политическая обстановка и распространение ислама оказали сильное влияние на развитие культуры средневековья. В этот период в Самарканде, Бухаре, Ургенче, Термезе, Узгене и Мерве строятся многочисленные дворцы, мечети, медресе, минареты, мавзолеи, крытые рынки и караван-сараи. Яркими образцами архитектуры того времени являются мавзолей Исмаила Самани, мечеть Намазгох и минарет Калян в Бухаре, а также минареты Вабкентский, Джаркурганский и многие другие сооружения. Эти памятники дают яркое представление о развитии архитектуры.

В этот период, кроме монументальных зданий, сооружали различные каналы, мосты, плотины, водохранилища — банд, акведуки, подземные водопроводы — кяризы, для создания которых широко использовали бутовый камень, жженый кирпич, водостойкие растворы. При их строительстве уже использовали математические расчеты. Например, в Х в. в Нуратинских горах была сооружена мощная плотина в ущелье Пасттаг, где образовалось большое водохранилище емкостью 1,5 млн м3. Плотина водохранилища, получившая название Хонбанди, была возведена из гранита с использованием водостойких растворов, с учетом не только вертикальной и горизонтальной разрушительной силы давления воды в чаше водохранилища, но и сейсмичности данного региона. Это, без сомнения, свидетельствует о том, что инженеры-гидротехники Мавераннахра ещё за семь веков вперед пользовались законом давления жидкостей, называемым законом Паскаля и сформулированным только в XVII в.

Начиная с Х в. в строительстве широко применяются каркасные конструкции, имеющие деревянную арматуру в кирпичных и глиняных стенах. Этот метод строительства сохранился и по сей день. Как стало известно в результате раскопок городищ Афрасиаб, Варахша, Бухара и Пайкенд, в X— XI вв. основное место в городском строительстве занимали здания, возведенные из сырцового кирпича и пахсы.

Резьба по дереву и ганчу, каллиграфия

В IX—XIII веках наряду с архитектурой процветали резьба и настенная роспись. Обычно порталы, двери и верх стен покрывались росписью различного содержания.

В этот период получило широкое развитие искусство красивого и четкого письма — каллиграфия. Еще отсутствовало книгопечатание и копии рукописей делали вручную каллиграфы. Образцы каллиграфии того времени, выполненные различными видами письма, обладали большой художественной выразительностью, как и декоративные росписи в архитектуре.

Музыкальное искусство

В начале XIII вв. получило дальнейшее развитие и музыкальное искусство. Праздники, свадьбы, различные народные гуляния не обходились без музыки и песни. В этот период музыкантами широко использовались такие струнные и духовые инструменты, как уд, танбур, кобыз, рубаб, най, сурнай, карнай, кошнай, канун.

На основе народных напевов созданы мелодии «Рост», «Хусравони», «Бода», «Ушшок», «Зерафканда», «Буслик», «Си- похон», «Наво», «Баста», «Тарона», позже ставшие основой классического «Шашмакома». Музыкальное искусство развивалось в неразрывной связи с поэзией, вместе с тем закладывались основы музыковедения.

Религия

В XIII веке важную роль в духовной жизни играл ислам. В этот период ислам, широко распространившийся на Востоке, стал одной из мировых религий и занял важное место в жизни народов. Народы Мавераннахра, обращенные в ислам, начали выполнять все законы шариата изучать арабский язык и письменность. В крупных городах строились соборные мечети и медресе.

В XII в. в махалле Дарвоз и Мансур в Бухаре было построено специализированное Медресе для правоведов. В таких высших учебных заведениях большое внимание уделялось традиционному исламскому образованию, включающему фундаментальное знание Корана, хадисов и арабского языка. Для углубленного изучения ислама главными источниками считались «Тафсир» — комментарии к Корану и фикх — наука исламского правоведения.

Бухара стала центром развития и пропаганды учения ислама, в бухарских медресе получили образование многие известные ученые, казии и имамы. Благодаря этому, начиная с IX в. за Бухарой закрепилось название Куббат ал-ислам — Купол ислама.

Суфизм

Суфизм широко распространился на средневековом мусульманском Востоке. Впервые это учение появилось в Ираке в середине VIII в.

Основой этого учения являлась человеческая деятельность и ее совершенствование. В регионах Мавераннахра появились её различные направления. В XII в. в Туркестане родилось учение яссавия, в конце XII в. в Хорезме — Кубровия, в XIV в. в Бухаре — Накшбандия и др.

Особенно широко в Маверрауннахре было распространено учение Яссавия. Суть учения яссавия, основателем которого был поэт Ахмад Яссави, изложена в его знаменитом «Диване хикматов». Ахмад Яссави считал, что без соблюдения шариата не может быть совершенствования, без совершенствования не может быть образования, без образования не может быть справедливости, причем одно дополняет другое. Яссави выдвинул идею о том, что подлинный путь к совершенству лежит через аскетизм и отречение от земных наслаждений. Совершенства достигнет лишь тот, кто может отказаться от удовольствий, переносит лишения на пути к послушанию, самоотверженно трудится.

И хотя учение Яссави призывают к самоотверженному труду и отречению от земных благ, но превыше всего, согласно этого учения, ставится человек. Яссави утверждал, что человек ценится выше всего материального, выше государства.

* Суфизм — учение, призывающее мусульман к честности, чистоте, равенству, к сохранению общечеловеческих ценностей, к труду, без эксплуатации других.
* Тарикат — путь духовного совершенствования, состоящий в соблюдении правил суфизма.

Другим известным представителем суфизма был Наджмиддин Кубро (1145—1221). В Хорезме он основал суфийскую школу и положил начало учению Кубровия.

Учение Кубровия отличается от учения яссавия тем, что отрицает аскетизм. Кубро выдвинул идею о том, что в процессе кропотливого труда, ведущего к совершенству, вовсе не возбраняется пользоваться жизненными благами и наслаждениями. В учении кубровия содержится огромная любовь к народу и Родине призыв к сплоченности и стремление к борьбе за ее независимость.

В XIV в. в Мавераннахре появилось учение Накшбандия. Его основателем был Бахоуддин Накшбанд. Он родился в 1318 г. в кишлаке Касри Хиндуван близ Бухары в семье ремесленника, занимавшегося нанесением рисунка на ткани. В детстве одновременно с учебой он обучился ремеслу своего отца.

Ходжа Бахоуддин в своих трудах «Жизнеописание», «Далил ал-ашикин» заложил основы собственного учения. Суфийское учение Накшбандия широко распространилось в Мавераннахре, Хорасане и Хорезме. В основе его лежит идея о достижении духовного совершенства путем труда и богослужения, призыв к чистоте, трудолюбию, помощи нуждающимся, к чистосердечию и скромности. Его слова «Считай бога своим возлюбленным, но о труде не забывай» отражают характерную особенность учения Накшбандия. Оно отрицает отрешение от мира, пропагандируя трудолюбие, образование, справедливость. В дальнейшем в развитие учения Накшбандия большой вклад внесли Алишер Навои, Абдурахман Джами и Ходжа Ахрар.

Благодаря независимости возрождены имена наших славных предков Ахмада Яссави, Бахоуддина Накшбанда, Наджмиддина Кубро, благоустроены места их захоронений.

В настоящее время широко издаются произведения Ахмада Яссави, Бахоуддина Накшбанда, Наджмиддина Кубро, являющиеся бесценным духовным наследием. Достигнув совершенства на основе исламской идеологии и учения суфизма, они оставили после себя неизгладимый след в истории.


  • Здравствуйте Господа! Пожалуйста, поддержите проект! На содержание сайта каждый месяц уходит деньги ($) и горы энтузиазма. 🙁 Если наш сайт помог Вам и Вы хотите поддержать проект 🙂 , то можно сделать это, перечислив денежные средства любым из следующих способов. Путём перечисления электронных денег:
  1. R819906736816 (wmr) рубли.
  2. Z177913641953 (wmz) доллары.
  3. E810620923590 (wme)евро.
  4. Payeer-кошелёк: P34018761
  5. Киви-кошелёк (qiwi): +998935323888
  6. DonationAlerts: http://www.donationalerts.ru/r/veknoviy
  • Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.
Архитектура, Искусство, Музыка, Религия. в Мавераннахре и Хорасане (IX — начало XIII вв) Обновлено: Февраль 19, 2017 Автором: admin

Добавить комментарий

Пожалуйста, поддержите проект
Помощь сайту:
  1. R819906736816 (wmr) рубли.
  2. Z177913641953 (wmz) доллары.
  3. E810620923590 (wme)евро.
  4. Payeer-кошелёк: P34018761
  5. Киви-кошелёк (qiwi): +998935323888
  6. DonationAlerts: http://www.donationalerts.ru/r/veknoviy Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.