Всемирная История
История

§9. Оживление Экономической и Культурной жизни Чигатайского улуса.

Ключевые понятия: Денежная реформа. Землевладение. раздел Чигатайского улуса. Культурная жизнь.

Указ великого кагана

В середине XIII в. среди монгольской знати усилился процесс перехода к оседлому образу жизни, стремление к городскому стилю и активизировалась ассимиляция с местным населением. Великий каган Монголии Мунке издает специальный указ — грамоту об упорядочении налоговой системы и городской жизни. Он установил норму выдачи коней на почтовых станциях — ямах и запретил требовать коней с частных лиц. Мунке запретил государственным чиновникам и требовать себе содержание, превышающее установленные нормы. Тем самым население ограждалось от произвольных повинностей.

* Ям — дорожные станции, где курьеры, путники сменяли лошадей. В ямах всегда были готовы лошади для пути.

Денежная реформа Масудбека

В Мавераннахре наблюдается некоторое оживление городской жизни, в частности, в ремесленном производстве и торговле. В оживлении городов и восстановлении товарно-денежных отношений особенно важную роль сыграла денежная реформа, проведенная Масудбеком в 1271 г. Начался регулярный выпуск полноценных серебряных монет одинакового веса и пробы, одновременно в 16 городах Мавераннахра, в том числе в Самарканде, Бухаре, Таразе, Отраре, Ходженте и других крупных областных центрах, которые были введены в обращение по всей стране.

Кебекхан и его реформы

В первой половине XIV в. усиливается переход монголов к оседлому образу жизни и в экономической сфере происходят крупные перемены. Одним из чигатайских ханов, стремящихся к оседлой жизни и прочным связям с Мавераннахром, был Кебек (1318—1326). Управление государством он взял в свои руки и построил себе дворец вблизи древнего города Несефа, в Кашкадарьинской долине. Этот дворец по-монгольски назывался Карши. Первым среди монгольских правителей Кебек перенес свою ставку в Мавераннахр. С этого дворца он управлял страной. В последствии вокруг этого дворца вырос целый город, объединившийся с Несефом. С этого времени этот город известен как Карши.

Для упорядочения системы государственного управления и денежного обращения Кебек провел денежную, а затем административную реформу. В государстве была введена единая денежная единица. Чеканились серебряные монеты по образцам Хулагуидского государства Ирана и ханства Золотой Орды двух видов: серебряная большая — динар, 8 граммов, и серебряная малая — дирхем, 1 грамм. Эти монеты, названные кебеки, чеканили в Бухаре и Самарканде.

Оживление экономической жизни

Началось, хотя и очень медленно, восстановление сельского хозяйства, ремесленного производства и
торговли, разрушенных монгольским завоеванием. Оживление ремесел и торговли приводило к восстановлению разрушенных городов. Были восстановлены Ургенч и Бухара. Самарканд отстроили на новом месте рядом с развалинами древнего города. В городах сооружались общественно-культовые здания и жилые дома. Становятся многолюдными городские базары.

Землевладение

При монголах в Средней Азии были известны четыре формы землевладения: мульки диван, мульки инджу, мульки вакф и мульк.
Большая часть мульковых земель была жалована крупным военным чинам за службу, эти земли назывались суюргал. Владельцы суюргалов освобождались от всех налогов. Суюргальные земли передавались в наследство.

* Мульки диван — государственные земли.
* Мульки инджу — земли, принадлежавшие прав телям, членам их семьи и их вассалам.
* Мульк — частные земли.
* Мульки вакф —земли, принадлежавшие мечетям и медресе.

Раздел Чигатайского улуса

В государстве, завоеванном монголами, наметился раскол. Одни были сторонниками сближения с местной аристократией и торговцами, развития ремесленничества и земледелия, принятия исламской религии. Другие же были противниками оседлой и городской жизни, стремились к разрушению городов и превращению садов в пастбища для скота.

Несколько ханов Чигатайского улуса со своими соплеменниками перемещаются в Мавераннахр, объединяются с местным населением и оседают здесь. Монголы, жившие в Семиречье, именовали тех, кто переселился, караунасами (метис), жители Мавераннахра относились к своим сородичам из Семиречья, как к варварам, и называли их джете (разбойники). Между ними усиливались вражда и ненависть. В результате к 40-м годам XIV в. Чигатайский улус постепенно разделился на две части.

Территории Восточного Туркестана и Семиречья Чигатайского улуса назывались Моголистан. В 1348 г. ханом Моголистана был провозглашен Туглук Темур из рода Чигатаев. Западная часть улуса — Мавераннахр оставалась независимой.

Культурная жизнь

В этот период возрождаются некоторые отрасли науки, литературы,культуры и искусства, особенно строительное дело и архитектура. На основе древних традиций возрождаются и развиваются майолика, мозаика, художественная резьба по ганчу и дереву и архитектурная каллиграфия. Строители и архитекторы создают монументальные здания: мечети, медресе, ханака, мавзолеи, минареты и дворцы. Некоторые из памятников архитектуры сохранились до наших дней, например, мавзолей Сайфиддина (Сайф — ад-дина) Бохарзи и Баянкулихана в Бухаре, мавзолей Кусама ибн Аббаса являющийся основной частью мемориального ансамбля Шахи-Зинда в Самарканде, 62-метровый величественный минарет в Древнем Ургенче, а также мавзолеи Наджмиддина Кубро и Турабекханум.

В середине XIII в. в Бухаре были построены два известных медресе Масудийа и Ханийа, в каждом из них обучалось до тысячи слушателей.

Во второй половине XIII — начале XIV вв. жили и творили такие известные представители персо-таджикской поэзии Джалалиддин (Джалал — ад- дин) Руми, Саади Ширази и Амир Хосров Дехлеви.

Джалалиддин Руми (1207—1273) — один из крупнейших поэтов-суфиев, автор знаменитой поэмы «Назидательные двустишья», состоявшей из 36 тысяч байтов, в которой он изложил основы суфийской философии.

Другой известный поэт и большой мастер прозы этого времени — Саади Ширази (1219—1293) — в своих дидактических произведениях «Гулистан» и «Бустан» выражал гуманистические взгляды и проповедовал любовь к родной земле.

Амир Хосров Дехлеви (1253—1325) — известный поэт и музыковед вслед за великим Низами Ганджави создал собственную «Хамсу». Он также автор таких эпических произведений, как «Ключ побед» и «Девять небесных сфер».

Во второй половине XIII в. развивается исторический жанр. В этот период написаны такие ценнейшие сочинения, как «Табакати Насири» Джузджани, «История завоевателя мира» Джувейни, «Собрание историй» Рашидидди-на (Рашид-ад-дина) Фазлаллаха. Эти произведения являлись первоисточниками в изучении истории того времени, особенно монгольского владычества.

В этот период развивается литература на тюркском языке, которая в последствии стала известна под названием «Чигатайский язык» и Чигатайская литература.


  • Здравствуйте Господа! Пожалуйста, поддержите проект! На содержание сайта каждый месяц уходит деньги ($) и горы энтузиазма. 🙁 Если наш сайт помог Вам и Вы хотите поддержать проект 🙂 , то можно сделать это, перечислив денежные средства любым из следующих способов. Путём перечисления электронных денег:
  1. R819906736816 (wmr) рубли.
  2. Z177913641953 (wmz) доллары.
  3. E810620923590 (wme)евро.
  4. Payeer-кошелёк: P34018761
  5. Киви-кошелёк (qiwi): +998935323888
  6. DonationAlerts: http://www.donationalerts.ru/r/veknoviy
  • Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.
§9. Оживление Экономической и Культурной жизни Чигатайского улуса. Обновлено: Февраль 26, 2017 Автором: admin

Добавить комментарий

Пожалуйста, поддержите проект
Помощь сайту:
  1. R819906736816 (wmr) рубли.
  2. Z177913641953 (wmz) доллары.
  3. E810620923590 (wme)евро.
  4. Payeer-кошелёк: P34018761
  5. Киви-кошелёк (qiwi): +998935323888
  6. DonationAlerts: http://www.donationalerts.ru/r/veknoviy Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.