Программные Цели и Задачи Джадидов. Представители Джадидского Движения и их Деятельность.
Основные идеи джадидов
В реализации своих идей, выражавшихся в построении развитого общества в Средней Азии, прогрессивные силы особое значение придавали борьбе с фанатизмом, безразличием и отсталостью. При решении этих задач первостепенное внимание отводилось следующим направлениям: расширению в крае сети новометодных школ, обучению одаренной молодежи за рубежом, созданию различных просветительских обществ и театральных трупп, изданию газет и журналов, построению в Туркестане национального демократического государства путем повышения общественно-политического и культурного сознания народа.
Важнейшим направлением деятельности передовых представителей национальной интеллигенции являлось поднятие уровня образования путем расширения сети новометодных школ. Эти школы служили не только ускоренному и легкому овладению грамотой, но и формированию нового мировоззрения, свободного от фанатизма и консерватизма.
Джадиды стремились овладеть достижениями восточной и западной культур, учились и призывали других к тому же. Побывав за рубежом, просветители сумели разглядеть и сопоставить уровни развития культуры и образования различных стран. И у проницательной молодежи появилось намерение внедрить в Туркестане достижения мирового прогресса. В результате, на первом этапе, перед джадидами встала задача реформирования образования.
В образовательном процессе новометодных школ за образец был принят европейский стандарт. Наряду с обучением основам арифметики, истории, географии, природоведения, большое внимание уделялось преподаванию основ ислама.
Важным также был и вопрос создания новых учебников. В первое время во многих новометодных школах Туркестана использовались учебники и пособия, изданные в Казани и Оренбурге.
Центрами джадидского движения стали города Ташкент, Бухара, Самарканд, Андижан, Коканд и Хива. Открытые в этих городах общества и объединения культурно-просветительского направления привели к широкому распространению джадидизма в Туркестане.
Основные идеи и цели джадидизма
Избавление и освобождение Туркестана от средневековых пережитков, феодальной отсталости и религиозного фанатизма
Отказ от обучения «старым методом», направить край, народ и нацию на путь развития и прогресса
Создание национального государства
Построение свободного и благополучного общества по методу конституционной и парламентской системы правления
Тюркским языкам придавать статус государственного языка Создание национальной денежной единицы и национальной армии
В своих изданиях джадиды информировали о событиях, происходивших в мире и на территории Туркестана. Этими действиями они демонстрировали содержание своих идей и необходимость их широкого распространения.
Просветители раскрыли значение новометодных школ в подготовке национальных кадров и обучении молодого поколения в Туркестане. Если в конце XIX в. количество новометодных школ в Средней Азии можно было буквально пересчитать по пальцам, то к 1911 году их количество достигло 63, число обучающихся составило 4106. В 1910 году только в Ташкенте насчитывалось 24 джадидских школ, где обучались 1740 детей, а к 1917 году в крае уже существовало около 100 новометодных школ.
Во взглядах просветителей отдельное место занимали вопросы обучения женщин. Они утверждали, что никоим образом не препятствуют женщинам постигать исламское учение. Подчеркивая, что изучение веры является долгом каждого мужчины и женщины, джадиды выступали сторонниками совместного обучения девочек и мальчиков.
Хотя основная деятельность видных представителей джадидского движения начиналась с просветительства, их идейное влияние на массы играет важную роль при становлении национально-освободительного движения народов Туркестана.
Представители Джадидского Движения и их Деятельность
Видные представители движения джадидов Туркестана
К началу XX в. в Ташкенте, Самарканде, Бухаре и городах Ферганской долины стали открываться десятки школ с «джадидским методом» преподавания. Воспитывая в своих школах образованную и просвещенную молодежь, для создания независимого государства в Туркестане, джадиды через своих выпускников формировали у масс идеи национальной государственности. К началу XX в. из среды джадидской интеллигенции сформировалось целое поколение представителей, внесших значительный вклад в прогресс духовно-нравственной сферы и развитие национальной культуры, среди которых были Махмудходжа Бехбуди, Абдукадыр Шукури, Саидахмад Сиддики-Аджзи в Самарканде, Мунаввар Кары Абдурашидханов, Абдулла Авлони, Убайдуллахан Асадуллаходжаев в Ташкенте, Абдурауф Фитрат, Садриддин Айни, Файзулла Ходжаев в Бухаре, Хамза Хакимзаде Ниязи, Абиджан Махмудов, Абдулхамид Чулпан,Исхакхан Ибрат в Ферганской долине, Бабахун Салимов, Палваннияз Хаджи Юсупов в Хиве и др. Они считались лидерами джадидского движения в Туркестане.
В объединении джадидов Туркестана большая заслуга принадлежит Махмудходже Бехбуди, признанного «отцом джадидов Средней Азии». Он родился 19 января 1875 года в селе Бахшитепа вблизи Самарканда. Начальное образование получил в Самарканде, а затем в медресе Бухары. Был имам-хатибом, казием, затем — муфтием. Являлся основателем и лидером джадидского движения в Средней Азии. Был Бехбуди личностью, внесшей значительный вклад в развитие просветительского движения в Туркестане. По его инициативе была организована библиотека, названная в честь его отца «Библиотекой Бехбуди».
Мунаввар Кары Абдурашидханов (1878-1931) — видный деятель политики и просвещения, боровшийся за свободу Туркестана и будущее народа, являлся одним из крупнейших представителей джадидского движения. Начиная с 1904 года принимает активное участие в общественно-политической и просветительской жизни края. Был инициатором и организатором открытия джадидских школ, основателем и редактором национальных газет и журналов, пропагандировал джадидский театр. Являлся автором учебников «Адиби аввал» («Первый наставник»), «Алиби соний» («Второй наставник»), «Ер юзи» («Земля»),
Одним из активных участников реформаторского движения, которое на заре своего становления имело культурно-просветительский характер, а затем трансформировалось в общественно-политическое течение, был и Абдулла Авлони. Он родился в 1878 году в Ташкенте в семье ремесленника, получил образование в школе, затем продолжил обучение в медресе, превратившись со временем в просвещенного и высокообразованного представителя своего времени. Внесший большой вклад в развитие образования, печати и театральной сферы, в 1907 году Абдулла Авлони открывает газету «Шухрат» («Слава»), Для созданных им самим же новометодных школ написал такие учебники, как «Биринчи муаллим» («Первый учитель»), «Иккинчи муаллим» («Второй учитель»), «Тюркский цветник или нравственность».
Наряду с Бехбуди, Мунаввара Кары, Абдуллой Авлони, другие национальные прогрессивные деятели также вели активную просветительскую работу, открывали новые школы, благотворительные общества, библиотеки и книжные лавки.
Национальные особенности движения джадидов
Видные представители джадидского движения Туркестана были людьми просвещенными, являясь в широком смысле распространителями знаний. В политическом же аспекте просветительство сформировалось в виде идеологического течения, направленного на завоевание свободы народа и продвижение идей национальной государственности. Просветители Туркестана в качестве первопричины страданий человека указывали на невежество, необразованность, бескультурье, консерватизм и религиозный фанатизм. Они боролись с абсолютизмом, ратовали за политическое свободомыслие и права человека.
Вместе с уникальными чертами, присущими просветительским движениям в различных странах, в них существовали и общие черты. Данные проявления нашли свое отражение и в деятельности джадидов Туркестана. Они боролись с политической отсталостью, социальными и правовыми проявлениями и недостатками существующего строя, выступали за формирование просвещения, за свободу, за духовное культурное обогащение, за защиту интересов народных масс и улучшение их благополучия.
Джадиды продолжали развивать идеи демократии и прогресса, получившие свое отражение в трудах Алишера Навои, Мирзо Бедиля и Боборахима Машраба. Самым весомым из достижений передовой интеллигенции Туркестана было создание системы народного образования, свободного от доминирующей идеологии, а также основ национальной печати как важнейшего средства распространения прогрессивных идей.
Прогрессивно настроенная зажиточная часть населения Туркестана начала поддерживать джадидов в стремлении обучать молодежь за рубежом знаниям и необходимым профессиям. Житель Андижана Миркамил Мирмуминбаев для этой цели выделил значительную сумму из своих средств. В 1910 году преподаватели медресе Хаджи Рафи, Мирза Абдува- хид, Хамидходжа Мехри, Усмонходжа и Мухам маддин Мах дум создали общество «Тарбия-и атфол» («Воспитание детей») ив 1911 году 15 учеников, а в 1912 году — 30 учеников отправили на учебу в Турцию.
Цензура — контроль над печатными изданиями с целью ограничения сведений, считающихся нежелательными или вредными для действужщей власти.
- Здравствуйте Господа! Пожалуйста, поддержите проект! На содержание сайта каждый месяц уходит деньги ($) и горы энтузиазма. 🙁 Если наш сайт помог Вам и Вы хотите поддержать проект 🙂 , то можно сделать это, перечислив денежные средства любым из следующих способов. Путём перечисления электронных денег:
- R819906736816 (wmr) рубли.
- Z177913641953 (wmz) доллары.
- E810620923590 (wme)евро.
- Payeer-кошелёк: P34018761
- Киви-кошелёк (qiwi): +998935323888
- DonationAlerts: http://www.donationalerts.ru/r/veknoviy
- Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.