Всемирная История
История

Влияние Джадидского Движения на обественно-полическую и культурную жизнь Туркестана

Джадиды и Ислам

В идеологии джадидов в нравственном становлении личности и развитии общества исламу отводилась большая роль. Они ясно представляли себе, что без выполнения данной задачи решение других вопросов не представляется возможным. Именно в этих целях Махмудходжа Бехбуди — в 1909 г., Абдулла Авлони — в 1910 г., Абдурауф Фитрат — в 1915 году создают произведения, посвященные истории ислама. В этих трудах, изданных под единым названием, они раскрывали основные этапы возникновения и распространения ислама,
также выступали против неверного толкования исламских догматов.

Первыми шагами, предпринятыми прогрессивными просветителями Туркестана в этом направлении, явились унификация догматов исламской веры, действия, направленные на правильное толкование аятов Корана и Хадисов, сводов шариата, реформирование системы образования в соответствии с требованиями времени.

Национальное прогрессивное общество обвиняло представителей мусульманского духовенства — противников науки. Они широко пропагандировали необходимость соблюдения мужчинами и женщинами устоев исламской веры.

Джадиды считали науку движущей силой прогресса и процветания, единственным средством борьбы с невежеством. По их мнению, для того, чтобы быть истинным мусульманином, наряду с религиозными науками, следует обладать обширными светскими знаниями по математике, физике, химии, медицине, истории и другим наукам. В подтверждение этого они приводили аяты Корана и Хадисов.

Идеи джадидов касательно ислама не должны толковаться, как стремление к изменению основного учения ислама. В своей деятельности они верно истолковывали как Коран, так и исламское учение в целом. Все джадиды были преданы исламской вере и мусульманским традициям. Они выступали против мер, традиций и обрядов, наносящих ущерб исламу, а также выражали крайнее недовольство всякого рода отрицательным проявлениям, которые вредили развитию и прогрессу общества. Джадидам удалось положить конец закостенелым догмам и невежеству в сознании людей и пробудить в них стремление к прогрессивным идеям.

Джадиды выступали против традиций и обычаев, наносящих ущерб исламу, а также выражали крайнее недовольство всякого рода отрицательным проявлениям, которые вредили развитию и прогрессу общества.

Деятельность прогрессивных просветителей в общественно-экономической жизни Туркестана

Джадиды имели свои взгляды в отношении общественно-экономического развития края. Им были известны социальная составляющая и образ жизни населения края, его занятия и условия существования. Они ясно осознавали все более ухудшающееся положение народа.

По их мнению, без обеспечения экономической самостоятельности государства, нельзя было достичь политической и правовой свободы. Они считали необходимым объявить землю, недра и наземные богатства, воду общим достоянием народов Туркестана, начать подготовку местных кадров, способных развивать все сферы жизни, строительство заводов и фабрик, а также производство продукции в самом крае.

Джадиды продвигают идею о направлении молодежи в развитые страны, в частности Германию, для получения образования, которое послужит стране и народу. Местным населением осуществлялся сбор средств. Публиковалось множество статей, посвященных сравнительному анализу развития торговли, промышленности и сельского хозяйства в крае и за рубежом.

Так, Убайдуллаходжа, сын одного из просветителей Туркестана Асадуллаходжи из ташкентской махалли «Карягды», обучался в России в сфере юриспруденции, и вернувшись домой, стал первым узбекским адвокатом с высшим образованием. Он вел переписку с великим русским писателем Львом Толстым.

Национальное прогрессивное общество считало необходимым начать подготовку местных кадров, способных развивать все сферы жизни, строительство заводов и фабрик, а также развивать производство продукции в самом крае.

Трансформация джадидизма в политическое движение

Прогрессивные деятели Туркестана с пристальным вниманием следили за происходящими в мире политическими процессами начала XX в. Изучались программы зарубежных политических партий. Исходя из миролюбия и сдержанности узбекского народа они стремились решать все проблемы исключительно мирным путем, категорически отрицая кровавые столкновения и войны.

Накануне февральских событий 1917 года в России джадидизм перерос в мощное политическое течение. Если после Первой мировой войны джадиды выступали за установление парламентской монархии, то после февральских событий ими стали выдвигаться гораздо более широкие политические требования, среди которых такие, как расширение прав местного населения, проведение реформ краевого управления, предоставление мест в Государственной Думе исходя из численности населения в крае, обеспечение свободы местной печати. В то же время создается ряд национально-политических партий и организаций, среди которых можно отметить «Шурой Исломия» («Исламский совет») и «Иттифок» («Союз»). Джадиды смогли повести за собой все слои социального состава коренного населения. Деятельность джадидов оказала сильное влияние на повышение просвещенности населения, усиление чувства национального самосознания и стремления бороться за свободу. Движение джадидов сформировалось как основная сила, противостоящая колониальной политике в крае.

В начале мая 1917 года джадиды объединяют все свободолюбивые организации Ташкента в единую организацию под названием «Центральный совет мусульман» с общим уставом. В работе учредительного съезда приняли участие 350 делегатов, среди которых были азербайджанцы, татары, туркмены и представители других народов мусульманского мира. Все одобрили предложение называть будущее государство Туркестаном, в состав которого входили бы Бухара, Хива и Туркестанское генерал-губернаторство. Несмотря на октябрьские события в Туркестане и захват власти большевиками, джадиды провозгласили независимую автономную республику под названием Туркестанская автономия с центром в Коканде, которая просуществовала 72 дня и была разгромлена советским правительством. В результате джадиды подверглись преследованию, и в итоге, стали жертвами репрессий 1937— 1938 гг.

Толкование терминов
Делегать — уполномоченный или назначенный какой-либо организацией, обшеством представитель.
Федерация — объединение государств в единый союз путем ограничения своей политической самостоятельности в определенной сфере.
Автономия — право самостоятельного осуществления ограниченной законом государственной власти на какой-либо территории.

  • Здравствуйте Господа! Пожалуйста, поддержите проект! На содержание сайта каждый месяц уходит деньги ($) и горы энтузиазма. 🙁 Если наш сайт помог Вам и Вы хотите поддержать проект 🙂 , то можно сделать это, перечислив денежные средства любым из следующих способов. Путём перечисления электронных денег:
  1. R819906736816 (wmr) рубли.
  2. Z177913641953 (wmz) доллары.
  3. E810620923590 (wme)евро.
  4. Payeer-кошелёк: P34018761
  5. Киви-кошелёк (qiwi): +998935323888
  6. DonationAlerts: http://www.donationalerts.ru/r/veknoviy
  • Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.
Влияние Джадидского Движения на обественно-полическую и культурную жизнь Туркестана Обновлено: Февраль 8, 2017 Автором: admin

Добавить комментарий

Пожалуйста, поддержите проект
Помощь сайту:
  1. UZCARD(o'zbek so'mi): 8600120432900796
  2. Z177913641953 (wmz) доллары.
  3. E810620923590 (wme)евро.
  4. Payeer-кошелёк: P34018761
  5. Киви-кошелёк (qiwi): +998935323888
  6. DonationAlerts: http://www.donationalerts.ru/r/veknoviy Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.