Зарождение Движения Джадидов
Условия зарождения движения джадидов в Средней Азии
Завоевание Российской империей государств Средней Азии привело к серьезному отставанию во многих сферах от развитых стран мира, попранию национальных ценностей. Колониальная политика в крае отличалась тем, что в интересах империи упор делался на содержании основной части местного населения в неграмотности и отсталости.
Народно-освободительное движение в Туркестане протекало в форме борьбы против колониального гнета, при этом подавляющая часть населения ни на минуту не забывала о сохранении своего самосознания, развитии национальной культуры. Подавляющий военный потенциал царского правительства не давал возможности населению вести открытую борьбу с колониальной державой. Именно поэтому люди, в особенности, интеллигенция, патриоты своей Родины, понимавшие народ и его боль, сознавали важность достижения свободы через пробуждение в народе стремления к просвещению. Они полагали, что система просвещения является важнейшим инструментом в распространении передовых идей среди народа. Идеи национальной интеллигенции края, направленные на обновление и реформирование общества, вылились в движение под названием джадидизм.
Запомните
Начиная со второй половины XIX в. в Туркестане стало формироваться просветительское движение — джадидизм.
Зарождение движения джадидов
Изменения в каждом обществе проявляются на основе исторических условий того периода. Они отражают место и роль исторических личностей, в особенности, интеллигенции, каждая из которых выступает с характерной для нее передовой идеей. Интеллигенция всегда стремилась найти выход из социально-экономических противоречий, сотрясавших общество. Подобный процесс начал наблюдаться во второй половине XIX в. и в Крыму, Закавказье, Туркестане, Бухарском эмирате и Хивинском ханстве. Интеллигенция начала стремиться к просвещению своего народа и повышению его образованности.
Крымско-татарский просветитель Исмаил Гаспринский (1851—1914) является основателем джадидизма, охватившего все тюркские народы. Он обладал глубокими познаниями в религиозных и светских науках, имел четкое представление о прогрессивных процессах, протекавших в мире, знал несколько языков, что позволило ему изучать жизнь других народов. На основе своих знаний он сопоставлял Восточный и Западный миры, находился в непрестанном поиске путей, ведущих к прогрессу тюркских народов. В 1884 году Исмаил Гаспринский основал в крымском городе Бахчисарай первую джадидскую школу. Он составил учебники по разработанной им самим программе, согласно которой 12 учеников в течение 40 дней обучались грамоте. Данный метод получил широкое распространение под названием «усули савтия» — буквенно-звуковой метод, то есть «усули джадид». В 1888 году была издана книга «Рахбари муаллимин» («В помощь наставникам»), в которой изложена система обучения, организации и проведении уроков, оснащении классных комнат, расписании уроков, проведении каникул и экзаменов в новометодных школах.
Термин «джадид» в переводе с арабского означает «новый».
Джадиды считали необходимым улучшить систему просвещения и образования у народов, находившихся в колониальной зависимости от царской России, преподавать молодым наряду с религиозными также и светские науки. Они выдвигали идею о необходимости обучения молодежи в мусульманских школах таким наукам, как ислам, арабский, персидский (фарси) и русский языки, медицина и химия.
Распространения просветительских идей в Средней Азии
Прогрессивные силы, ставившие целью процветание края, существовали во всех слоях общества — среди ремесленников, дехкан, купцов, собственников и улемов. В широком распространении джадидских идей большая роль принадлежит газете «Таржимон» («Переводчик»), Визиты Исмаила Гаспринского в Ташкент, Самарканд и Бухару в 1893 г. послужили толчком для последующего распространения просветительских идей. В 1893 г. в Бухарском эмирате открылась первая новометодная школа. В последующем, подобные школы стали открываться и в других местах.
Наряду с изучением опыта крымской интеллигенции в своих просветительских действиях джади ды Средней Азии использовали передовые идеи прогрессивных деятелей других стран. Возраст участников прогрессивного движения в Средней Азии отличался от других представителей данной прослойки. В 1910 году самому молодому из них Абдулхамиду Чулпану было 13 лет, самому старшему Махмудходже Бехбуди — 36.
Развитие прогрессивного движения протекало в два этапа. На первом этапе джадидизм, начав с просветительской деятельности, к 1917 году переходит ко второму этапу — политическому движению.
По своим территориальным особенностям движение джадидов в Средней Азии подразделялось на джадидов Туркестана, Бухары и Хивы. Основу джадидов Туркестана составляла интеллигенция, стоявшая в первых рядах сопротивления против колониальной политики Российской империи. Они мечтали видеть в будущем родной край свободным и развитым государством.
Сформированные в начале XX в. прогрессивные силы глубоко осознали несостоятельность существующей системы государственного управления, низкий уровень жизни народа и необходимость их изменения.
Движение национальной интеллигенции Бухары возникло в социально- политических условиях, более тяжелых, чем в Туркестанском крае. Их основу составляли выходцы из мелких лавочников, учителей, ремесленников и торговцев. Они также выступали с требованиями проведения реформ в экономической и управленческой сферах, например снизить налоги, встречая серьезное сопротивление фанатично настроенных мулл и консерваторов, выступавших против новшеств и реформ. Начиная с 1910 года джадидское движение в Бухаре приняло организованный характер и стало формироваться в качестве политической организации. Прогрессивные силы Бухары в начале XX в. критически анализируя существующее положение стали ясно осознавать несоответствие внутренней системы управления требованиям времени, низкий уровень жизни населения и необходимость изменения политико-административной системы.
Прогрессивное движение начала XX в. в Хивинском ханстве зарождалось в иных исторических условиях. Джад ид и зм состоял из двух течений. Правое течение (верховный визирь Исламходжа) объединяло владельцев торгово-промышленных предприятий ханства, а также крупных баев. Его целью было проведение реформ с сохранением в государстве ханского управления. Левое течение (Бобоахун Салимов) включало в себя держателей капитала, ремесленников и представителей прочих слоев. Они стремились достичь политической активности населения путем организации новометодных школ.
Распространение просветительства в Туркестане встретило серьезное сопротивление в лице колониального правительства и его чиновников. Но, несмотря на это, джадиды продолжают свою деятельность в театральной, печатной и издательской сферах. В 1898 году Салохиддин домла открывает в Коканде вторую джадидскую школу, в 1899 году Шамсиддин домла — джадид скую школу в Андижане, а Маннон-кори — в Ташкенте, где они вводят новометодные формы образования.
Запомните!
В 1893 г. в Бухаре открывается первая джадидская школа, а в 1898 г. в Коканде — вторая. В1899 г. Шамсиддин домла открывает джадидскую школу в Андижане, а Маннон-кори — в Ташкенте.
- Здравствуйте Господа! Пожалуйста, поддержите проект! На содержание сайта каждый месяц уходит деньги ($) и горы энтузиазма. 🙁 Если наш сайт помог Вам и Вы хотите поддержать проект 🙂 , то можно сделать это, перечислив денежные средства любым из следующих способов. Путём перечисления электронных денег:
- R819906736816 (wmr) рубли.
- Z177913641953 (wmz) доллары.
- E810620923590 (wme)евро.
- Payeer-кошелёк: P34018761
- Киви-кошелёк (qiwi): +998935323888
- DonationAlerts: http://www.donationalerts.ru/r/veknoviy
- Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.