Культурная Жизнь Народов Средней Азии в Середине XIX в.
Народное творчество
В этот период основная часть населения ханств говорила на узбекском языке. Весьма широко были распространены народные поэмы-дастапы — героические эпосы, рассказывающие о великих подвигах благородных героев и богатырей. В XIX веке были известны около сорока эпосов, из которых наиболее знаменитыми были «Алпамыш», «Гор-Оглы», «Кунтугмыш» и «Ширин и Шакар». Народные исполнители — бахши на праздниках и народных гуляниях доносили до масс такие эпосы, как «Тахир и Зухра», «Боз-йигит», воспевающие верную дружбу и искреннюю любовь.
Среди населения особое место занимало устное народное творчество. В них в метафорической и аллегорической форме, с иронией и сарказмом высмеивались недостатки чиновников, пороки и жадность дворцовых вельмож. Осуждались трусливые, подлые чиновники и богачи, а также воспевались благородство и храбрость трудолюбивого народа. Основной идеей в дастанах являлась победа добра над злом. Посредством их воспитывалась идея, призванная защищать народ от угнетателей, несправедливых беков и ханов, и эта основа источала из себя горячую любовь к простым людям. Значительный вклад в развитие узбекской литературы и фольклора внесли актеры-самоучки — кызыкчи и острословы — аскиячи. Каждую весну в садах и загородных усадьбах, что раскинулись в окрестностях городов и сел, проводились народные гуляния. Исполнители странствующих цирковых трупп на базарных площадях во время народных гуляний показывали свои представления, веселя народ. Среди палваяов- силачей проводились состязания по национальному виду борьбы — кураш. Открывались пекарни, чайханы, харчевни, где готовились национальные блюда, перед собравшимся народом выступали певцы — хафизы и музыканты — маштака, фокусники, канатоходцы, дрессировщики. Артисты кукольных театров разыгрывали спектакли, состязались в острословии аскиячи.
Все вышеперечисленное составляло общую единую основу для населения всех трех государств единой культуры этих народов. Народная культура продолжала развиваться даже во времена жесточайшей политической стагнации.
Наука и литература
Наука и литература в Хивинском и Кокандском ханствах, в Бухарском эмирате в это время были достаточно развиты. По указу хивинского хана Эльтузара (1804—1806) Шермухаммад Мунис (Шермухаммад Амир Авазбий-оглы, 1778—1829 гг) написал историю Хорезма до 1812 года. Являясь одновременно историком, поэтом, переводчиком, каллиграфом и просветителем, он в 1819 году приступил к переводу на узбекский язык исторического произведения Мирхонда «Равзат ус-сафо» («Сад чистоты»). Однако он успел перевести только один том данного произведения. Переводы произведений «Фирдавс ул-икбал» («Райский сад счастья») и «Равзат уссафо» были завершены его учеником и племянником Агахи (Мухаммад Ризо Эрназарбий оглы, 1809— 1874 гг). Его перу принадлежат 16 исторических и просветительских трудов, переводных произведений. Агахи владел арабским, персидским и турецким языками. Он запечатлел историю Хорезма 1812—1872 гг., являлся автором исторических трудов о хивинском ханстве — «Риёз уд- давла» («Сады благополучия»), «Зубдат ут-таворих» («Сливки истории»), «Гулшани давлат» («Цветущая страна»), «Шахиди икбал» («Свидетели счастья»), Любовь к народу и не безразличие к его судьбе нашли свое яркое отражение в газели Агахи «Зима». Поэт, летописец и переводчик Агахи оставил след в культурном наследии всего Востока XIX в.
В Бухарском эмирате также жили и творили представители науки и культуры, одним из которых был писатель, философ, художник и просветитель Ахмад Допиш (1827—1897). В 1857 году он вместе с послами эмира Бухары Насруллы посетил российские города.
Являлся автором произведений «Путешествие из Бухары в Петербург», «Краткая история эмиров Благородной Бухары из династии мангытов», «Уникальные истории». В 1865 году он по предложению эмира Музаффара написал труд по астрономии под названием «Маназир аль-кавокиб» («Расположение планет»),
В начале XIX века период правления эмира Умархана в Кокандском ханстве характеризуется установлением централизованной власти, упорядочением торговых отношений, политической социально-экономической стабильностью, что оказало благоприятное действие на развитие науки. В ханском дворце увеличилось число деятелей, вносивших ценный вклад в развитие узбекской национальной культуры.
В ханстве получили новое развитие летопись, литература и каллиграфия. В произведении Мухаммада Юнуса «Хадикат ал-Анвар» (написано в 1859 г.) всесторонне описаны события периода правления Мухаммада Алихана. Самым знаменитым каллиграфом в ханстве был Турды Али. После завершения строительства ханского дворца Худоярхан поручил каллиграфическую отделку стен двум мастерам — Турды Али и Мирзо Махмуду. Хан иногда обращался за советом к Турды Али по важным вопросам, касающимся дворца и некоторым культурным мероприятиям.
Зодчество
В XIX в. в городах Средней Азии развивалось строительство. Наивысшего расцвета оно достигло к середине XIX в., наиболее ярко проявившись в Хивинском ханстве. В это время в Хиве строилось множество зданий — дворцов, рынков, медресе, мечетей, хонака-молелен и других сооружений. До наших дней сохранились медресе Аллакулихана, дворец Рахманкула Инока, медресе Мухаммада Аминхана, входившего в архитектурный ансамбль Ичан-кала (1851—1855), медресе Мухаммада Рахимхана (1871), что возвышается напротив ворот Арка. Их стены были украшены в стиле Хорезмской архитектуры того времени: на голубом фоне разрисовывались белые и зеленые цветы.
В тот период в Кокандском ханстве было завершено возведение медресе Хазрата (Святого) Калон Сахиб-заде (1862), медресе Хоким-аим (1869—1870) и медресе Султан Мурадбека (1872).Одним из уникальных архитектурных памятников второй половины XIX в., выделяющихся своим декором и великолепными красками неповторимых орнаментов, яркостью и блеском глянца, является дворец Худаярхана (1863—1870), поражающий воображение количеством комнат, которых в нем было более ста.
В середине XIX в. в крупном центре ханства — в Ташкенте начались реставрационные работы по восстановлению древних сооружений, в число которых входили комплекс-ансамбль Хазрата Имама, а в 1859 году приступили к реставрации медресе Баракхана. В это же время напротив медресе Баракхана были возведены такие сооружения, как медресе Муйи- муборак (начало XX в.), соборная мечеть Тилля-шейх.
К этому времени облик зданий Бухарского эмирата претерпел также ряд изменений. Строительство, развернувшееся в местах проживания городского и сельского населения, также приобретало черты благоустройства и придавало строениям живописный облик. Архитектурные направления в декоре зданий стали отражать различные виды письма (куфи, риво, райхаии и насталик).
Своеобразие культуры народов Средней Азии
В этот период процветало направление зуллисонайн, то есть творчество на двух языках — узбекском и фарси. В то же время в этой культуре прослеживалось влияние гуманистических и демократических традиций, навеянных великими личностями узбекской литературы, в ряду которых стоял Алишер Навои.
Общая история народов Средней Азии основывалась на прочном фундаменте дружбы. Сотни и тысячи стихов, газелей, рассказов, повестей и устных преданий кочевалииз аула в аул, распространяясь по кишлакам и городам. Они воспевали храбрость и мужество богатырей — батыров и палванов, верность, дружбу и любовь, пробуждая в людях веру, призывая их к добрым деяниям.
- Здравствуйте Господа! Пожалуйста, поддержите проект! На содержание сайта каждый месяц уходит деньги ($) и горы энтузиазма. 🙁 Если наш сайт помог Вам и Вы хотите поддержать проект 🙂 , то можно сделать это, перечислив денежные средства любым из следующих способов. Путём перечисления электронных денег:
- R819906736816 (wmr) рубли.
- Z177913641953 (wmz) доллары.
- E810620923590 (wme)евро.
- Payeer-кошелёк: P34018761
- Киви-кошелёк (qiwi): +998935323888
- DonationAlerts: http://www.donationalerts.ru/r/veknoviy
- Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.