Всемирная История
История

Культура Каракалпаков во второй половине XIX — начале XXв.

Устное народное творчество

Трудолюбивый каракалпакский народ, на протяжении веков переезжавший из одного края в другой, не имел возможности в полной мере сохранить материальную часть культурного наследия.

Весьма разнообразными были жанры богатого устного поэтического творчества. Особое место занимали пословицы, предания, афоризмы, лапары (частушки), наставления в виде музыкальных произведений, так называемых «советов отцов». Устами главного героя-пересмешника каракалпакского народного творчества Омирбека-простофили сатирически раскрывались пороки, такие, как подлость, зло, жестокость и тирания, и воспевались трудолюбие, доброта и смелость. Каракалпакское устное народное творчество выделялось своим глубоким содержанием. Признаки народного творчества сохранились в дастанах, музыкальных уленах, устных преданиях, которые передавались от поколения к поколению.

В народе наиболее знаменитыми были такие виды каракалпакского фольклора, как дастаны. Дастан представлял собой поэтическое произведение, в котором воспевались великие подвиги храбрых батыров, сражавшихся за счастье и благополучие народа. Среди наиболее знаменитых дастанов, в которых весьма ярко описывалась героическая борьба за свободу и независимость каракал-паков, был эпос «Кырк кыз». В дастане говорится о том, что Гулаим, дочь властителя Саркуба — Аллаяра, получила в дар от отца плодородную местность Муели. Здесь для Гулаим и сорока ее подруг построили крепость с медными стенами и чугунными воротами. Враги напали на земли Саркуба и убили отца Гулаим. Земли Саркуба были разорены, многие из жителей уведены в плен.

Гулаим и ее подруги вступили в бой с врагом, освободили из плена каракалпаков и вернули свободу родному краю. В этом Гулаим помогал ее возлюбленный — хорезмский батыр Арслан.

Основная идея дастана — чувство патриотизма и самоотверженная любовь к Родине и своему народу. Дастан «Кырк кыз» считается одной из жемчужин устного народного творчества.

Наука

В конце XIX — начале XX в. каракалпаки имели несколько медресе, самыми знаменитыми из которых были медресе Каракум-ишан и Таш. Медресе Каракум-ишан было возведено в середине XIX в. Вначале оно использовалось в качестве мечети. Медресе Таш было построено в 1841 году правителем Мангыта Ходжаниязом. Обучение в медресе было двухступенчатым. На первой ступени образования изучался арабский язык и его грамматика, следующая ступень была посвящена изучению религиозно-правовых предметов.
В конце XIX в. появились первые каракалпакские письменные произведения. Широкую известность получили такие каракалпакские поэты, как Кунходжа (1799—1880), Отеш Алшынбай (1828—1902), Ажинияз (1824— 1878), которые были мудрыми людьми, связавшими свою судьбу со своим народом. К примеру, Кунходжа посвятил свое творчество населению аулов, повседневному их быту и труду, критикуя несправедливые порядки.

Ажинияз Косыбай-улы (1824—1878), (псевдоним — Зевар) учился в старой школе Муйнака, затем обучался в хивинском медресе Шергазихана. Первым среди каракалпакской интеллигенции удостоился степени ахунд (образованный, просвещенный человек; искусный исполнитель народных эпосов). Он хорошо владел узбекским, казахским и туркменским языками. В дастане поэта «Бузатов» весьма искусно передана жизнь каракалпакского народа, в особенности события, вынудившие их переселяться с одного края в другой. Из литературного наследия Ажинияза до наших дней дошли около 100 стихотворений и дастанов. В его поэзии воспевались идеи патриотизма и гуманизма. В 1864 г. Ажинияз вместе с казахской поэтессой Кыз-Менеш участвует в айтысе — состязании по поэтическому мастерству. О его жизни и творчестве каракалпакский писатель К. Султанов написал роман «Ажинияз».

Великий поэт каракалпакского народа Бердах (настоящее имя — Бердимурад Крабай углы), (1827—1900), происходивший из кунгратского племени, родился в Приаралье. Учился в аульской школе, затем образование продолжил в медресе Каракум-ишан. Начал сочинять стихи в 20 лет и на протяжении полувека создавал песни на различные темы. Бердах направил свой талант на создание бессмертных произведений для своего народа, не случайно один из его поэтических трудов называется «Для народа». В его стихах возносились чувства, бьющие ключом добро, очерняющие зло. Одним из таких величайших трудов является эпос «Царь самодур». В исторических произведениях «Родословная», «Амангельды», «Ойдусбий» и«Эрназарбий» поэт с гордостью воспевает героев своего народа.

К началу XX в. эстафету народных традиций каракалпакского народа принимают и продолжают представители нового поколения, такие, как Умар, Кулимбет, Сарыбай, Кулмурат и Садык.


  • Здравствуйте Господа! Пожалуйста, поддержите проект! На содержание сайта каждый месяц уходит деньги ($) и горы энтузиазма. 🙁 Если наш сайт помог Вам и Вы хотите поддержать проект 🙂 , то можно сделать это, перечислив денежные средства любым из следующих способов. Путём перечисления электронных денег:
  1. R819906736816 (wmr) рубли.
  2. Z177913641953 (wmz) доллары.
  3. E810620923590 (wme)евро.
  4. Payeer-кошелёк: P34018761
  5. Киви-кошелёк (qiwi): +998935323888
  6. DonationAlerts: http://www.donationalerts.ru/r/veknoviy
  • Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.
Культура Каракалпаков во второй половине XIX — начале XXв. Обновлено: Февраль 7, 2017 Автором: admin

Добавить комментарий

Пожалуйста, поддержите проект
Помощь сайту:
  1. R819906736816 (wmr) рубли.
  2. Z177913641953 (wmz) доллары.
  3. E810620923590 (wme)евро.
  4. Payeer-кошелёк: P34018761
  5. Киви-кошелёк (qiwi): +998935323888
  6. DonationAlerts: http://www.donationalerts.ru/r/veknoviy Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.