Всемирная История
История

Территориальное расселение и социальное положение Каракалпаков во второй половине XIX — начале XX в.

Каракалпаки в XIX в.

Каракалпаки сначала жили на берегах Урала, затем Волги, после чего перебрались в Приаралье и низовья Сырдарьи. Кочевой образ их жизни был обусловлен внешними факторами. В начале XIX в. они заняли низовья бассейна Амударьи, южный и юго-западный берега Аральского моря. Подвергаясь периодическим нападениям казахов и туркмен, они вынуждены были принять подданство Хивинского ханства. Изнурительным трудом каракалпаки освоили большие степные территории и безводные солончаки, примыкавшие к пустыням земли низовьев Амударьи. Перейдя от кочевого образа к оседлому, основное место в их жизни заняло земледелие, однако скотоводство по-прежнему продолжало играть ведущую роль в их экономике.

В середине XIX в. каракалпаки были под властью Хивинского ханства, жили по обоим берегам Амударьи и землях Приаралья. Численность населения в то время не превышала 100 тысяч человек. Земли, предоставленные каракалпакам, считались государственным имуществом, они платили за нее налог, выполняли разного рода повинности.

Социальное положение каракалпаков

Каракалпаки делились по родоплеменному признаку на аулы, и пользование землей также  осуществлялось общинами. Община отвечала за рытье оросительных каналов. Так как скот считался частным имуществом, его метили отличительным клеймом, свидетельствовавшим о принадлежности какому-либо роду, скотина паслась на примыкавших к общине пастбищах. Каждый аул принадлежал определенному роду. Для того чтобы управлять каракалпаками было удобней, Мухаммад Рахимхан II сформировал «Каракалпакский улус», и все общины были включены в него. Управление улусом осуществлял хан. Родовые общины и племена объединялись в более крупные группы, которыми руководили высшие чиновники ханского дворца — аталык и бегларбеги. Правители, назначаемые для управления отдельными областями, назначались из числа близких родственников хана.

Духовные лидеры и ишаны, а также авторитетные представители населения находились под особым покровительством хивинских ханов. У каракалпаков было два вида судов — суды казиев и биев.

Хозяйство и род деятельности

Ко второй половине XIX в. в жизни каракалпаков основное место стал занимать оседлый образ жизни и занятие земледелием, хотя при этом скотоводство не теряло своего значения. В разгар посевных работ они ставили свои юрты вблизи посевных площадей и продолжали трудиться на земле. Такой размеренный быт временами нарушался внезапными набегами разбойников. В результате подобных неожиданных нападений каракалпаки лишались большей части своего имущества. В такие моменты старейшины общины снаряжали гонца к хивинскому хану с просьбой о помощи и защите.

Важное место в жизни каракалпаков отводилось также рыболовству и охоте. В близлежащих к Амударье и Аральскому морю озерах рыбы было в изобилии, и она являлась основным источником существования для многих семей и племен. Даже торговые караваны, идущие с Востока на Запад, в больших количествах приобретали вяленую рыбу именно у этих племен, занимавшихся рыболовством. Основная часть населения занималась изготовлением предметов быта, излишки которых шли на продажу. Каракалпаки изготавливали ткань для обнесения остова юрты, из верблюжьей шерсти делали узорчатый войлок. В народном прикладном творчестве весьма хорошо было развито изготовление резных дверей и прочих предметов быта, ковроткачество, а также художественная вышивка. Это свидетельствовало о высоком уровне ремесла, в особенности, достигли совершенства в работе с деревом и костью, обеспечивавшего хозяйственные и бытовые потребности населения.

Родо-племенные отношения у каракалпаков

Даже в XIX в. в отдельных аулах каракалпаков племенные отношения продолжали сохраняться довольно крепко. Родовые общины в составе кипчакских, мангытских и кенегасских племен формировали конгломерат арысь — «род четырнадцати». Если среди племени арысь самым крупным был «род четырнадцати», то в военном отношении вторыми считались арысь-кунграты, объединявшие в себе шуллуков и джоуигуров. Несмотря на то, что вода и земля, продукты скотоводства принадлежали всему племени, однако большая доля приходилась на старейшину племени, духовенство и биев. Во второй половине XIX в. данное обстоятельство еще более ускорило процесс расслоения.

Управление каракалпакскими родовыми общинами осуществляли бии и его старейшины. Биев родовых общин назначал хан, закреплявший его полномочия особым ярлыком. Бии могли наказать любого из подчиненных ему представителя племени, если же считали нужным, могли пожаловать ему подношение или подарок. Полномочия биев, заслуживших доверие хана, могли быть расширены, а сами они — снискать особое расположение правителя.

Во второй половине XIX в. для управления всеми каракалпакскими племенами, взыскания налогов, привлечения к воинской обязанности, была введена должность бегларбеги. А для управления отдельными туманами хан направлял своих родственников и приближенных в низовья Амударьи и Приаралье, где проживали каракалпаки. Для укрепления ислама среди каракалпаков к ним направлялись из Хивы представители мусульманского духовенства, им поручалось отобрать наиболее способную молодежь для обучения в хивинских медресе.

Традиции и жизненный уклад

Национальной ценностью каракалпаков являются родоплеменные отношения, которые не могли не сказаться на семейных и родственных отношениях. Каждый род стремился к самоутверждению.

Каждое племя имело свои традиции погребения, кладбища у них были обособленными. Согласно традициям, кладбище строилось на местах погребения в прошлом знаменитых святых или уважаемых старейшин.

В свадебных мероприятиях участие всех членов рода считалось обязательным. В целом, в течение продолжительного времени они сменили кочевой образ жизни на оседлый, в процессе своего формирования создали уникальный симбиоз культурно-материальных ценностей. Формировался образ жизни, подпитанный идеями заботы, любви и гуманизма. В различных дастанах, являющихся духовными сокровищами тюркских народов, среди которых отдельно стоит эпос «Кырк кьгз» («Сорок девушек»), на первый план выносятся храбрость, смелость, свободолюбие, преданность Отчизне, незапятнанная любовь, а также честь и совесть. Все эти ценности прочно вошли в жизнь каракалпакского народа.


  • Здравствуйте Господа! Пожалуйста, поддержите проект! На содержание сайта каждый месяц уходит деньги ($) и горы энтузиазма. 🙁 Если наш сайт помог Вам и Вы хотите поддержать проект 🙂 , то можно сделать это, перечислив денежные средства любым из следующих способов. Путём перечисления электронных денег:
  1. R819906736816 (wmr) рубли.
  2. Z177913641953 (wmz) доллары.
  3. E810620923590 (wme)евро.
  4. Payeer-кошелёк: P34018761
  5. Киви-кошелёк (qiwi): +998935323888
  6. DonationAlerts: http://www.donationalerts.ru/r/veknoviy
  • Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.
Территориальное расселение и социальное положение Каракалпаков во второй половине XIX — начале XX в. Обновлено: Февраль 7, 2017 Автором: admin

Добавить комментарий

Пожалуйста, поддержите проект
Помощь сайту:
  1. R819906736816 (wmr) рубли.
  2. Z177913641953 (wmz) доллары.
  3. E810620923590 (wme)евро.
  4. Payeer-кошелёк: P34018761
  5. Киви-кошелёк (qiwi): +998935323888
  6. DonationAlerts: http://www.donationalerts.ru/r/veknoviy Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.