Всемирная История
История

Политико-Админстративная система управления Туркестанского Генерал-Губернаторства

Колониальные формы управления

Для господства в Средней Азии имперской формы управления и укрепления власти, колониальной державе необходимо было разработать и внедрить в крае характерные для этого формы управления. Эти составляющие управления были изменчивыми и формировались исходя из временных факторов путем проб и ошибок, будь то военное наступление либо другие проявления, в конечном итоге, принимали завершенный вид.

В результате завоевания Российской империей Средней Азии, территории, попадавшие под колониальную зависимость, расширялись. Способы и формы правления являлись предметом многочисленных и долгих обсуждений с участием представителей различных сфер и отраслей в правящих имперских кругах. Работа в этом направлении велась дальновидная и обстоятельная. Как подчеркивал генерал-губернатор Туркестана С.М. Духовский (1898—1901): «Туркестанский край, в отличие от других территорий, требует весьма взвешенного и внимательного подхода с учетом исторического прошлого и этнографических особенностей края».

После завоевания Ташкента 6 августа 1865 года, Александр II утверждает «Временное положение об управлении Туркестанской областью». Согласно Положению, система организации власти носила название «военно-народного управления». В руках губернатора сосредотачивалась военная и гражданская власть. Область делилась на отделы, которыми руководили начальники отделов, одновременно исполнявшие должность военных комендантов. Им подчинялись управляющие местным населением, назначаемые из российских чиновников.

Как подчеркивал К. Пален, которому довелось провести ревизию Туркестанского края в 1908—1910 гг., «даже самая незначительная административная должность в крае была в руках военных начальников». Представителями коренного населения укомплектовывались лишь самые низшие звенья управления, к которым относились начальники волостей (тысячники), аксакалы сел и аулов, казии, бии и их помощники.

Канцелярия генерал-губернаторства являлась основным исполнительным органом, обладавшим обширными полномочиями. Ни в одной из губерний Российской империи не было управленческого органа с подобными полномочиями. Туркестанский край по своему административно- территориальному устройству делился на области, которыми руководили военные губернаторы, концентрировавшие в руках военную и гражданскую власть. Области делились на уезды, которыми управляли военные. Уезды в свою очередь делились на участки, волости, села и аулы, руководство участками осуществляли участковые приставы. Так как Российская империя стремилась сохранить свою власть на захваченных территориях, считая их колонизацию первоочередной задачей, на начальных этапах в системе управления коренные изменения не проводились. Под надзором вышестоящих органов сохранились органы низшего управленческого звена, состоящие из представителей коренного населения, и налоговая система. Политика сохранения органов низшего управленческого звена диктовалась тем, что царское правительство ясно осознавало негативные последствия коренного вмешательства на начальных этапах в традиционный уклад жизни населения.

Помимо этого, на захваченных землях еще не были погашены очаги сопротивления и недовольства, на руководящих должностях системы управления не было компетентных людей, незнание же тонкостей местных условий и менталитета края позволяло представителям местного населения участвовать в деятельности низших звеньев управления. Сохранение низшего управленческого звена ставило задачу решить проблему доверенных кадров из числа местного населения, хорошо знающих местные условия и которые в составе администрации края могли бы служить интересам империи. Решению обозначенного вопроса помогла система выборов, созданная имперским правительством сразу же в период установления своей власти в Туркестане.

Уезды делились на волости, которые на территориях с преимущественным оседлым населением делились на села, а с преобладанием кочевников — на аулы. На низших звеньях системы управления руководство было поручено начальникам волостей, аксакалам сел, руководителям аулов, народным судьям и их помощникам, арык-аксакалам, .мирабам, унбаиш, этик байт, представлявшим коренное население.

На основе «Положения» 1867 года оседлое население было объединено в одноступенчатой форме — в области и уезды, а кочевое население — объединено в двухступенчатой форме — в волости и аулы. Аксакалъство состояло из 100—200 дворов, аул — 100—200 юрт, волость — из 1000—2000 юрт.

Характерные особенности колониального управления

Вместе с завоеванием Средней Азии Российской империей решался вопрос о дальнейшем управлении и использовании края в своих интересах. Система управления, созданная в крае, должна была полностью служить интересам империи. В этой связи, начиная с момента завоевания Туркестанского края, стали создаваться административно- территориальные единицы, полностью основанные на системе управления колониальными территориями. Еще одной важной составляющей подобного управления явилось установление сильнейшего контроля над местным населением, направленного на его подчинение. Внедренные принципы управления полностью держались на военных порядках, которые служили установлению политического и экономического правления империи в крае.

Еще одной целью царского правительства в Средней Азии являлось переселение и размещение здесь населения из центральных районов империи. Администрация края стремилась создать для приезжего населения выгодные условия для свободной и безопасной жизни. Переселенцам выделяли земли и снабжали их необходимыми средствами. Еще одна роль, которая отводилась переселенцам, возможность опираться на них в качестве дополнительной силы, при осуществлении колониальной политики на местах, выраженной в расширении целенаправленных попыток русификации местного населения.

Административно-территориальное деление и управление Туркестанским краем

Завоеванные земли Средней Азии были разбиты на административные единицы, которые полностью управлялись военными. В 1877 году в Ташкенте было введено «Городовое положение», управление городом перешло к Городской думе — 1/3 ее избиралась, местным населением Старого города, а 2/3 — населением Нового города. В Думе, из 80 тысяч местного населения были представлены 21 депутатом, а 3900 человек населения, состоявшего преимущественно из русских — 48 депутатами. Все дела города концентрировались в руках городской Думы, которую возглавлял начальник города, утверждаемый военным министром по представлению генерал- губернатора.

12 июня 1886 года император Александр III утвердил новое «Положение о руководстве Туркестанским краем». Основной целью настоящего Положения было укрепление административного управления в крае и изменение порядка землепользования. Так, согласно Положению, Зарафшанский округ был преобразован в Самаркандскую область. В ее состав были включены Ходжентский, Джизакский, Каттакурганский и Самаркандский уезды. Кураминский уезд был переименован в Ташкентский.

В 1886 году общая площадь Туркестанского генерал-губернаторства составляла 1,7 млн. кв. км, население — 5,2 млн. человек, если численность узбеков и других местных народов в 1897 году составляла 5 млн. человек, то к 1911 году население уже достигло отметки 6 млн. человек. Если общая численность европейского населения, включая русских, украинцев и белорусов, к 1897 году составляла 197 тысяч человек, то в 1911 году — уже 400 тысяч. Это были реальные результаты осуществляемой царским правительством колониальной политики в крае, выраженной в переселении населения из центральных губерний.

В соответствии с «Положением» 1886 года административная структура Туркестанского генерал-губернаторства была дополнена новым органом — Советом Туркестанского генерал-губернатора. Его постоянными членами были военные губернаторы областей, управляющий канцелярией генерал- губернаторства и начальник штаба Туркестанского военного округа. А в Бухаре было учреждено Российское политическое агентство, без ведома которого эмир Бухары не имел права принимать самостоятельные решения как во внешней, так и во внутренней политике государства.

Толкование терминов

Дума — Законодательная власть Российской империи; Городская дума-городской орган самоуправления.
Уезд — административно-территориальная единица, равная району.
Волость — территориальная единица в составе уезда из нескольких селений или аулов.
Участковый пристав — начальник полиции населенного района.
Комендант — начальник всех войск крепости или района.

  • Здравствуйте Господа! Пожалуйста, поддержите проект! На содержание сайта каждый месяц уходит деньги ($) и горы энтузиазма. 🙁 Если наш сайт помог Вам и Вы хотите поддержать проект 🙂 , то можно сделать это, перечислив денежные средства любым из следующих способов. Путём перечисления электронных денег:
  1. R819906736816 (wmr) рубли.
  2. Z177913641953 (wmz) доллары.
  3. E810620923590 (wme)евро.
  4. Payeer-кошелёк: P34018761
  5. Киви-кошелёк (qiwi): +998935323888
  6. DonationAlerts: http://www.donationalerts.ru/r/veknoviy
  • Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.
Политико-Админстративная система управления Туркестанского Генерал-Губернаторства Обновлено: Февраль 6, 2017 Автором: admin

Добавить комментарий

Пожалуйста, поддержите проект
Помощь сайту:
  1. UZCARD(o'zbek so'mi): 8600120432900796
  2. Z177913641953 (wmz) доллары.
  3. E810620923590 (wme)евро.
  4. Payeer-кошелёк: P34018761
  5. Киви-кошелёк (qiwi): +998935323888
  6. DonationAlerts: http://www.donationalerts.ru/r/veknoviy Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.