Всемирная История
История

Архитектура и изобразительное искусство в Туркестане в конце XIX — начале XX в.

Экономический кризис, междоусобные войны, борьба Хивинского ханства и Бухарского эмирата с восставшими дехканами, а также захватнические действия царской России в конце XIX — начале XX в. Оказали отрицательное воздействие не только на политическое и экономическое положение в Туркестане, но негативно отразились на культурном прогрессе, что в конечном итоге не обошло и архитектуру. Несмотря на это, сохранились неповторимость и разнообразие национального зодчества и традиционной архитектуры.

Школы архитектуры

В конце XIX в. зодчество в Бухаре и Хорезме продолжало развиваться и насыщаться современными веяниями, сохраняя при этом древние традиции. Были созданы дворцовые ансамбли, медресе, пятничные соборные мечети, больницы и общественные здания, возведены величественные минареты. Их творцы были ведущими мастерами своего времени, являясь славными продолжателями традиций предков, которые своим бесподобным умением и талантом создали исторические здания Бухары и Хивы.

В конце XIX — начале XX в. имена мастеров-зодчих были известны не только в Бухарском эмирате и Хивинском ханстве, но и в Туркестане и Хорасане, такие, как Аблакул и Ибрахим Хафизовы, Муминджан Салихов, Уста-Ширин Мурадов и многие другие. В начале XX века был создан архитектурный ансамбль Ситораи Мохи Хоса, в создании которого активное участие принимали вышеназванные зодчие и мастера. Оформление народного Белого зала комплекса было доверено группе мастеров и резчиков по ганчу, под руководством Уста-Ширин Мурадова.

Во главе хорезмской школы зодчества стоял Адын Мухаммад Мурад, владевший всеми премудростями оформления, шлифовки, отделки и размещения резных украшений. Г ончарных дел мастера Нурмухаммад, Абдуджаббар, его сыновья Суфимухаммад Нияз и Абдулла на деле доказывали возможность создания неповторимых сочетаний, из обычной глины творя прекрасные произведения искусства, а из различных трав и растений — ярких красок, добиваясь получения уникальных цветов.

Восстановление в начале XX в. минарета Исламходжи (1908—1910) в Хиве было осуществлено по инициативе и при покровительстве верховного визиря Асфандиярхана, просвещенного и образованного Исламходжи, являвшегося крупным государственным деятелем и покровителем культуры. Этот минарет превратился в гордость Хивы. Исламходжа был человеком высокой культуры, страстно желавшим видеть Хорезм в ряду наиболее развитых государств мира, стремившимся связать свою родину с внешним миром, был носителем прогрессивных идей.

Хорезмская школа зодчества выделялась тем, что портальные колонны, потолки и потолочные балки, башни украшались нежнейшими росчерками и изящной арабской вязью. Умелые каллиграфы могли очень органично вписать эти надписи в существующий орнамент здания. Мастера резьбы по дереву своим умением создавали чудесные резные двери, которые придавали общему виду дворцов законченный своеобразный вид и лоск.

Узбекская народная архитектура процветала и своеобразно развивалась также в Ферганской долине. Во второй половине XIX в. в национальное зодчество долины проникли основы возведения зданий с применением методов европейского архитектурного стиля. Возведенная в этом стиле в конце XIX века Андижанская соборная мечеть стала образцом национального зодчества.

Запомните!
Хорезмская школа зодчества выделялась тем, что портальные колонны, потолки и потолочные балки, башни украшались нежнейшими росчерками и изящной арабской вязью. Умелые каллиграфы смогли очень органично вписать эти надписи в существующий орнамент здания.

Возведение зданий в европейском стиле

В рассматриваемый период в край также начали проникать архитектурные традиции европейского стиля.В строительном деле наряду с национальным зодчеством стали активно применяться достижения европейской архитектурной школы. В частности, наряду с традиционными строительными материалами в виде пахсы (глинобитных стен), гуваля (глиняных катышков) и сырцового кирпича, стали применяться современные кирпичи прямоугольного формата, фанера, кровельное железо и стекло.

Некоторые методы европейской архитектуры были использованы при возведении летней резиденции эмира Бухары — Ситораи Мохи Хоса и дворца Нуруллабая (1904—1912), построенного по приказу Хивинского хана Мухаммада Рахимхана II. При возведении этих сооружений нашли свое воплощение западные и восточные направления архитектурного искусства. В крупных городах и областях Туркестана, завоеванных царской Россией, стали строиться крепости и казармы для русских солдат, резиденции военно-политических чиновников, генералов, генерал-губернаторов, выдержанные в европейском стиле. В Ташкенте, в его новогородской части строились административные и другие здания генерал-губернаторства, в архитектурном плане выдержанные в западном стиле.

Изобразительное искусство

В конце XIX — начале XX в. изобразительное искусство в Туркестане проявлялось в творчестве мастеров- миниатюристов Самарканда, Коканда и Бухары (Ахмад Даниш, Абулхалик Махдум, С. Сиддыков), которые сумели сохранить национальные виды изобразительного искусства.

В начале XX в. в нанесении традиционных настенных узоров стали применяться ранее не использованные пейзажи — плывущие корабли, железные дороги и изображения животных. В узбекском народном прикладном творчестве стал наблюдаться переход от религиозно-философского содержания живописи к реальному изобразительному искусству.

Талант узбекских живописцев ярко стал проявляться при оформлении гончарных изделий, одежды, создании палитры красок для тканей, придании лоска и глянца предметам повседневного быта, а также в других видах прикладного искусства. В живописных полотнах бросалось в глаза тонкое чувство вкуса и изящества.

Центром узорчатой резьбы по ганчу считалась Бухара. Мастера города смогли сохранить опыт и наследие прошлого и развить его. Каждое произведение мастеров было неповторимым, отличаясь от предметов, изготовленных в других городах. Богатое воображение и совершенное мастерство находили свое отражение в гармоничном сочетании красок и узоров. Белый цвет олицетворял счастье и удачу, красный символизировал радостьи здоровье. Цвета и узоры преобладали в ювелирных изделиях, образцах одежды, украшениях из драгоценных камней.

В начале XX в. в нанесении традиционных настенных узоров стали применяться ранее не использованные пейзажи плывущие корабли, железные дороги и животные.

  • Здравствуйте Господа! Пожалуйста, поддержите проект! На содержание сайта каждый месяц уходит деньги ($) и горы энтузиазма. 🙁 Если наш сайт помог Вам и Вы хотите поддержать проект 🙂 , то можно сделать это, перечислив денежные средства любым из следующих способов. Путём перечисления электронных денег:
  1. R819906736816 (wmr) рубли.
  2. Z177913641953 (wmz) доллары.
  3. E810620923590 (wme)евро.
  4. Payeer-кошелёк: P34018761
  5. Киви-кошелёк (qiwi): +998935323888
  6. DonationAlerts: http://www.donationalerts.ru/r/veknoviy
  • Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.
Архитектура и изобразительное искусство в Туркестане в конце XIX — начале XX в. Обновлено: Февраль 9, 2017 Автором: admin

Добавить комментарий

Пожалуйста, поддержите проект
Помощь сайту:
  1. UZCARD(o'zbek so'mi): 8600120432900796
  2. Z177913641953 (wmz) доллары.
  3. E810620923590 (wme)евро.
  4. Payeer-кошелёк: P34018761
  5. Киви-кошелёк (qiwi): +998935323888
  6. DonationAlerts: http://www.donationalerts.ru/r/veknoviy Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.