Всемирная История
История

Развитие науки в Туркестане в конце XIX — начале XX в.

Достижения науки истории

В конце XIX — начале XX в. наука в Туркестане достигла довольно высокого уровня, в чем большая заслуга принадлежала джадидам. В воспитательных целях джадиды приступили к исследованиям в области истории края.Фундаментальное правило «история народа» также берет свое начало от джадидов, ибо они вместо того, чтобы олицетворять историю как смену ханов и эмиров, старались донести до молодежи другую истину: «историю создает народ».

Историк и журналист Мулла Алим Махдум Хаджи создает произведение «Тарихи Туркистон» («История Туркестана»), являющееся обзорным трудом, который был издан на узбекском языке. В нем излагается светская хроника развития Туркестана с древности—до начала XX в. Данный труд был признан как первое историческое произведение.

Джадиды в Туркестане придавали большое значение изучению истории, как важнейшему источнику воспитания грамотного и гармонично развитого человека. Махмудходжа Бехбуди обратился ко всему населению Туркестана со словами: «Для того чтобы в этом мире быть знающим, гармонично развитым и справедливым, необходимо изучать историю своей родины». Другим видным историком данного периода был Мухаммад Салих. После 2 5-летних изысканий он написал произведение «Тарихи жадидаи Тошкент» («Новая история Ташкента»). Данный труд особо ценен тем, что в нем детально освещен облик города XIX в.

Знаменитый хорезмский ученый Юсуф Баёни также оставил потомкам в наследие два массивных исторических труда — «История Хорезма» и «Генеалогия хорезмских шахов».

Следует отметить, что и русские ученые внесли значительный вклад в развитие истории края как науки. Одним из них был востоковед и археолог В. Вяткин (1869—1932), работавший в Самарканде. На протяжении долгого времени совместно с местными историками он искал месторасположение обсерватории Улугбека. И в 1908 году ему удается обнаружить остатки обсерватории и часть ее оборудования. В. Вяткин является автором трудов «Шахизинда», «Чупан-ата» и «Афросиабский курган», а также ряда учебников по изучению русского и узбекского языков.

Члены Туркестанского Кружка любителей археологии, созданного в 1895 году, приступают к изучению исторических памятников края. Несмотря на то, что раскопки и поиски проводились нерегулярно, они занимались поисками некоторых археологических объектов и классификацией памятников, тем самым вносили определенный вклад в развитие науки.

Развитие естественных наук

Посчитав Среднюю Азию навсегда включенной в состав империи, колониальное правительство в целях активного освоения края стремилось развивать здесь и науку. Во- первых, в 1867 году была составлена генеральная карта края. Для картографирования местности и изучения климата в Ташкенте создается метеорологическая станция. Постоянная нехватка кадров не давала возможности на протяжении продолжительного времени вести исследовательскую работу. И только в 90-х годах XIX в. и начале XX в. активизировались исследования, связанные с освоением природных ресурсов Средней Азии. Знаменитый русский зоолог и путешественник Н.А. Северцов изучил Памирскую гряду. Собрал сведения по ботанике и минералогии. П.П. Семенов-Тяныпанский изучил Тяныпанские горы, накопил огромный научный материал о ледниках и вулканах. А.П. Федченко обследовал Ферганскую долину и Алай, а также Зарафшанскую долину и Кызылкумы.

Несмотря на огромную пользу научных изысканий, царское правительство не спешило финансировать отрасли, не имевшие стратегического значения. Край представлял интерес, в первую очередь, с военно-политической точки зрения. Среднеазиатское общество ученых, созданное в 1871 году, из-за отсутствия финансирования уже к 1893 году прекратило свое существование.

Весьма активную деятельность развернуло Туркестанское сельско-хозяйственное общество. Со страниц учрежденного им журнала «Сельское хозяйство Туркестана» общество призывало к применению передовых методов производства в отрасли орошения и возделывания земель, а также землепользования. Исходя из интересов колониальной власти, Сельско-хозяйственное общество проводило научно-исследовательскую работу по развитию хлопководства. В результате был выращен первый урожай хлопчатника, адаптированного к климатическим условиям Средней Азии.

Открытие в 1870 году в Ташкенте Туркестанской народной библиотеки также сыграло огромную роль в развитии науки и культуры Средней Азии. Большая часть собранных в ней уникальных книг была посвящена истории и природе Туркестана. В 1876 году в Ташкенте создается Туркестанский музей (ныне Государственный музей истории Узбекистана).

Литература

В то время сформировался ряд представителей литературы, одним из которых являлся узбекский демократический поэт Завки Убайдулла Салих-оглы. Его стихи подвергали острой критике действия колониальной администрации, правителей и духовенства. За свои свободолюбивые стихи Завки был брошен в темницу-зиндан.

Типичным жанром восточной литературы во все времена считалась поэзия. В Туркестане существо¬вали два течения — суфизм и критико-реалистические направления, которые по форме и содержанию отличались, а порой и противопоставлялись друг другу. Поэты и писатели старались в своих произведениях отразить чаяния народа, насущные проблемы текущего дня. Среди них видное место занимало творчество Мукими, Фурката, Завки, поэтессы Анбар-атын, Аваз Отар-оглы, Ахмада Дониша и других. Правдивость и искренность стихов превратили авторов в народных поэтов.

Мухаммад Аминходжа Мукими родился в Коканде. Являлся автором таких произведений, как «Выборы», «Землемеры», «Жалоба жителей селения Хапалак хану» и других сатирических произведений. Его перу принадлежат также путевые заметки, как «По пути из Коканда в Фергану» и «Из Коканда до Исфахана».

Анбар-атын, также как и Завки, прославилась своими стихами, в которых воспевались свободолюбие и свобода мысли. Живя в Коканде, поэтесса пишет горькую правду о бесправном положении женщин в семье и обществе. За призывы к свободе и равноправию она подвергается телесным наказаниям со стороны фанатично настроенных консервативных сил города и спустя некоторое время умирает. Узбекские поэты своими стихами открыли путь к сердцу широких народных масс. На основе их стихов созданы многие песни.

В начале XX в. в узбекской литературе появляются новые жанры, в том числе и в прозе прозаические произведения. Стремительно развивается джадидская литература, в которой объективно показано тяжелое положение в стране и колониальный строй.

Абдулла Кадыри свое первое прозаическое произведение опубликовал в 1910 году в джадидской литературе. Благодаря своим рассказам, фельетонам и пьесам писатель получил широкую известность среди туркестанской интеллигенции и народных масс. Народ начинает с упоением читать его рассказ «Джувонбоз» («Бабник»), пьесу «Бахтсиз куёв» («Несчастный жених») и целый ряд романов.

Творчество в прозе являлось литературной формой, наиболее понятной народу, именно поэтому джадиды пользовались этим жанром. В качестве наиболее действенного метода сближения с народом они избрали создание народных национальных театров, которые были организованы в 1911—1913 гг.
Абдулла Кадыри во многих городах Туркестана. Известные литераторы создавали для них пьесы. Родная речь со сцены в исполнении актеров театра явилась мощным средством воздействия на народные массы.

В течение 1911—1917 гг. в джадидских театрах было показано около 25 пьес, которые стали очень популярны. В те времена вход на спектакли был бесплатным, и многие зрители имели возможность наслаждаться ими. Самые первые пьесы джадидов превратились для узбекского зрителя в школу нравственного воспитания.

Была осуществлена постановка первой и наиболее знаменитой пьесы лидера джадидов Махмудходжи Бехбуди под названием «Падаркуш» («Отцеубийца»). В этой пьесе полностью раскрылись серьезные противоречия между отцами и детьми, возникшие на почве нравственного обнищания, вызванного увлечениями материальными благами, что превратило героев пьесы в безжалостных существ, раскрыта тема извращения такого священного понятия, как семья, под воздействием чуждых обычаев. В пьесе «Свадьба», принадлежащей перу Нусратуллы Кудратуллы, критикуются некоторые традиции и обычаи, порождающие семейные и личные трагедии. В ней повествуется о празднествах, в результате которых отец семейства, испытывая нехватку средств для его проведения, вынужден влезть в долги, что в итоге приведет к его аресту.

Таким образом, литература в ее воспитательном проявлении, богатая по содержанию, служила важнейшим средством пробуждения народного сознания, а ее выдающиеся представители внесли огромный вклад в развитие литературы.

Запомните!
В течение 1911—1917 гг. в джадидских театрах было показано около 25 пьес, которые стали очень популярны у народа.

Толкование терминов
Метеорология — наука о земной атмосфере, ее особенностях и физических процессах, происходящих на ней.
Фельетон — критическая газетная или журнальная статья о негативных событиях, происходящих в ежедневной жизни.

  • Здравствуйте Господа! Пожалуйста, поддержите проект! На содержание сайта каждый месяц уходит деньги ($) и горы энтузиазма. 🙁 Если наш сайт помог Вам и Вы хотите поддержать проект 🙂 , то можно сделать это, перечислив денежные средства любым из следующих способов. Путём перечисления электронных денег:
  1. R819906736816 (wmr) рубли.
  2. Z177913641953 (wmz) доллары.
  3. E810620923590 (wme)евро.
  4. Payeer-кошелёк: P34018761
  5. Киви-кошелёк (qiwi): +998935323888
  6. DonationAlerts: http://www.donationalerts.ru/r/veknoviy
  • Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.
Развитие науки в Туркестане в конце XIX — начале XX в. Обновлено: Февраль 8, 2017 Автором: admin

Добавить комментарий

Пожалуйста, поддержите проект
Помощь сайту:
  1. UZCARD(o'zbek so'mi): 8600120432900796
  2. Z177913641953 (wmz) доллары.
  3. E810620923590 (wme)евро.
  4. Payeer-кошелёк: P34018761
  5. Киви-кошелёк (qiwi): +998935323888
  6. DonationAlerts: http://www.donationalerts.ru/r/veknoviy Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.