Всемирная История
История

Система образования. Печать в Туркестане в конце XIX — начале XX в.

Традиционные образовательные учреждения

Во второй половине XIX — начале XX в. в Туркестанском крае существовала система образования, сформировавшаяся на протяжении длительного исторического времени. В результате захватнических действий колониального правительства с середины XIX в. традиционная система образования местного населения Туркестана стала подвергаться изменениям. Как и в других сферах жизни края, в системе образования стала проводиться в жизнь политика, отвечающая интересам колониальной власти. Это отразилось прежде всего, в открытии и стремительном увеличении числа русско-туземных школ, преследовавших цель русификации коренного населения.

В до колониальный период традиционная система образования формировалась на базе ислама, в школах и медресе наряду с религиозным учением преподавались также и светские науки. В начальной школе образование длилось 5—6 лет, преподавались основы арабского языка — алфавит, чтение и дикция. Следующий этап состоял из изучения книги «Хафтьяк» (то есть, седьмая часть Священного Корана), состоявшей из Коранических сур и аятов. Затем изучалась книга «Чор китоб» (четверо- книжие), в которой были отражены мусульманские традиции, после чего — книги Суфи Аллаяра «Рисолаи азиза» — «Саботул оджизин». Эти книги учениками преимущественно заучивались наизусть. Произведение Суфи Аллаяра в стихотворной форме приводило сведения о жизни чудотворцев и пророков. Ученики изучали труды не только на узбекском языке, но и познавали фарси путем изучения дивана персидского поэта Хафиза «Ходжа Хафиз».

Высшее образование давалось в медресе, которые готовили специалистов богословов. Выпускники медресе должны были полностью усвоить все положения ислама, установления шариата, знать толкования аятов и сур Священного Корана. Заучивание Священного Корана осуществлялось в особых заведениях — корихаиа. Женщины обучались отдельно от мужчин, они заучивали и познавали Священный Коран, вопросы семьи, основы учтивости, приличия и воспитания. Преподавание вели атын-айи, обладавшие широкими познаниями в исламе и пользовавшиеся большим авторитетом. В колониальный период традиционная система образования сохранилась. Однако государство обходило ее своим вниманием, не выделяя необходимых средств.

Русско-туземные школы

По обучению детей переселенцев из различных губерний Российской империи ставилась цель подготовки переводчиков между представителями администрации и местным населением. Эти шаги были направлены на русификацию местного населения и создание системы образования, призваной широко распространить в крае русскую культуру. К осуществлению этой задачи с энтузиазмом приступил генерал-губернатор Туркестана Г. Розенбах (1884—1889). Он разработал проект создания сети начальных и русско-туземных школ. Первая русско-туземная школа была открыта в 1884 году в доме Саидгани Саидазимбая. Другие преуспевающие люди тоже стали открывать у себя подобные школы. Сначала в этих школах обучались дети местных торговцев и предпринимателей.

К 1911 году количество таких школ приблизилось к 89. Однако методы и уровень преподавания в них по сравнению с российскими школами, был на порядок ниже. Учебный день в русско-туземной школе состоял из двух частей: первые уроки вел русский преподаватель (чтение, письмо, счет), а вторую половину — местный учитель. В 1896 году в Ташкенте открылась первая гимназия, в которой преподавались современные языки, а также давались знания, необходимые в повседневной жизни.

Запомните!
Г. Розенбах разработал проект создания сети начальных и русско- туземных школ. Таким образом, первая русско-туземная школа была открыта в 1884 году в доме Саидгани Саидазимбая.

Новометодные школы

Вэто же время местная интеллигенция и представители джадидского движения открывали в крае школы на основе национальной культуры, веры, местных обычаев и традиций. В подобных новометодных школах преподавались также, такие предметы, как история, математика, география и родной язык. Еще одно отличие новометодных школ от религиозных школ и медресе состояло в том, что в новых школах преподавались не только ислам и его история, но и история тюркских народов. Первые джадидские школы в крае открылись в Бухаре, Ташкенте, Коканде, Андижане и Хиве.

Новометодные школы служили для укрепления джадидского движения, освещали деятельность лидеров движения, а также обеспечивали единение общенациональной идеи и национальной духовности узбекского народа. В их образовательной системе основное внимание было уделено воспитанию у учеников любви к Родине, развивались идейные основы для формирования чувства национальной государственности и культуры, ответственности перед народом, взращивались ростки сознания, призывающие к труду во имя благополучия Родины и борьбе за ее независимость.

В новометодных джадидских школах получили свое образование знаменитые ученые, литературоведы, художники, поэты, деятели искусства и культуры своего времени, а также специалисты сферы просвещения и государственные деятели, среди которых можно указать академика Гафура Гуляма, поэта и драматурга Уйгуна и деятеля культуры Айбека.

Противодействие колониального правительства новометодным школам

Образование, основанное на национальной идеологии, которое давали джадидские новометодные школы, находилось под неусыпным контролем колониальной власти. Администрация осознала потенциальную угрозу своему существованию, исходившую от джадидского движения, поняла, что система образования в новометодных школах представляет собой серьезную движущую силу, способную противостоять колониальным интересам, и начала открытую борьбу с деятельностью этих школ.

Деятельность джадидов стала жестко контролироваться. Администрация края под любым предлогом старалась нанести удар по новометодным школам. На страницах прессы подконтрольной колониальной администрации в адрес новометодных школ печатались открытая критика и различные статьи о «разрушительной» деятельности школ. В джадидских школах ввели запрет на использование турецкой и персидской литератур.

Учебная литература стала подвергаться цензуре. В борьбе против джадидов колониальному правительству оказывали помощь консервативно настроенные представители духовенства. Особое рвение при этом проявляли представители администрации и недальновидные представители духовенства. В частности, открытое недовольство высказывали члены администрации и некоторые религиозные деятели.

В результате подобной политики, проводимой царским правительством в отношении новометодных школ, в 1911 году около 50 джадидских школ были закрыты. Инициаторы таких школ были под неусыпным надзором. К 1913 году в Бухарском эмирате закрылись все джадидские школы.

Печать и журналистика

Начиная с 1870 года регулярно стало выходить официальное издание Туркестанского генерал-губернаторства — «Туркестанские ведомости» и его приложение на узбекском языке — «Туркистон вилоятининг газети» («Газета Туркестанской области»). Редактором издания был пропагандист и сторонник колониального строя Н. Остроумов.

День выхода в свет первого номера узбекской национальной газеты «Тараккий» («Прогресс») в 1906 году под редакцией Исмаила Абидова — 27 июня — ныне в Узбекистане официально отмечается как День работников печати и средств массовой информации.

Представители джадидского движения наряду с большими реформами в образовательной системе, проделали работу и в сфере печати. В результате стали выходить множество газет. В 1906 году издается «Тараккий» под редакцией Исмаила Абидова, в том же году стала печататься газета «Хуршид», редактором которой был Мунавар-Кары. В 1907-1908 гг. выходили издания «Шухрат» под руководством и редакцией Абдуллы Авлони и газета «Осиё» («Азия»), редактором ее был Ахмаджон Бектемиров. На новой волне просвещения в 1913—1915 гг. стали издаваться такие газеты, как «Самарканд», «Садои Туркистон» («Голос Туркестана») и «Садои Фаргона» («Голос Ферганы»), а также «Эл байроги» («Знамя Отчизны»), «Кенгаш» («Совет»), «Улуг Туркистон» («Великий Туркестан»), «Турон» («Туран»), журнал «Ойна» («Зеркало»), ас 1917 года — «Хуррият» («Свобода»), «Фаргона сахифаси» («Страницы Ферганы»), Среди изданий данного периода наиболее большого эффекта в повышении национального самосознания народа смогли добиться газеты «Садои Туркистон» и «Садои Фаргона». На протяжении двух лет (1914— 1915) на их страницах было опубликовано много статей патриотической прослойки национальной интеллигенции, воспевающих национальную свободу и развитие и боровшихся с религиозными предрассудками.

Толкование терминов
Туземный — местный (о нроде).
Пучать — издания, коплекс газет, журналов и книг.
Гимназия — учебное заведение, специалирующееся на предовании определенных предметов.


  • Здравствуйте Господа! Пожалуйста, поддержите проект! На содержание сайта каждый месяц уходит деньги ($) и горы энтузиазма. 🙁 Если наш сайт помог Вам и Вы хотите поддержать проект 🙂 , то можно сделать это, перечислив денежные средства любым из следующих способов. Путём перечисления электронных денег:
  1. R819906736816 (wmr) рубли.
  2. Z177913641953 (wmz) доллары.
  3. E810620923590 (wme)евро.
  4. Payeer-кошелёк: P34018761
  5. Киви-кошелёк (qiwi): +998935323888
  6. DonationAlerts: http://www.donationalerts.ru/r/veknoviy
  • Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.
Система образования. Печать в Туркестане в конце XIX — начале XX в. Обновлено: Февраль 8, 2017 Автором: admin

Добавить комментарий

Пожалуйста, поддержите проект
Помощь сайту:
  1. R819906736816 (wmr) рубли.
  2. Z177913641953 (wmz) доллары.
  3. E810620923590 (wme)евро.
  4. Payeer-кошелёк: P34018761
  5. Киви-кошелёк (qiwi): +998935323888
  6. DonationAlerts: http://www.donationalerts.ru/r/veknoviy Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.