Всемирная История
История

Театральное и музыкальное искусство в Туркестане в конце XIX — начале XX в.

Народный театр в Туркестане

Народный театр, как один из наиболее любимых народом видов древнего искусства, в разных формах отмечается в Бухарском эмирате, Хиве и Коканде. В частности, в Бухарском эмирате появилось направление театрального искусства—масхарабозов: клоунов, артистов кукольного театра и танцоров. В Хорезме сформировалось два направления традиционного театра — в виде сатирических и рискованных игр.

Народный театр по своей форме был ярким и богатым, и в нем показывали свое мастерство таланты из народа — комические актеры — кызыкчи, кугирчокбозы (актеры кукольного театра), масхарабозы. В театральных представлениях и выступлениях масхарабозов высмеивались происки жадных баев, малограмотных мулл и карьеристов-беков. Эти представления имели форму сатирических сцен, изображающих актуальные проблемы времени. Хотя они не имели письменных сценариев, заученные актерами сцены, как продукт устного народного творчества, позволяли мастерам своего дела самим заниматься сценическим искусством.

Во второй половине XIX в. в нескольких городах появились объединения традиционного театра, самыми знаменитыми из которых были объединения Закира-ишана в Коканде и Туля-масхары в Бухаре. Особенно массовыми были кукольные театры, в спектаклях которых обыгрывались похождения Качал-палвана.

Проникновение в Туркестан европейского и русского театров

После завоевания Средней Азии царской Россией, колониальное правительство приступает к широкому насаждению в крае русской культуры, где важная роль принадлежала не только системе образования, но и театру.

В 1870 году по приглашению генерал-губернатора Туркестана в крае побывал Самарский театр, давший представления в течение нескольких дней. В 1910 году в Самарканде и Ташкенте были организованы гастроли труппы русской актрисы В.Ф. Комиссаржевской.

Представления оказали определенное влияние на творчество местных деятелей искусства. Ведущие просветители и джадиды осознали большие возможности драматического театра в распространении своих идей.

Гастроли татарских и азербайджанских трупп в 1910—1912 гг. также стали большим культурным событием в жизни края. Музыкальные пьесы У. Гаджибекова «Гор-Оглы», «Лейли и Меджнун» и «Аршин мал-алан» были тепло встречены узбекской общественностью, что в свою очередь оказало заметное влияние на развитие местного театра.

Становление джадиского театра

В становлении узбекского национального театра большая роль принадлежала джадидам. Президент Ислам Каримов в своем произведении «Высокая духовность — непобедимая сила» писал: «Когда речь заходит о театральном искусстве, как неотъемлемой части национальной культуры, вполне уместно вспомнить утверждение великого просветителя Махмудходжи Бехбуди: «Театр — это образец для подражания».

В 1911 году в Туркестане создаются первые письменные национальные сценические произведения (пьесы), в числе которых можем отметить
«Отцеубийца» («Падаркуш») Махмудходжи Бехбуди, «Наперсники» («Махрамлар») А. Самадова, «Дискуссия француза и жителя Бухары о мударрисе» Фитрата. И первым произведением, поистине жемчужиной национального театра, стала пьеса «Отцеубийца» Бехбуди.

Первый узбекский национальный театр в Туркестане был создан в Самарканде под руководством Махмудходжи Бехбуди. И первым произведением в исполнении данной труппы стала именно постановка его пьесы «Отцеубийца». В становлении и развитии узбекского национального театра велика заслуга великого просветителя Абдуллы Авлони и выдающегося представителя джадидского движения Хамзы Хаким-заде Ниязи. В начале 1914 года Абдулла Авлони создает в Ташкенте театр «Турон», и премьерным спектаклем была выбрана пьеса «Отцеубийца». В 1915 году театр провел успешные гастроли по городам Туркестана.

В 1916 году в Коканде под руководством Хамзы создается театр самодеятельности, где первым спектаклем станет пьеса Хамзы «Отравленная жизнь или жертвы любви». Данная пьеса имела важное значение как в формировании узбекского театра, так и в создании узбекской драматургии. Театральное искусство стало явлением, полным глубокого смысла и общественного значения. Начиная с 1916 года свои первые шаги в искусстве стали делать один из основателей нынешнего Национального театра Маннон Уйгур и первая актриса узбекского театра Максума Кариева. Стали открываться театры в Андижане, Хиве, Бухаре. Большая заслуга в создании театра в Бухаре принадлежит Маннону Уйгуру.

В театрах обыгрывались темы, тесно связанные с большими социальными и нравственными проблемами. В них ставились спектакли, которые способствовали зарождению у зрителя протеста и чувства недовольства несправедливостью, злом и деспотизмом. Узбекский театр развивался неразрывно с узбекской национальной культурой. Театральные спектакли, уникальное и своеобразное исполнение ролей талантливыми актерами продемонстрировали неисчерпаемые творческие возможности узбекского народа.

Музыкальное искусство

Традиционные народные музыкальные произведения дошли до нас с древних времен. В народном музыкальном искусстве широкое распространение получили терма — один из жанров узбекского фолъкчора — песня, исполняемая сказителями, кушик, лапары — частушки, вид хоровой песни, когда попеременно поют парни и девушки, ялла и ашула—народные песни. Кушик и лапары исполнялись в сопровождении с шутливых танцев и игр. Терма же обычно завораживала своим содержанием, а также тембром исполнителей-сказителей. Ашула представляла собой лирическую песню, обладающую различным звучанием.

Газели и стихи народных поэтов-классиков часто служили текстом песни. В конце XIX и начале XX в. в узбекском народном музыкальном творчестве особое место стали занимать дастаны, вобравшие в себя эпические предания лирико-героического содержания («Гор-Оглы», «Алпамыш», «Кунгугмыш», «Гариб и Шахсанам», «Хасан и Далли», «Рустам и Аваз»). Эти дастаны были в форме четверостиший, сопровождавшая их музыка была сравнительно простой, и не имела нотной записи.

Народные музыканты получали свое образование у знаменитых мастеров-бастакоров (композиторов). Классические восточные макомы — название каждой из шести частей узбекского кчассического народного  музыкально-вокального произведения «Шаишаком» составляли бесценную сокровищницу устной традиции профессиональной музыки. Макомы представляли собой крупные устно-инструментальные (индивидуальные и инструментальные) произведения.

Музыкальные инструменты также поражали своим разнообразием. Широкое распространение получили струнно-смычковые музыкальные инструменты (гиджак, кубуз, учтар), струнно-щипковые (домбра, дутар, танбур, уд, рубаб), струнно-ударные (чанг), духовые (най, сурнай), мундштучно-духовые (карнаи), ударно-мембранные (дойра, нагара, чиндаул).
В то время в Туркестане в музыкальной культуре развитие получили как сольное исполнение, так и в ансамбле. Карнай, сурнай, нагара или дойра, то есть инструменты с громким звучанием, сопровождали традиционные празднества и свадьбы; относительно умеренно звучащие инструменты — сурнай, дутар, гиджак были предназначены для камерного или концертного исполнения.

В период правления Хивинского хана Мухаммада Рахимхана II (Феруза) хорезмская школа макомов и музыки получила дополнительный стимул развития. В силу своей образованности Феруз создал для представителей искусства сольные исполнения и покровительствовал им. Помимо этого, он издавал указы, направленные непосредственно на развитие музыкального искусства.

Исторический документ
«Мы, Высший правитель государства Хорезмского Мухаммад Рахимхан Сони, подписываем сей указ о том, что: » Хорезмские макомы следует признать неприкосновенным имуществом народа. Установит крайние меры наказания для тех, кто осмелиться выразить сомнение в настоящего указа, умалять достоинства и значение макомов, либо исполнять их искаженно!» 1882 год


  • Здравствуйте Господа! Пожалуйста, поддержите проект! На содержание сайта каждый месяц уходит деньги ($) и горы энтузиазма. 🙁 Если наш сайт помог Вам и Вы хотите поддержать проект 🙂 , то можно сделать это, перечислив денежные средства любым из следующих способов. Путём перечисления электронных денег:
  1. R819906736816 (wmr) рубли.
  2. Z177913641953 (wmz) доллары.
  3. E810620923590 (wme)евро.
  4. Payeer-кошелёк: P34018761
  5. Киви-кошелёк (qiwi): +998935323888
  6. DonationAlerts: http://www.donationalerts.ru/r/veknoviy
  • Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.
Театральное и музыкальное искусство в Туркестане в конце XIX — начале XX в. Обновлено: Февраль 9, 2017 Автором: admin

Добавить комментарий

Пожалуйста, поддержите проект
Помощь сайту:
  1. R819906736816 (wmr) рубли.
  2. Z177913641953 (wmz) доллары.
  3. E810620923590 (wme)евро.
  4. Payeer-кошелёк: P34018761
  5. Киви-кошелёк (qiwi): +998935323888
  6. DonationAlerts: http://www.donationalerts.ru/r/veknoviy Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.