Всемирная История
История

§4. Духовно-просветительская, культурная жизнь

В период правления Аштарханидов усилившиеся внутренние противоречия, постоянные войны и политическая разрозненность оказали отрицательное влияние на духовно-просветительскую, культурную жизнь. Однако даже такая сложная социально-политическая ситуация не могла остановить развитие науки, образования и культуры.

Школьное образование и медресе

В XVII XVIII веках в городах и кишлаках функционировало много школ.

Девочки и мальчики учились раздельно. Школы для мальчиков располагались в мечетях, медресе, при предприятиях или в частных домах учителей, а учителями были имамы или образованные люди, окончившие медресе. Их звали „домла“. Школы для девочек открывались в домах богатых людей или в частных домах женщин-учительниц, где преподавали учительницы: отинойи, отинбиби, бибихалифа или бибиотин.

Дети принимались в школу с 6—7 лет и учились 5—8 лет. Вначале они обучались грамоте — чтению и письму, затем занимались по книге „Хафтияк“ (одна седьмая часть Корана). На уроках математики проходили счет, математические действия. Изучали произведения Навои, Фузули, Бедила, Машраба, Хафиза Ширази и Суфи Аллаяра, а также книгу „Чоркитоб“. в женских школах, кроме обучения, больше времени отводилось домоводству, гигиене, кулинарии, нравственному воспитанию.

Дети переходили к письму только после того, когда полностью научились читать. В школах не было экзаменов, выпускные аттестаты не выдавались. Свидетельством того, что ребенок окончил школу, было то, что он умел читать, писать и считать.

Медресе считалось средним и высшим учебным заведением. Сюда принимались окончившие школу. Обучение в медресе продолжалось 7—12 лет, в зависимости от подготовки отдельного ученика. В городах Бухарского ханства было более 150 медресе. В них обучались по книгам на арабском языке и языке фарси. Мударрисы комментировали их на тюркском. Сначала учились по пособию на фарси „Аввали илм“, затем — по грамматике арабского языка. Курс правоведения (,,фикх“) был обязательным.

Наука

Религиозный экстремизм, требование неукоснительного соблюдения религиозных обычаев оказали отрицательное влияние на развитие науки. Но несмотря на это, научная деятельность ученых не прекращалась. В сборнике Махмуда ибн Вали „Бахр ул- асрор“ („Море тайн“), написанном в 1636 году, даются сведения о 20 самаркандских и бухарских ученых. Известный ученый XVII века мударрис медресе Мир Араб Мухаммад Шариф Бухари (1609—1697) оставил более 20 трудов по философии, тасаввуф, истории, исламскому праву, языкознанию, астрономии. В его произведении „Полезные советы правителю “ содержатся правила шариата, сведения по общественной жизни и этические проблемы, интересные поучительные рассказы из деятельности правителей.

В период правления Субханкулихана большое внимание уделялось развитию медицинской науки. По его повелению в Бухаре была открыта больница „Дор-уш-шифо“ („Место лечения“), а также построено медресе, готовящее специалистов-медиков. У Субханкулихана была уникальная библиотека, состоящая из медицинской литературы. Сам он написал книги по астрологии: „Лечение по методу Субханкулихана“, „Сущность положения Луны в определении счастливого часа“.

Летописание

в XVII веке — первой половине XVIII века был написан ряд трудов по истории Бухары. В книге историка и географа Махмуда ибн Вали „Бахр ул-асрор“ („Море тайн о героизме великих людей“) собраны ценные сведения по истории Мавераннахра и Хорасана, о государствах, городах, океанах и морях, о живот- 48 ном мире. В искусстве летописи важное значение имеют книги: „История Мукимхони“ Мухаммада Юсуфа Мунши, „Убайдулла-наме“ Мухаммада Амина Бухари, „Море историй“ Мухаммада ибн Мухаммада Замона Бухари, „История Абдулфайзхана“ Абдурахмана Тале.

Литература

В XVII — первой половине XVIII века высокое развитие получила литература. В литературной среде важное место занимает Бедил (Мирза Абдулкадыр — 1644—1721). Он из Кеша (Шахрисабза), умер в Дели. Его выдающееся произведение „Турт унсур“ написано в прозе, в нем нашли отражение мысли о сущности воздуха, воды, земли и огня, а также о происхождении человека, растений и животных.

В поэме „Ирфон“ Бедил обращается к вопросам философии, истории и теологии. По его мнению, мир вечен, изменчив и находится в постоянном движении. В своих стихах он осуждает несправедливость, насилие в обществе. В Туркестане он известен под псевдонимом „Абулмаъони“ („Отец смысла“).

Одним из крупнейших представителей литературы этого периода является Сайидо Насафи, родом из города Насаф (Карши). Современники величали его „султаном на троне бухарских поэтов“.

Он прославился аллегорическим произведением „Хайвонотнома“. В данном произведении Насафи посредством символических образов животных разоблачает землевладельцев и чиновников, осуждает насилие, несправедливость, взяточничество, моральное разложение. Через образы волка и льва он раскрывает истинные лица землевладельцев, настоящих хищников. Хотя лев и побеждает всех животных, он проигрывает муравью — символу трудового народа. Это была мечта поэта — освобождение в один прекрасный день трудового народа от гнета.

Важное место в литературе этого времени занимает поэт-сатирик Турди Фараги. Он был отважным поэтом, открыто критиковавшим несправедливость в обществе, он писал, как Субханкулихан, увеличивая налоги, заставлял страдать простой народ.

Турди от имени народа проклинает политическую разрозненность, приведшую к гибели страны, братоубийственной войне. Он призывает к объединению и сотрудничеству племен. Обращаясь к аксакалам и правящим бекам, Турди призывает их к союзничеству. В этом смысле его стихотворение „Малодушные беки“ имеет особое значение.

Архитектура

На территории Бухарского ханства развивалась и архитектура. Было построено много мечетей и медресе, базары, караван-сараи, бани, сардобы. Архитектурное наследие Темуридов послужило критерием их построения.

В XVII веке был сформирован нынешний облик самаркандского Регистана. Хаким Самарканда Ялангтуш Баходыр в 1619—1635 годах на месте разрушенного Регистана строит на свои средства медресе Шердор напротив медресе Улугбека и рядом — медресе Тилля-кори в 1646—1660 годах. Они отделаны и украшены золотом. Ансамбль Регистан в Самарканде со своим неповторимым орнаментом, величественными куполами является уникальным историческим памятником архитектуры Средней Азии и до сегодняшних дней привлекает внимание туристов со всего мира.

В Бухаре был сооружен крупный архитектурный комплекс Ляби Хауз. Один из богатейших жителей Бухары Надир-диванбеги в 1620 году построил в центре базарной площади бассейн длиной в 45, шириной в 36 и глубиной в медресе и ханака Надир-диванбеги, медресе Кукельдаш и Эрназар-эльчи.

Еще одним уникальным образцом архитектуры того времени является медресе, построенное в 1652 году в Бухаре Абдулазизханом, отличающееся своей крепостью и красотой орнамента.


  • Здравствуйте Господа! Пожалуйста, поддержите проект! На содержание сайта каждый месяц уходит деньги ($) и горы энтузиазма. 🙁 Если наш сайт помог Вам и Вы хотите поддержать проект 🙂 , то можно сделать это, перечислив денежные средства любым из следующих способов. Путём перечисления электронных денег:
  1. R819906736816 (wmr) рубли.
  2. Z177913641953 (wmz) доллары.
  3. E810620923590 (wme)евро.
  4. Payeer-кошелёк: P34018761
  5. Киви-кошелёк (qiwi): +998935323888
  6. DonationAlerts: http://www.donationalerts.ru/r/veknoviy
  • Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.
§4. Духовно-просветительская, культурная жизнь Обновлено: Февраль 13, 2017 Автором: admin

Добавить комментарий

Пожалуйста, поддержите проект
Помощь сайту:
  1. R819906736816 (wmr) рубли.
  2. Z177913641953 (wmz) доллары.
  3. E810620923590 (wme)евро.
  4. Payeer-кошелёк: P34018761
  5. Киви-кошелёк (qiwi): +998935323888
  6. DonationAlerts: http://www.donationalerts.ru/r/veknoviy Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.