Всемирная История
История

§3. Экономическая и культурная жизнь Хивинского ханства в XVII — первой половине XVIII века

Города

В Хивинском ханстве были десятки таких крупных городов, как Хива, Старый (Кухна, Куня) Ургенч, Новый Ургенч, Вазир и т. д. Самый древний из них — Хива. Хива славится как „Город тысячи куполов“. В первой половине XIX века в Хиве существовали 2 ханских дворца, 17 мечетей и 22 медресе. В 1997 году отмечалось 2500-летие города. Решение об этом было принято ЮНЕСКО в 1995 году, что по существу явилось признанием особого места Хивы в развитии мировой культуры. Наше поколение может по праву гордиться культурным наследием своих предков.

Город Хива возник в V веке до нашей эры, и его история неразрывно связана с историей всего Хорезма. Известность Хивы объясняется тем, что уже со времени его основания торговый путь, связывающий Восток с Западом, проходил именно здесь.

Начиная с первой четверти XVII века и до февраля 1920 года Хива была столицей Хивинского ханства.

Новый Ургенч

В 1646 году Абулгазихан основал нынешний город Ургенч. Этому способствовало то, что, как указывалось выше, Амударья изменила свое русло и потекла в Аральское море, в результате чего Гургенч (Старый Ургенч) остался без воды. Впоследствии Гургенч стал называться Кухна Ургенч (слово „кухна“ означает „древний“). Когда Абдулгазихан основал Новый Ургенч, все население города Везирь было переселено сюда. Так город потерял свое значение.

Ремесленничество

В исторических источниках Хивинского ханства отмечено 27 видов ремесленничества. На практике же их было еще больше.

Пока ремесленник не становился искусным мастером, он очень долго выполнял тяжелый труд.

Ремесленники имели свои союзы-ассоциации, которые упорядочивали деятельность мастеров и защищали их интересы. Председатель ассоциации считался также и лицом, которое проводило бюджетную политику хана.

Очень малая часть хивинских мастеров имела частные лавки. Ремесленник мог открывать мастерскую и в своем доме. Но многие работали, сняв в аренду мастерские хана или других богатых людей. Некоторые ремесленники работали на заказ.

Сельское хозяйство

Население ханства в основном занималось сельским хозяйством. Было два направления: земледелие и связанное с ним животноводство.

В земледелии ведущее место занимало выращивание зерна, хлопка и бахчевых. Больше половины земель было засеяно пшеницей. В основном выращивались осенние сорта пшеницы. История свидетельствует, что даже иностранцы признавали мастерство дехкан. В источниках сохранились слова, сказанные одним из европейских путешественников, приехавших в Хиву: «Я не видел таких умельцев, работающих в полях Хивы, даже в самой Германии».

Второе место среди выращиваемых здесь зерновых после пшеницы занимала кукуруза. А рис сеяли в многоводных местах. 1/5 часть земли была отведена под хлопчатник.

В экономике ханства определенное значение имело и шелководство, а среди бахчевых культур широкую известность получили хорезмские дыни. Кроме того, одной из развитых отраслей сельского хозяйства было садоводство.

Внутренняя и внешняя торговля

Внутренняя и внешняя торговля доставляла в ханскую казну немалые доходы. Во внутренней торговле особое значение имел крытый базар Хивы. По двум сторонам дороги на базар строились мастерские и лавки. За право пользования на рынке торговыми местами с продавцов взимался отдельный сбор, именуемый „тагджой“.

Отсюда в Иран, Индию, Китай и Турцию экспортировались в основном каракуль, ковры и продукция ремесленничества.

Начиная с конца XVI века налаживались торговые связи и с Россией. Хивинские купцы везли в Россию ткани и вязаные вещи. Так, из исторических источников известно, что посол Хивы в 1620 году в Казани продал ткани на 670 человек. В Россию везли также каракуль, сушеные фрукты, ковры и краски, изготовленные на растительной основе.
Хивинские купцы стали активно участвовать в ярмарках Нижнего Новгорода.

Наука

Нельзя сказать, что в XVI — первой половине XVIII века развитие науки в Хивинском ханстве остановилось полностью. В этот период отдельное место занимает история. Так, хивинский хан Абулгазихан основал школу хивинского историковедения. Сам Абулгазихан оставил неизгладимый след в истории науки и культуры произведениями „Шажараи турк“ и „Шажараи тарокима“.

9-я глава „Шажараи турк“ посвящена непосредственно социально-политической обстановке Хорезма 1512—1663 годов. В ней, кроме конкретных исторических фактов, освещены традиции тюркских народов, процесс развития отношений Хива—Бухара. Даны сведения о денежном обращении.

Еще одной важной заслугой Абулгазихана является то, что свои произведения он писал для простого читателя на тюркском языке. Поэтому некоторые ученые считают его труды письменными памятниками нового узбекского языка.

Известный востоковед Венгрии А. Вамбери писал: „За книгу „Шажараи турк“ Абулгази весь мир доволен им“. Эта книга в течение нескольких веков переводится на многие языки.
По заказу Абулгазихана была написана книга „Дастурул-амал“. К сожалению, ее автор не установлен. В этом произведении даны комментарии жизни Темуридов, начиная с Сахибкирана Амира Темура и до Захириддина Мухаммада Бабура. Каждому правителю в рукописи посвящен раздел.

Искусство книжном рукописи

В XVI веке в библиотеках хивинского хана формировалась школа рукописен, каллиграфического искусства. Известный каллиграф Хамадони в 1556 году переписал Эшмухам- мадхану „Шах-наме“, оставив места для миниатюр.

В XVII—XVIII веках в Хиве жили и трудились такие мастера каллиграфии, как Мухаммад Юсуф Раджи, Бабаджан Саной, Мухаммад Риза Охунд и другие. Они переписывали стихотворные произведения, переводные книги и труды по истории. В оформлении каждой книги участвовали мастера нескольких направлений. Это резчик бумаги, каллиграф-сек- ретарь, музаххиб, лаввох, художники, миниатюристы-художники, саххофы.

Лаввох — каллиграф, который писал заголовки.
Саххоф — верстальщик.
Музаххиб — мастер, украшавший рукописные книги золотым орнаментом.

  • Здравствуйте Господа! Пожалуйста, поддержите проект! На содержание сайта каждый месяц уходит деньги ($) и горы энтузиазма. 🙁 Если наш сайт помог Вам и Вы хотите поддержать проект 🙂 , то можно сделать это, перечислив денежные средства любым из следующих способов. Путём перечисления электронных денег:
  1. R819906736816 (wmr) рубли.
  2. Z177913641953 (wmz) доллары.
  3. E810620923590 (wme)евро.
  4. Payeer-кошелёк: P34018761
  5. Киви-кошелёк (qiwi): +998935323888
  6. DonationAlerts: http://www.donationalerts.ru/r/veknoviy
  • Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.
§3. Экономическая и культурная жизнь Хивинского ханства в XVII — первой половине XVIII века Обновлено: Февраль 16, 2017 Автором: admin

Добавить комментарий

Пожалуйста, поддержите проект
Помощь сайту:
  1. UZCARD(o'zbek so'mi): 8600120432900796
  2. Z177913641953 (wmz) доллары.
  3. E810620923590 (wme)евро.
  4. Payeer-кошелёк: P34018761
  5. Киви-кошелёк (qiwi): +998935323888
  6. DonationAlerts: http://www.donationalerts.ru/r/veknoviy Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.