§3. Культура каракалпакского народа в XVI — первой половине XIX века
Образ жизни
Процесс перехода каракалпаков от кочевого образа жизни к оседлому продолжался долго. Основная часть населения жила в аулах в юртах и глиняных домах. Потом появились поселки (крепости) и города. Поселок с четырех сторон окружали стены или возвышенности. Каракалпакские племена состояли из нескольких родов, каждый предводитель стремился к укреплению своего рода. Внутри одного рода запрещено было жениться или выходить замуж, поэтому обычаем считалось красть невесту из другого рода. По прошествии определенного времени сообщалось место пребывания невесты; родители, родственники невесты и старейшина ее рода одаривались различными подарками и давалось согласие на свадьбу. На свадьбе бахши (певцы) пели песни из дастанов (поэм). Богатыри состязались в борьбе.
Каракалпаки зиму проводили в основном в прибрежьях моря и рек. Повозка, лодка, плот и лошадь были основными транспортными средствами. Каракалпаки обращали особое внимание на национальное своеобразие в одежде. Это особенно ярко проявлялось в головном уборе женщин и девушек — савкели (головной убор из плотной бязи, украшенный серебром и ожерельем).
Города
Каракалпаки построили такие крупные города, как Кунграт, Чимбай, Ходжей- ли. Кунграт и Чимбай были административными центрами каракалпаков. Они были воздвигнуты в конце XVII — начале XVIII века.
Ходжейли считался торговым центром, расположенным между Аралом и Хивой, таможня тоже располагалась в этом городе. За счет тяжелого труда народа города окружались высокими стенами, в городах были построены красивые здания, дворцы.
Города Джана-кала, Ойдуст-кала, Эрназар-кала, Кукузак-кала, Ишан-кала, построенные в виде крепости, являются памятниками архитектуры, созданными народом Каракалпакии.
В начале XIX века в городах было 318 школ, на массивах Каракум-ишан, Калила-ахун, Эгамберган-ахун, Ойимбет- ишан, в Ишан-кале имелись медресе. Ремесленники принимали в подмастерье детей 12—13 лет и обучали их ремеслу. Каракалпакская молодежь обучалась также в медресе Хивы и Бухары.
Фольклор
У каракалпаков богатое наследие устного народного творчества. Свидетельством тому служит 20-томное издание каракалпакского фольклора. Народ любил своих сказителей и бахши. Рядом с аксакалами, предводителями всегда были сказители.
Каракалпакский фольклорный герой — Амирбеклакки. В его анекдотах высмеиваются человеческие недостатки, несправедливость в обществе. Он разоблачает неблаговидные дела тех, кто у власти — чиновников, кази, духовенство — и воспевает храбрость, справедливость. Его анекдоты очень лаконичны, остроумны и понятны.
Издревле известны героические дастаны (поэмы) каракалпаков. В поэмах „Кирк киз“, „Алпамыш“, „Кублон“, „Маст- пашша“, „Эдыгей“ воспевается богатая история каракалпаков. Например, если в дастане „Эдыгей“ описываются события, связанные с деятельностью Амира Темура и Тохтамыша, то в дастане „Кирк киз“ находит свое художественное воплощение борьба за свободу каракалпаков, борьба хорезмского народа против иранского шаха Надиршаха.
В каракалпакских народных песнях воспеваются народные предводители и герои Маман-батыр, Эсангельды-махрам, Ойдустбий, Эрназарбий.
Не случайно сказаны казахским ученым-просветителем Чоканом Валихановым слова: „Каракалпаки — первые поэты и певцы пустыни “.
О поэме „Кирк киз“.
В каракалпакской литературе особое место занимает поэма „Кирк киз“, повествующая в высоко художественной форме об исторических событиях XVII—XVIII веков. Это произведение является героическим эпосом каракалпакского народа. В произведении преобладают идеи свободолюбия, патриотизма и гуманизма. Главная героиня произведения Гулойим со своими сорока подругами и любимым человеком Арсланом собралась защищать родину от нападений иранского шаха Надиршаха и джунгарского хана Сур- тайши. Гулойим освобождает Хорезм и основывает государство, объединяющее представителей каракалпакского, туркменского, узбекского и казахского народов. В образах Алтынай, Утбосгана, Арслана, Сарвиноза, которые боролись в одном строю с Гулойим, нашли отражение идеи храбрости, патриотизма, гуманизма и ненависти к врагам.
Изобразительное искусство и музыка
Своеобразие каракалпакского изобразительного искусства нашло свое яркое выражение особенно в сотканных каракалпакскими умельцами коврах и вышитых изделиях. Узоры и орнаменты, нанесенные на них, имели волнистый вид, что символизирует воду. И это было не без основания, потому что каракалпаки издревле жили в прибрежьях рек и озер. Своеобразие каракалпакского искусства ярко выражено в резьбе по дереву с пристежным орнаментом.
Каракалпакское вокальное искусство по содержанию делится на народные, исторические и обрядные песни, которые исполнялись при помощи таких музыкальных инструментов, как кобуз, дутар, скрипка, сурнай, барабан (домбра). Исполнителей дастанов делили на три группы (сказители, бахши и певцы), отличавшиеся друг от друга по содержанию повествующих дастанов, по стилю исполнения, музыкальным сопровождением и музыкальными инструментами. Например, певец исполнял героические поэмы под аккомпонемент кобыза, бахши — под дутар и скрипку, а сказители с большим мастерством читали рукописи поэм или рассказывали по памяти.
- Здравствуйте Господа! Пожалуйста, поддержите проект! На содержание сайта каждый месяц уходит деньги ($) и горы энтузиазма. 🙁 Если наш сайт помог Вам и Вы хотите поддержать проект 🙂 , то можно сделать это, перечислив денежные средства любым из следующих способов. Путём перечисления электронных денег:
- R819906736816 (wmr) рубли.
- Z177913641953 (wmz) доллары.
- E810620923590 (wme)евро.
- Payeer-кошелёк: P34018761
- Киви-кошелёк (qiwi): +998935323888
- DonationAlerts: http://www.donationalerts.ru/r/veknoviy
- Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.