Всемирная История
История

§8. Культурная жизнь Бухарского ханства в XVI веке

Реформы в области образования

Шейбаниды не смогли быть достойными наследниками высокой культуры, созданной в нашей стране во время правления Темуридов. Несмотря на это, при Шейбанидах значительное развитие получили наука и культура. Этому в значительной степени способствовали правители династии, среди которых были видные ученые. Так, самыми образованными людьми своего времени считались Мухаммад Шейбанихан, Кучкунчихан и Убайдуллахан.

В библиотеках Мухаммада Шейбанихана, Абдулазизхана и Абдуллахана хранились ценные издания.

Мухаммад Шейбани после Темуридов старается развивать Бухару и Самарканд как центры науки, культуры и искусства. Шейбаниды проводили реформы и в области образования. Причиной проведения этих реформ стала необходимость в повышении образования чиновников и превращении их в основную опору общества. Ханам и султанам были необходимы грамотные и дипломатичные чиновники во всех областях. Реформа заключалась в многоступенчатости образования. В каждой махалле была открыта школа, а в некоторых домах ввели домашнее образование. Дети обучались с шести лет. Через два года обучения в школе учеников переводили в медресе.

В XVI веке были построены и действовали медресе: Шейбанихана — в Самарканде, Абдуллахана — в Бухаре, Баракхана и Кукельдаш — в Ташкенте, а также другие образовательные учреждения. В медресе была установлена трехступенчатая система образования, каждая ступень равнялась 7 годам, и срок обучения составлял 21 год. Учащихся обучали богословским наукам, арифметике, юриспруденции, логике, музыке, поэтике. Но возможность обучаться имели далеко не все.

Наука

При Шейбанидах еще в определенной степени развивались и такие науки, как медицина, математика и астрономия. Развитие в области медицины связано с именами таких ученых-табибов (народных лекарей), как Мухаммад Мазид, удостоившийся звания „Гордость лекарей“, хирург Бако, известный окулист Шохали ибн Сулейман, автор книги „Руководство по исцелению44 Султанали Самарканда, искусный врач и ученый своего времени Убайдулла Каххол, автор книги „Основное руководство по окулистике и болезням глаз“. Внесли огромный вклад в развитие математики ученые Мухаммад Амин, Бобокалон Самарканда, Мавлане Кавкаби, астрономии — Мухаммад Хусейн Бухари, автор книги „Способы определения киблы“, Махмуд ибн Ахмад Фарази, автор „Трактата о равенстве лунных пространств“.

При Шейбанидах развивается и историческая наука, появляется множество исторических книг. Среди них — труды Камалиддина Бинои и Мухаммада Салиха — , Шейбани- наме“, Мухаммада Хайдара — „Тарихи Рашиди“, Фазлуллаха ибн Рузбехана — „Мехманнаме Бухары Хафиза Таниша Бухари — , Абдулла-наме“, ,Д1арх-наме Шаши“, Султана Мухаммада Хафиза Тошканди — ,Дстория джадидов Ташкента“ и др.

Произведение К. Бинаи ,Щейбани-наме“ (,,наме“ — „жизнеоиисание“) включает в себя историю Дашт-и Кипчака и Мавераннахра в период середины XV — начала XVI веков. Книга также дает подробную и важную информацию о взаимоотношениях Шейбанидов и иранских Сефевидов.

,Шейбани-наме“ Мухаммада Салиха написано на узбекском языке и посвящается военным походам Шейбанихана.

Автор книги ,,Абдулла-наме“ посвящает свое произведение завоеваниям Чингисханом Мавераннахра, установлению господства Чингизидов, образованию государства Абулхайрхана в Дашт-и кипчаке, военным походам Шейбанихана, положению в Мавераннахре после его гибели, борьбе, которую вел Абдуллахан II в целях политического объединения страны.

Литература

При Шейбанидах развивалась и литература. Особое место в литературе этого периода занимают М. Шейбанихан, его племянник Убайдуллахан, К. Бинои, М. Салих и Мушфики.

Несмотря на то, что вся жизнь Шейбанихана была связана с войной, он находил время заниматься поэзией. Известен диван его стихов. На сегодняшний день многие его произведения растащены в разные страны мира. Например, в настоящее время диван его стихов хранится в библиотеке Стамбула.

Шейбанихан в своих стихах особенно воспевал города Самарканд и Бухару. Например, в одном из стихов он сравнивает Самарканд с раем; городом Бухарой он восхищается как Каабой.

Племянник М. Шейбанихана Убайдуллахан внес огромный вклад в развитие литературы своими газелями, рубаи, китьа и туюками. Он хорошо знал узбекский, персидский и арабский языки, сочинял стихи на этих языках под псевдонимами „Убайди“, „Убайдулла“ и „Раб Убайди“.

Его стихи собраны в трех книгах — диванах. В дальнейшем они были собраны в одну книгу под названием „Куллият“.

„Шейбани-наме“ М. Салиха одновременно является и литературным произведением — дастаном. В узбекской литературе XVI века это произведение выделяется своим высоким художественным уровнем и простотой языка.

Поэт Мушфики, служивший при дворе Абдуллахана II и удостоившийся звания „Малик-уш-шуаро“, в своих стихах беспощадно критикует несправедливость представителей правящих кругов.

Архитектура

Шейбанидские правители старались благоустроить Бухару и ее окрестности. Инженерные возможности XVI века, уровень развития духовности и культуры общества позволили возвести множество зданий, архитектурных комплексов. Среди них — медресе Мир Араб и медресе Абдуллахана в Бухаре, медресе Шейбанихана в Самарканде, медресе Баракхана и Кукельдаш в Ташкенте, которые являются яркими образцами нашей архитектуры.

Медресе Баракхана построено Баракханом, сыном правителя Шейбанида Суюнчходжахана. Высота купола медресе составляет 22 метра. В годы независимости в этом медресе была проделана огромная реконструкция.

Медресе Мир-Араб построено в 1530—1536 гг. Шейхом Абдуллой (Мир Арабом). Бухарский хан Убайдуллахан выделил большие средства для его постройки. Медресе построено с большим порталом. По обеим сторонам расположены широкие учебные комнаты с высокими куполами, мечеть и усыпальница. В усыпальнице находятся гробница Убайдуллахана, могилы Мир Араба и его родственников. Медресе и сегодня функционирует как высшее религиозное учебное заведение ислама.

Российский посол Антони Дженкинсон, приехавший в Бухару, писал: „Бухара — огромный город, в нем множество кирпичных зданий и грандиозных строений. Бани построены так искусно, что нет аналогов в мире“.

Высоко оценивались историками старания Абдуллахана по благоустройству края. При нем благодаря усилению центральной власти велись крупные строительные работы.


  • Здравствуйте Господа! Пожалуйста, поддержите проект! На содержание сайта каждый месяц уходит деньги ($) и горы энтузиазма. 🙁 Если наш сайт помог Вам и Вы хотите поддержать проект 🙂 , то можно сделать это, перечислив денежные средства любым из следующих способов. Путём перечисления электронных денег:
  1. R819906736816 (wmr) рубли.
  2. Z177913641953 (wmz) доллары.
  3. E810620923590 (wme)евро.
  4. Payeer-кошелёк: P34018761
  5. Киви-кошелёк (qiwi): +998935323888
  6. DonationAlerts: http://www.donationalerts.ru/r/veknoviy
  • Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.
§8. Культурная жизнь Бухарского ханства в XVI веке Обновлено: Февраль 13, 2017 Автором: admin

Добавить комментарий

Пожалуйста, поддержите проект
Помощь сайту:
  1. R819906736816 (wmr) рубли.
  2. Z177913641953 (wmz) доллары.
  3. E810620923590 (wme)евро.
  4. Payeer-кошелёк: P34018761
  5. Киви-кошелёк (qiwi): +998935323888
  6. DonationAlerts: http://www.donationalerts.ru/r/veknoviy Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.