Всемирная История
История

§6. Культурная жизнь Кокандского ханства в XVIII -первой половине XIX века

Умархан и культурная среда

Такие торговые и ремесленнические центры Кокандского ханства, как Коканд, Маргилан, Андижан, Наманган, Ташкент и др. одновременно являлись и центрами культуры. Например, только в одном Коканде функционировали 120 школ, 40 медресе и мечетей, в Маргилане — 80 школ, 10 медресе и мечетей. В XVIII — первой половине XIX века здесь проживали известные в научно-просветительском мире ученые.

Кокандский хан Умархан уделял особое внимание развитию науки, культуры, искусства, литературы, улучшению образовательной деятельности медресе, открытию различных профессиональных школ, поддерживал их.

Благодаря усилиям Умархана и его супруги — известной И поэтессы Надира-бегим — в начале XIX века Коканд превратился в центр науки и культуры, образовалась особенная кокандская научно-литературная среда.

Умархан под псевдонимом Амири написал много стихотворений. Его окружало более 70 поэтов. В 1821 году Фазли Намангани по приказу Умархана собрал сборник „Мажмуаи шоирон“, включающий стихи 63 поэтов. Был создан диван, включавший в себя стихи в жанрах газель, мухаммас, туюк объемом более 10 тысяч строк на узбекском языке и фарси.

На узбекский язык были переведены сочинения с арабского языка и фарси. Талантливыми каллиграфами были сделаны копии с редких книг, иллюстрированных прекрасными миниатюрами. Амири писал стихи на узбекском языке и фарси. Его диван газелей был издан в 1882 году в Стамбуле, в 1905 году — в Ташкенте.

Махмур и Гульхани

Один из видных поэтов эпохи Амира(Умархана) — Махмур (настоящее имя —Махмуд) родился в конце XVIII века и умер в 1844 году. Он учился в медресе Мир в Коканде, затем служил в войсках Умархана. Сохранился диван сатирических стихов Махмура, в котором собрано 69 стихов (включающих 3717 строк). В своих стихах он резко критикует чиновников, притесняющих простой люд, высоко поднимает социальную сатиру национальной литературы. В его стихотворении „Хапалак“ изображается картина из жизни кишлака Хапалак, но в действительности отражалась реальная жизнь всего ханства.

Творческое наследие Махмура, развивавшего сатирическую направленность узбекской классической литературы, оказало большое влияние на творчество последующих поколений поэтов в жанре сатиры и юмора.

Еще одним видным представителем литературы того периода был Гульхани (Мухаммад Шариф). Он родился в 1770 году в районе Тавлидара нынешнего Таджикистана. Начальное образование получил в своем кишлаке. Из-за бедности прибыл в Наманган, чтобы заняться мардикерством. Впоследствии проживал в Коканде. Здесь он работал кочегаром в бане. Его псевдоним „Гульхани“ связан с этой профессией.

Гульхани являлся первым поэтом, работавшим жанре басни в узбекской литературе. Произведение Гульхани „Зарбулмасал“ широко известно во всей восточной литературе. Басни из этого сборника — „Обезьяна и Плотник“, „Верблюд и Верблюжонок», „Черепаха и Скорпион“ — имеют глубокое нравственно-просветительское значение.

Поэт на основе сложных взаимоотношений своих героев Япалоккуша и Байуглы, Коркуша и Худхуда, Кулонкир-султана и Малик-шахина создал реалистическую критическую картину социальной действительности своего времени.

Увайси

Литературную среду того времени невозможно представить без творчества Джахон-отин (псевдоним — Увайси) (1779—1845) и Махларойим — Надиры.

Семья Увайси была одной из прогрессивных и просвещенных своего времени. Отец Увайси писал на узбекском и таджикском языках. Благодаря обстановке в семье у Увайси рано развились творческие способности. Увайси внимательно изучала творчество Навои, Лутфи, Бабура, Фузули и Джами.

В годы правления Маргиланом Умархана (1806—1807) Увайси была известной поэтессой среди народа. Ее поэтический дар привлек внимание супруги Умархана Надиры. После занятия Умарханом трона Коканда Увайси была приглашена в Коканд. Здесь она учила многих молодых талантливых поэтов. У Увайси с Надирой установилось прочное творческое содружество.

Творчество поэтессы отличается народностью. Как утверждают источники, творческое наследие Увайси
включает в себя 4 лирических дивана, 3 поэмы и др. В ее произведениях воспеваются чувство уважения к человеку, дружба, преданность, любовь, мысли и чаяния народа, его проблемы.

В высокой художественности ее творчества можно наглядно убедиться на примере загадки о гранате:

Вот — без окон, без дверей теремок-домочек,
В нем приют для дочерей — ясноликих дочек,
А зайдем к девицам в дом, их сердца — кровавый ком,
И на лицах всех кругом — толща оболочек.

Махларойим Надира

Узбекская поэтесса, государственный деятель-просветитель Махларойим — Надира (1792—1842) родилась в Андижане. Ее отец Рахманкулибий являлся хакимом Андижана и дядей кокандского хана Алимхана.

После назначения Умархана хакимом Маргилана он женится на Надире. Надира после знакомства с Увайси приглашает ее к себе обучать детей и служанок. После того как сын Надиры Мухаммад Алихан занял ханский трон, она принимает активное участие в управлении государством, строит медресе.

Надира собирает в Коканд много ученых, каллиграфов и художников; в это время были сделаны копии многих сочинений. Уделялось особое внимание переплету книг. Надира дарила лучшим каллиграфам, художникам золотые карандаши, серебряные пеналы.

Надира писала на узбекском и таджикском языках. Махларойим под псевдонимом Надира создала диван из 180 стихотворений, под псевдонимом Камила — 19 газелей, под псевдонимом Макнуна — диван из 333 газелей. Надира оставила большое творческое наследие объемом около 10 тысяч строк. Основу ее поэзии составляет лирика. В ее стихах воспеваются любовь, преданность, раскрываются жизненные проблемы женщин Востока.

Кроме того, Надира сочиняла мухаммасы к газелям Навои, Фузули и Бедила.

Боборахим Машраб

Одним из великих творческих деятелей в Кокандском ханстве был талантливый поэт Боборахим Машраб (1640—1711). Он родился в Намангане. В 7-летнем возрасте он уже знал грамоту, с 15-летнего возраста начал осваивать учение тасаввуфа. В течение 18 лет путешествовал по многим странам мира.

Машраб в своих стихах беспощадно изобличает угнетателей простого народа, алчность, козни и происки религиозных деятелей, ишанов в отношении простого люда. Он сочувствует тяжелой, плачевной жизни народа.

Диван, в котором собраны произведения Машраба, не дошел до нас. Остались сборники Машраба „Девони Машраб“, „Девонаи Машраб“, „Эпюни Машраб“, распространенные среди народа в рукописном и литографическом вариантах.

Машраб был обвинен в сомнении в догматах веры и в 1711 году по клевете своих врагов хакимом Балха Махмудбием Катаганом был приговорен к казни.


  • Здравствуйте Господа! Пожалуйста, поддержите проект! На содержание сайта каждый месяц уходит деньги ($) и горы энтузиазма. 🙁 Если наш сайт помог Вам и Вы хотите поддержать проект 🙂 , то можно сделать это, перечислив денежные средства любым из следующих способов. Путём перечисления электронных денег:
  1. R819906736816 (wmr) рубли.
  2. Z177913641953 (wmz) доллары.
  3. E810620923590 (wme)евро.
  4. Payeer-кошелёк: P34018761
  5. Киви-кошелёк (qiwi): +998935323888
  6. DonationAlerts: http://www.donationalerts.ru/r/veknoviy
  • Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.
§6. Культурная жизнь Кокандского ханства в XVIII -первой половине XIX века Обновлено: Февраль 18, 2017 Автором: admin

Добавить комментарий

Пожалуйста, поддержите проект
Помощь сайту:
  1. R819906736816 (wmr) рубли.
  2. Z177913641953 (wmz) доллары.
  3. E810620923590 (wme)евро.
  4. Payeer-кошелёк: P34018761
  5. Киви-кошелёк (qiwi): +998935323888
  6. DonationAlerts: http://www.donationalerts.ru/r/veknoviy Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.