Всемирная История
История

§6. Культурная жизнь в Бухарском эмирате

История

Религиозный фанатизм, превратившийся в сильнейшее препятствие для развития социально-культурной жизни периода правления Аштарханидов, еще больше усилился во время правления мангытов. Этот фактор, в первую очередь, не дал возможности развитию точных естественных наук, так как религиозные фанатики считали, что любое открытие в сфере этих наук ставило под сомнение догматы веры. Поэтому в трех ханствах узбеков, в том числе в Бухарском эмирате, не развивались точные естественные науки. Это является причиной того, что именно в этот период были написаны произведения в области истории, литературы, искусства и архитектуры.

Известным ученым-историком Бухары был Мухаммад Якуб ибн Дониялбий Бухари (1771—1831), живший и творивший в первой половине XIX века. Он оставил труд „Гулшан- уль-мулук“ („Цветник царей“). Книга состоит из двух частей. В первой части рассказывается о древней истории Бухары, ее правителях, их династиях. Во второй части повествуется об истории Центральной Азии XVIII — начала XIX века.

Книга Мирзы Шамса Бухари „Баёни баъзи хаводисоти Бухоро, Хуканд ва Кашгар“ („Описание некоторых событий Бухары, Коканда и Кашгара“), а также произведение Мир Алима Бухари „Фатхномаи султоний“ („Книга о победах султанов») и книга Мухаммада Хакимхана „Йилномалар туплами“ („Сборник летописей“), написанные в XIX веке, также являются ценным источником сведений по истории.

Литература

Литературное наследие этого периода обогатило творчество знаменитых поэтов и писателей. Одной из таких творческих личностей был талантливый поэт того времени Мухаммаднияз Нишати (XVIII век). Он жил в бедности и постоянных переездах. В 1778 году Мухаммаднияз Нишати написал прекрасную поэму „Хусни дил“. Это произведение, считающееся большим достижением узбекской литературы, написано в аллегорической форме. Герои поэмы — Ум, Красота, Сердце, Мысль, Верность, Взгляд, Любовь и другие — наделены лучшими чертами. А образы Враг, Гнев и Ненасытность символизировали отрицательные черты человека.

Таким образом, в поэме Нишати осуждаются распри между людьми, ненависть и другие человеческие пороки. В борьбе между добром и злом побеждают благие устремления, ум и светлые помыслы.

Своеобразием литературного творчества Нишати является то, что он внес большой вклад в развитие жанра спора в литературе. В этом смысле заслуживает внимания его произведение „Спор птиц“. В нем в аллегорической форме критикуются пороки социальной системы того времени — безграмотность, насилие, чинопочитание, а скромность трудового люда, наоборот, возвеличивается. В поэме рассказывается о споре между 14 птицами: аистом, вороной, соловьем, павлином, попугаем, хумо и др.

Еще одним знаменитым поэтом данного периода был Мужрим Обид (1748—1818). В произведениях поэта критикуются социальное неравенство и несправедливость в обществе, а также негативные черты человеческого характера. В них отражены этические взгляды поэта, его наставления.

В Бухаре творили также и такие талантливые поэты, как Шавки, Джани, Хироми, Вола, Джунайдуллах Хозик.

Вола (1770—1842) был от рождения незрячим, зато имел сильную волю, большой ум, превосходную память, различные способности, обладал приятным голосом. Он написал 2 сборника стихов. До нас дошли 3 тысячи строк его стихов. В своих произведениях он воспевал народ и рассказывал о его бедах.

Изобразительное искусство

В Бухаре было хорошо развито искусство каллиграфии и миниатюры. Художники в основном занимались дизайном рукописей, они рисовали орнаменты в религиозных книгах. Яркие представители этого искусства оставили достойное наследие. Так, художник Мир Маъсум Оламиян, творивший во времена Амира Хайдара, проиллюстрировал книгу „Ахло- ки Мухсини“ и сборники стихов Саади.

Мирза Садык Джандари в период Амира Насруллы иллюстрировал рукописи произведений Саади и Хафиза, отражая жизнь того периода, художественно оформлял первые страницы рукописей.

Крупный ученый, философ и поэт Ахмад Даниш (1827— 1897) в течение 20 лет работал в дворцовой библиотеке Бухары каллиграфом и художником. Ахмад Даниш кроме астрономии, медицины, математики, архитектуры и музыки хорошо владел искусством каллиграфии, живописи. Доказательством тому могут служить прекрасные образцы рукописей, которые были оформлены им: „Шохи дарвеш“, „Ажой- иб ат-табакот“ и другие.

Музыка

Бухара была одним из центров великого искусства музыки. Например, в конце XVIII века здесь появился известный „Шашмаком“.

Бухарский „Шашмаком“ состоит из макомов „Бузрук“, „Рост“, „Наво“, „Дугох“, „Сегох“, „Ирок“ и включает более 250 мелодий и песен разной формы.

Стихотворный текст макомов собран из лирики великих классиков Рудаки, Джами, Навои, Физули, Бедила, Бабура, Надиры и Машраба на фарси и тюркском языках. „Шашмаком“ переходит из поколения в поколение методом „устоз-шогирд“.

Маком — музыкальный стиль, направление мелодий и песен, состоит из одной части или нескольких.

  • Здравствуйте Господа! Пожалуйста, поддержите проект! На содержание сайта каждый месяц уходит деньги ($) и горы энтузиазма. 🙁 Если наш сайт помог Вам и Вы хотите поддержать проект 🙂 , то можно сделать это, перечислив денежные средства любым из следующих способов. Путём перечисления электронных денег:
  1. R819906736816 (wmr) рубли.
  2. Z177913641953 (wmz) доллары.
  3. E810620923590 (wme)евро.
  4. Payeer-кошелёк: P34018761
  5. Киви-кошелёк (qiwi): +998935323888
  6. DonationAlerts: http://www.donationalerts.ru/r/veknoviy
  • Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.
§6. Культурная жизнь в Бухарском эмирате Обновлено: Февраль 13, 2017 Автором: admin

Добавить комментарий

Пожалуйста, поддержите проект
Помощь сайту:
  1. UZCARD(o'zbek so'mi): 8600120432900796
  2. Z177913641953 (wmz) доллары.
  3. E810620923590 (wme)евро.
  4. Payeer-кошелёк: P34018761
  5. Киви-кошелёк (qiwi): +998935323888
  6. DonationAlerts: http://www.donationalerts.ru/r/veknoviy Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.