§7. Летописание, искусство и архитектура в Кокандском ханстве
Летописание
В XVIII-XIX веках в Кокандском ханстве было создано много исторических трудов. Историк этого периода Абдулкарим Фазли Намангани по приказу Умархана написал поэму „Умар-наме“ (1822), которая является историческим трудом, состоящим из 5000 бейтов (двустиший). В тезкире (антологии) „Мажмуаи шоирон“ также нашли свое отражение его социальные взгляды.
Служивший во дворце хана в должности казиаскара Мирза Каландар Мушриф Исфаранги по совету Умархана написал историческое произведение „Шохномаи Нусратпаём“ („Шах- наме, оповещающее о победе“).
Самым видным историком периода правления Умархана был Мухаммад Хакимхантура ибн Сайид Масумхан (1802—1870). По материнской линии он являлся внуком кокандского хана Нарбутабия. В период правления Мухаммада Алихана он был вынужден жить в изгнании, путешествовал по России, странам Востока. В конце жизни жил в Шахрисабзе, здесь же написал свой труд „Мунтахаб ут-таворих“ („Избранные истории “). Этот труд является важным источником по истории Бухарского эмирата и Кокандского ханства. В нем собраны ценные сведения о социально-политической и культурной жизни народов Центральной Азии.
Еще одним крупным летописцем периода правления Умархана является Мулла Нияз Мухаммад Хуканди (1802—1872). Его творческим наследием является „Тарихи Шохрухи“. В этом сочинении ученый дает точную оценку политической обстановке своего времени и социальному положению народа. Здесь описываются события, произошедшие до 1872 года, свидетелем которых был сам автор.
Еще одно историческое сочинение, где описываются исторические события за период со времени правления Умархана и до 1872 года, называется „Тарихи жахоннамойи“. Его автором является Джунаид Мулла Аваз Мухаммад, сын Муллы Рузимухаммада.
Сочинение ташкентского ученого-историка Мухаммада Салиха „Тарихи жадидаи Ташкент“ („Новая история Ташкента“) является важным источником при изучении истории нашей Родины. Здесь с научной точки зрения описывается история Туркестана XV—XIX веков, в частности, история Ташкента, история Кокандского ханства.
Еще один историк Мулла Аликари Кундузи написал сочинение „Таворихи манзума“. В этом сочинении описывается история 1822—1848 годов.
Поэтесса-просветительница и ученый-историк Дильшоди Барно оставила историческое наследие — „Тарихи мухожирон“ („История эмигрантов»), „Сабот ул-башар маа тарихи мухожирон“ („Терпение человека и история эмигрантов»).
Искусство каллиграфии и архитектура
В Коканде были развиты искусство каллиграфии и архитектура. Своим искусством каллиграфии прославили себя Мухаммад Латиф, Мирзо Шариф Дабир, Абулгазиходжа. Снятие копий с книг осуществлялось так искусно, что в ханстве стало обычаем дарить послам иностранных государств копии книг.
В Коканде постоянно развивалась архитектура. Из Бухары была приглашена группа строителей, с помощью которой было построено много зданий медресе, мечетей, мавзолеев, караван-сараев, мостов и других объектов. В их числе — медресе Нарбутабия, известное среди народа под названием Медресе эмира, ансамбль Дахмаи Шохон (Мавзолей шахов), мавзолей Нарбутабия и другие.
Медресе Нарбутабия построено в конце XVIII века. Это четырехгранный одноэтажный архитектурный памятник со двором и четырьмя минаретами. В медресе имеются мечеть с куполом и учебный класс с 12 окнами, на которых установлены решетки. Вокруг двора расположены комнаты с террасой.
Дахмаи Шохон построен в первой четверти XIX века. В нем захоронены Нарбутабий и его потомки. Вход в мавзолей осуществлялся через портал. На территории мавзолея находится и усыпальница матери хана — Модарихан.
Умархан завоевал Туркестан и его окрестности от Арала до Еттису, построил крепости Акмачит (Кизил Орда), Авлия-ота (Джамбул), Пишпак (Бишкек). Было построено много зданий в Коканде и других городах. К ним относятся: медресе Нарбутабия, медресе Мадалихана, медресе Камол-кази, Тункотар, Хаккули-мингбоши, Миян-хазрат, Махларойим, Хаким-тура, Ханходжа эшон, Бузрукходжа, Пирмухаммад-ясовул, Ходжабек, Охунд-девонбеги, Мингойим, Джаме.
В первой половине XIX века и в Ташкенте так же широко велись работы по строительству роскошных архитектурных религиозных объектов и ремонту старых. Были отреставрированы медресе Баракхана и Кукельдаш.
Архитектурный ансамбль шейха Хавонди Тохура сохранился и сегодня в своем первозданном виде.
Для Зайниддина-бобо был построен новый мавзолей. Из-за разрушения резиденции Юнусходжи Старая урда был построен новый центр — Кокандекая урда.
- Здравствуйте Господа! Пожалуйста, поддержите проект! На содержание сайта каждый месяц уходит деньги ($) и горы энтузиазма. 🙁 Если наш сайт помог Вам и Вы хотите поддержать проект 🙂 , то можно сделать это, перечислив денежные средства любым из следующих способов. Путём перечисления электронных денег:
- R819906736816 (wmr) рубли.
- Z177913641953 (wmz) доллары.
- E810620923590 (wme)евро.
- Payeer-кошелёк: P34018761
- Киви-кошелёк (qiwi): +998935323888
- DonationAlerts: http://www.donationalerts.ru/r/veknoviy
- Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.