§4. Жизнь в городах Хивинского ханства
Общий обзор городской жизни
К концу XVIII в. унылой жизни города пришел конец. Восстановление и возведение оросительных сооружений во 2-й половине XVIII — начале XIX века стало основой роста производительных сил. Это способствовало развитию ремесленничества, внутренней и внешней торговли.
Однако этот рост нельзя было сравнить с экономическим развитием европейских государств.
Этот период был отмечен поступательными, коренными и качественными переменами в жизни стран Западной Европы. Так, настоящий промышленный бум, всколыхнувший Англию, получил заметный отголосок и в других передовых государствах, постепенно утихая и стабилизируясь к середине XIX века, то есть в европейских государствах стали успешно развиваться капиталистические отношения.
В ханствах же Центральной Азии, в том числе и Хивинском, существовали средневековые землевладельческие отношения.
Архитектура
В конце XVIII в. при правлении Мухаммада Амина была политическая стабильность. Это положительно отразилось на жизни Хивы. Так, в 1782 году закончилась ее перестройка.
Кроме перестроек, велись работы по строительству новых архитектурных сооружений. К примеру, в 1765 году были построены медресе Шергазихана и Мухаммада Амина.
В начале XIX в. столица Хивинского ханства превратилась в большую строительную площадку. По указу хана закончилось строительство караван-сарая, крытого рынка, в 1834 г. — медресе Аллакулихана.
В XIX веке город Хива была разделен на 2 части, которые отделялись друг от друга стеной. Одна часть города называлась „Дишан-кала“ („Внешний город-крепость“), а вторая часть — „Ичан-кала“ („Внутренний город-крепость“).
Как известно, на Востоке внутреннюю часть города, то есть центр, называли Шахристаном, а внешнюю крепость — Работой.
Ичан-кала
Ичан-кала считается крупным и бесценным памятником архитектуры Центральной Азии. Ичан-кала является внутренней крепостью (шах ристан) города Хивы.
Ичан-кала отделена от Дишан-калы стеной. Войти внутрь можно было только через четверо ворот, называемых Бахча, Палван, Таш и Ата.
Все великие достопримечательности Хорезмского края — медресе, мечеть, дворцы, административные здания, главная площадь и минареты — находятся в Ичан-кале.
В периоды правления Мухаммада Рахимхана, Аллаку- лихана и Мухаммада Аминхана в Ичан-кале были произведены широкомасштабные строительные работы. Были воздвигнуты роскошный дворец, медресе, мавзолеи, завершено строительство дворца в Старой Арке.
Мухаммад Аминхан построил возле Старой Арки в запад-ной части Ичан-калы минарет, известный под названием Калта-минар. При строительстве Ичан-калы хивинские архитек-торы применяли древний традиционный способ строительства в Центральной Азии — расположение зданий друг против друга. Такой способ назывался „парный“.
Кроме того, при строительстве Ичан-калы был применен традиционный способ строительства зданий в виде ансамблей. Так, такой своеобразный ансамбль составляют несколько мечетей, медресе, баня, арка, караван-сарай и дворец хана, построенные около ворот Палван. В 1961 году Ичан-кала как архитектурный памятник был взят под особую охрану и превращен в музей-заповедник. Его территория составляет 26 га. На его территории расположены 54 историко-архитектурных сооружения. С 1969 года Хивинский музей- заповедник называется „Музей-заповедник Ичан-кала“. В 1990 году Ичан-кала был включен в список памятников всемирного наследия.
Дишан-кала
Дишан-кала — Внешний город — является укрепленной частью города Хивы. В нем были расположены торговые и ремесленнические лавки, махалля. 1842 году хивинский хан Аллакулихан в целях защиты города от нашествия внешних врагов окружил город стеной длиной 6250 метров, высотой 7—8 метров, толщиной 5—6 метров.
Если Ичан-кала имела 4 ворот, то в Дишан-кале было 10 ворот.
Ремесленничество
Во второй половине XVIII — первой половине XIX века были развиты различные виды ремесленничества, существовавшие и в прежние века.
Развитие архитектуры отразилось на развитии гончарного дела. Гончары не ограничивались изготовлением лишь отдельных изделий, они всегда могли предложить полные свадебные сервизы, состоящие из сотен ляганов, тарелок и другой посуды. Они изготовляли также специальные изделия, предназначенные для определенных мероприятий и торжеств.
В источниках, относящихся к 30—40 годам XIX века, профессиональное мастерство ювелира упоминается в перечне ведущих профессий. Считающееся сугубо хивинским украшением, жига (металлическое украшение овальной формы на мужском головном уборе со вделанными в него самоцветами и с перьями филина) была широко распространена и в других регионах Центральной Азии. Серьги и браслеты были украшены различными редкими драгоценными камнями.
В XIX веке хивинская школа резьбы по дереву была ведущей во всем ханстве. Она выделялась высоким художественным уровнем. В этом смысле столбы айвана (веранды) Ташхаули во дворце Аллакулихана отличались особой привлекательностью.
В середине XIX века было хорошо известно имя Палвана Абдусаттара-оглы, мастера по резьбе на дверях и столбах.
Город Хива до начала XX века оставался единственным центром по шелкоткачеству.
В XIX в. в Хиве искусство печатания узоров на ткани отличалось своеобразной цветовой гармонией и миниатюрными узорами среди других аналогичных центров в Центральной Азии.
- Здравствуйте Господа! Пожалуйста, поддержите проект! На содержание сайта каждый месяц уходит деньги ($) и горы энтузиазма. 🙁 Если наш сайт помог Вам и Вы хотите поддержать проект 🙂 , то можно сделать это, перечислив денежные средства любым из следующих способов. Путём перечисления электронных денег:
- R819906736816 (wmr) рубли.
- Z177913641953 (wmz) доллары.
- E810620923590 (wme)евро.
- Payeer-кошелёк: P34018761
- Киви-кошелёк (qiwi): +998935323888
- DonationAlerts: http://www.donationalerts.ru/r/veknoviy
- Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.