Всемирная История
История

Мировая политика после Второй мировой войны

После Второй мировой войны в международной политике произошли серьезные изменения. Возросла роль ООН. Некоторые решения были воплощены в жизнь, а некоторые не осуществились. Руководители фашистских преступников были наказаны.

С 20 ноября 1945 года по 1 сентября 1946 года заседал международный трибунал, который судил фашистских преступников. 12 человек были приговорены к смертной казни, 7 человек на длительные сроки и пожизненное заключение. Впервые в истории виновники войны были наказаны на международном уровне.

Гонка вооружений и «холодная война»

После войны началась гонка вооружений. В 1945 году американцы испытали в Японии атомную бомбу и стали подумывать о господстве в мире путем применения этого страшного оружия.

После создания США атомной бомбы СССР также решил и предпринял все меры, чтобы не отставать. И в 1949 году атомная бомба была создана и испытана.
США в 1952 году создали еше более страшное оружие массового уничтожения — водородную бомбу. Ее мощность была равна 10 тысячам тонн в тротиловом эквиваленте. СССР обладал подобным же оружием уже через год. В это же время США создали самолеты, способные довести до цели ядерное оружие. СССР же удалось создать межконтинентальную ракету. Были созданы атомные подводные лодки. Таким образом, был создан запас оружия массового поражения, способный несколько раз уничтожить человечество.

Прошло немного времени и началась «холодная война». Ее инициатором был У. Черчилль. Он поставил задачу борьбы с «восточным коммунизмом». Подтверждением этому могут служить принятые 14 марта 1947 года «доктрина Трумэна», рассчитанная на оказание помощи Греции и Турции, а 5 июня 1947 года «план Маршалла» об оказании помощи 16 европейским государствам.

В результате резкого обострения отношений между двумя великими державами было созданы два военно-политических блока.

Разделение мира и Европы на две части

Первым был создан Северо-Атлантический блок (НАТО) 4 апреля 1949 года в Вашингтоне при участии 12 государств (США, Великобритании, Франции, Канады, Бельгии, Дании, Исландии, Италии, Люксембурга, Голландии, Норвегии, Португалии). Его главнокомандующим был назначен американский генерал Д. Эйзенхауэр.

1 октября 1949 года была создана коммунистическая Китайская Народная Республика. В 1950 году между СССР и Китаем был подписан договор «О дружбе и взаимной помощи*. Эго сильно обеспокоило США. С созданием КНР было закончено формирование «мировой социалистической системы». В 1955 году в состав НАТО вошла ФРГ. (В настоящее время членами НАТО являются такие страны, как Болгария, Венгрия, Греция, Испания, Латвия, Литва, Польша, Румыния, Словакия, Словения, Турция, Чехия, Эстония.) В ответ на это 14 мая 1955 года страны Восточной Европы — Польша, Венгрия, Румыния, Чехословакия, ГДР — создали свой военно-политический союз, который получил название Варшавского Договора. Таким образом, мир разделился на две части.

Корейская война

После Второй мировой войны северную часть Кореи завоевала армия СССР, а южную — США. Как и в Германии здесь образовались два государства и два правительства. В 1949 году СССР и США вывели свои войска из Кореи. 25 июня 1950 года Северная Корея, нарушив границу, начала наступление на Южную Корею. США добились обсуждения этого вопроса в ООН. ООН признала Северную Корею в качестве агрессора и разрешила начать против нее боевые действия.

15 сентября международные силы были брошены на корейский полуостров, они приостановили наступление армии Северной Кореи и выдворили их с территории Южной Кореи. В конце октября вооруженные силы США захватили столицу Северной Кореи г. Пхеньян. После этого Китайская Народная Республика отправила свои вооруженные силы на помощь Северной Корее. Стала очевидным возможность вмешательства в корейскую войну и СССР. Только после этого США вынуждены были приостановить свои военные действия в Северной Корее. В 1953 году был заключен договор о перемирии. В соответствии с ним, границы обеих корейских государств были восстановлены в довоенном положении (т е. на 38 параллели широты). Так закончилась корейская война. Однако страна так и осталась разделенной на две части. Северная Корея установила тесные контакты с СССР, а Южная — с США.

Ближневосточный конфликт

После Второй мировой войны великие державы стали поддерживать идею создания еврейского государства в Палестине.
В это же время 29 ноября 1947 года ООН приняла решение о создании в Палестине двух государств (Израиля и Палестины). Переезд тысяч евреев со всех частей света обострил отношения между евреями и арабами. [4 мая 1948 года было создано еврейское государство Израиль, однако не было создано арабское государство — Палестина. Это послужило причиной первой арабо-израильской войны. Территория Палестины была захвачена Израилем. В 1949 году ООН добилась прекращения военных действий. Однако палестино-израильский конфликт продолжает существовать.

Положение в Индии и Индокитае

В 1947 году Великобритания решила предоставить независимость Индии. Однако англичане перед уходом из Индии решили разделить ее на две части по религиозному признаку — Индия и Пакистан. Таким образом, была создана предпосылка для индо-пакистанского конфликта рядом последующих вооруженных столкновений. В этом конфликте СССР был на стороне Индии.

В скором времени образовался очаг противостояния и в Индокитае. Причиной этому послужило стремление СССР и Китайской Народной Республики сохранить эти государства в сфере своего влияния и поддержать их в национально-освободительной борьбе. Так, 2 сентября 1945 гада было объявлено о создании Вьетнамской Народно-Демократической Республики. Во главе правительства были коммунисты. Это положение обеспокоило Францию. Для восстановления своего колониального порядка она начала военные действия против Вьетнама. В Лаосе и Камбодже были восстановлены колониальные порядки. Народы Индокитая начали свою освободительную войну против французских колонизаторов. Эта война окончилась победой в 1954 году.

В Женеве в 1954 году на конференции, посвященной установлению мира в Индокитае, Франция признана государства Индокитая суверенными и взяла на себя обязательства по выводу войск с их территорий. В то же время Вьетнам разделился на два государства {на севере — Вьетнамская Народно-Демократическая Республика; на юге — Республика Вьетнам). США же старались усилить свое влияние во всех точках земного шара. С этой целью они создали военно-политические блоки в 1951 году АНЗЮС (Австралия, Новая Зеландия и США); в 1954 — СЕАТО (Великобритания, Франция, Австралия, Новая Зеландия, Пакистан. Таиланд и Филиппины), а в 1955 голу — СЕНТО (Иран, Турция, Пакистан и Ирак). США не могли спокойно смотреть на создание единственного государства — ВНДР, в котором у руля правительства находились коммунисты. Они стали искать причину обуздать Северный Вьетнам, Очень быстро такая причина нашлась. В августе 1964 года военно-морские силы ВНДР напали на военно-морские суда США, вошедшие в Тонкинский залив. США посчитали случившееся агрессией против них и самолеты США начали бомбить территорию ВНДР. А с 1965 года вооруженные силы США начали военные действия против Вьетнама.
Однако армия США наткнулась на жесточайшее сопротивление вьетнамского народа. Война длилась 8 лет, однако США не смогли сломить волю вьетнамского народа. Наконец, в 1973 году в Париже был подписан договор об окончании военных действий и восстановлении мира во Вьетнаме. США были вынуждены вывести свои вооруженные силы из Вьетнама. Поддерживаемое ими правительство Южного Вьетнама пало в 1975 году. 2 июля 1976 года эти два государства объединились. Это было серьезным поражением США в Индокитае.

Ближневосточный кризис

В 50-е годы Ближний Восток превратился в арену резкого противостояния стран Запада и СССР. С новой силой продолжалась поддержка арабских стран СССР, а Израиля — США. В результате революции в 1952 году в Египте пала монархия, которая служила опорой Великобритании. В 1956 году был национализирован египетский Суэцкий канал. Не вынесшая этого Великобритания напала на Египет. В этом ее поддержали Франция и Израиль. Благодаря твердой позиции ООН и Советского государства, агрессия была приостановлена. Таким образом, агрессия трех стран потерпела крах. В результате положению Великобритании и Франции был нанесен большой ущерб. В то же время на Ближнем Востоке рос авторитет СССР. В 1958 году в Ираке был свергнут монархический строй. В таких условиях США стали выдвигать доктрину Эйзенхауэра. В соответствии с нею США, Великобритания и Франция должны были восстановить свое влияние на Ближнем Востоке. Это еще более обострило отношения СССР с западными странами. Истерия «холодной войны» все усиливалась.

Обострение отношений США и СССР

Во второй половине 50-х годов СССР выдвинул идею о возможности жить в мире государствам с различным строем. Для того чтобы доказать, что это не пустые слова, СССР сократил численность своей армии на 2 млн человек и вышел с инициативой о встрече на высшем уровне глав государств США и СССР. И наконец в мае 1960 года была достигнута договоренность о встрече главы Советского Союза Н. С. Хрущева и президента США — Д. Эйзенхауэра. Но эта встреча не состоялась. Причиной тому послужил шпионский полет американского самолета 1 мая над территорией СССР, который был сбит в небе над Свердловском. Пилот Пауэрс был взят в плен живым. Подстрекательство США было раскрыто.
В 1961 году произошло событие, которое резко обострило отношения СССР и США, — строительство Берлинской стены. Стена должна была разделить Восточный и Западный Берлин. В скором времени случилось еще одно событие, которое подвело человечество к черте ядерной катастрофы и которое осталось в истории под названием «Карибский кризис». Как случился этот кризис? В январе 1959 года на Кубе было свергнуто проамериканское правительство. К власти пришли патриоты во главе с Ф. Кастро, объявившем о строительстве социализма на Кубе. Естественно, что США не могли вынести того, что у нее под боком Куба строит социалистическое государство. Руководство же СССР расценило революцию на Кубе, как распространение социализма по всему миру, поэтому и поддерживало Кубу.

В апреле 1961 года США устроили на Кубе восстание эмигрантов. Это привело к Карибскому кризису. Руководитель Кубы Ф. Кастро попросил помощи у СССР. На Кубу были тайно переправлены и установлены ракеты среднего радиуса действия, оснащенные атомными бомбами. Администрация США, узнав об этом, устроила Кубе морскую блокаду. Мир был на грани атомной войны. 28 октября 1962 года

Н.С. Хрущев и президент США Д. Кеннеди пришли к общему соглашению. В соответствии с этим соглашением СССР вывез свои ракеты с территории Кубы, а США пообещали не нападать на Кубу. Они также вывезли свои ракеты с территории Турции.

«Карибский кризис» заставил великие державы проводить осторожную политику в части ядерного вооружения. Эго было подтверждено подписанием договора «О запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в небе и пол водой» 15 августа 1963 года в Москве между СССР, США и Великобританией. Однако этот договор ни на йоту не уменьшил их враждебных отношений. Наоборот, региональные кризисы еще более обостряли отношения СССР и США. Таким крупным кризисом явилась арабо-израильская война в 1967 году. Война, длившаяся всего 6 дней, позволила израильской армии разгромить египетскую, иорданскую и сирийскую армии. Израиль захватил часть территорий этих стран.

Борьба за мир

Опасность новой войны заставила объединиться Сторонников мира. Благодаря инициативе видных и известных деятелей науки и литературы было организовано международное движение за мир. В 1948—1949 гг. во многих странах были образованы национальные комитеты борцов за мир. В апреле 1949 года в Париже состоялся I Всемирный Конгресс сторонников мира. Конгресс прошел под лозунгом «Мира не ждут, мир завоевывают в борьбе». Борьба за мир объединила миллионы людей различных рас и национальностей, разных политических и религиозных взглядов. Конгресс сформировал Международный Совет Мира (МСМ). Постоянным председателем Международного Совета Мира был избран известный французский ученый-атомщик, борец с фашизмом Ф. Жолио- Кюри. Постоянный комитет принял в 1950 году известный стокгольмский призыв о запрещении атомного оружия. Этот призыв подписали более 500 млн человек. МСМ в 1951 году принял обращение к главам великих держав с обращением подписать «Мирный пакт». Его подписали более 600 млн человек. В 1955 году они подготовили обращение к народам мира против подготовки к «атомной войне». Его подписали более 650 млн человек. В этом обращении содержались требования уничтожить все склады ядерного оружия и прекратить его производство. Впоследствии МСМ сыграл большую роль при подписании договора об опасности ядерного оружия и движении за мир. В октябре 1986 гола в городе Копенгаген (Дания) был проведен Всемирный Конгресс миролюбивых сил, посвященный «Году мира». Конгресс прошел пол лозунгом «Сохраним мир для будущего человечества». В работе Конгресса приняли участие 2,5 тысячи делегатов из 136 стран мира. Конгресс принял документ под названием «Копенгагенские призывы». В этом документе содержались требования прекращения гонки вооружения и запрещения использования в космосе ядерного оружия.

Движение неприсоединения

С 1 по 6 сентября 1961 года в городе Белград состоялась конференция 25 стран Азии и Африки.

На этой конференции и было создано Движение неприсоединения. Что же это за движение? Это движение сторонников мирного сосуществования стран с различными политическими системами, борющихся за полное искоренение колониальной системы, неприсоединившихся ни к каким военно-политическим блокам и критикующим их, а также против распространения ядерного оружия, за экономическое равенство в мире.

Инициаторами Движения неприсоединения стати Индия, Югославия и Египет. Их беспокоило то, что великие державы старались вовлечь в конфликт страны Азии, Африки и Латинской Америки. Участники Движения неприсоединения подтвердили, что СССР и США несут ответственность за обострение международной обстановки и гонку вооружений.

Смягчение международной напряженности (1969-1979 гг.)

Начиная с 60-х годок отношения между Китаем и СССР стали обостряться. Китай не хотел больше быть младшим братом СССР, он стремился проводить самостоятельную внешнюю политику. Если мир до сего времени делился на две части, то китайские руководители стали очень много уделять внимания «Теории третьего мира». Под «третьим миром» понимались независимые, развивающиеся страны Азии, Африки и Латинской Америки. Руководство КНР выступило с претензиями к лидерам этих стран. Отношения между СССР и Китаем все более обострялись. В конце концов, в 1969 году это привело к пограничному столкновению.

США же поняли бесперспективности своей войны во Вьетнаме. Это привело к смягчению взаимных отношений между СССР и США и стало основным моментом в смягчении международной обстановки. Во-вторых, большую роль также сыграла сметливость тогдашнего руководителя ФРГ Вилли Брандта в оценке международных событий. Он смог правильно оценить существующие реалии международной жизни. Например, он сознавал, что нельзя побелеть СССР в военной мощи, что НАТО на это неспособно. Кроме этого, Европа превратилась в склад ядерного и обычного оружия, который может взорваться в любое время. В этих условиях правительство В. Брандта решило установить с СССР хорошие добрососедские отношения. В чем же нашло свое отражение смягчение международной обстановки?

В 1969 году между СССР и США начались переговоры об ограничении стратегического оружия. В 1970 году был подписан договор о нераспространении ядерного вооружения. К нему присоединилось более 100 государств. Подписанные 12 августа 1970 года договора между СССР и ФРГ, ФРГ и Чехословакией, Польшей и ФРГ внесли неоценимый вклад в дело укрепления мира в Европе. Согласно договору, ФРГ признает неприкосновенность послевоенных границ в Европе (после Второй мировой воины). В го же время был подписан договор о взаимоотношениях между двумя немецкими государствами ФРГ и ГДР. Этим самым оба немецких государства признали друг друга. В результате прошедших в 1972—1974 гг. советско-американских переговорах на высшем уровне между СССР и США был подписан договор о нераспространении ядерного оружия и приостановлении ядерных испытаний, а также временный договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1).

Такие изменения в международных отношениях создали благоприятные условия для безопасности в Европе и международного сотрудничества. С 30 июля 1975 года по 1 августа в городе Хельсинки (Финляндия) был проведен Совет по безопасности и сотрудничеству в Европе с участием руководителей 35 стран (в том числе США и Канады), 1 августа был подписан Заключительный акт Совета. Подписавшие его руководители 35 стран признали, что во внешней политике своих стран будут придерживаться следующих факторов:
— уважать равенство суверенитетов стран, их права, суверенитет других стран;
— не применять силу и не угрожать силой;
— неприкосновенность границ;
— территориальное единство государств;
— мирное разрешение конфликтов;
— невмешательство во внутренние дела;
— уважать права человека и основные его свободы;
— равноправие и право народов на самоопределение;
— сотрудничество государств;
— по совести выполнять принятые обязательства по правам человека.

В 1979 году был подписан договор по ОСВ-2. Но из вышеизложенного нельзя делать вывод о том, что международная жизнь в годы смягчения международной обстановки проходила гладко. В эти годы (70-е годы) в мире наблюдались и мировые, и континентальные политические конфликты и войны.

Война между Индией и Пакистаном

В 1971 году между Индией и Пакистаном опять началась война. Причиной послужило разделение Пакистана на две части: западную и восточную. Их делила между собой территория Индии. Хотя население в восточном Пакистане было больше, однако правительство возглавлял представитель западного Пакистана. Эго вызвало недовольство народа. Восточный Пакистан стал требовать автономии, правительство на это не соглашалось. В результате в Восточном Пакистане усилились действия сепаратистов. Сепаратисты Индии отправили свою армию им на помощь. В результате этого Восточный Пакистан отделился и на его месте образовалось независимое государство Бангладеш. В этой войне СССР поддерживал Индию.

Арабо-израильская война

В октябре 1973 года произошла очередная арабо-израильская война. Она произошла из-за нежелания правительства Израиля решить мирным путем проблему Ближнего Востока, а также из-за стремления арабов отомстить за поражение в войне 1967 года. Воина началась с внезапного нападения армии Египга на Израиль. Впервые арабское оружие ударило по Израилю. Однако Израиль очень быстро сориентировался. Он заставил армии Египта и Сирии отступить и сам стал непосредственно угрожать городам Каир и Дамаск. По серьезному требованию Совета Безопасности ООН война была прекращена. Война продемонстрировала возросшую военную мощь арабской армии, но в то же время и показала, что ближневосточная проблема не может быть решена военным путем. Благодаря активному вмешательству США в решение ближневосточной проблемы стала проводиться подготовка к подписанию двух договоров. В частности, один договор 1975 года касался разъединения армий Египта и Израиля на Синайском полуострове, а второй — был подписан в Кемп-Дэвиде между двумя государствами в 1978 году, в соответствии с которым война между Израилем и Египтом была прекращена. Израиль вернул захваченные арабские земли. В 1979 году между Израилем и Египтом был подписан мирный договор. Однако основная ближневосточная проблема — возвращение захваченных Израилем арабских земель и образование государства Палестина не была решена.

Китай в международных отношениях

В 70-е гогы началось сближение между Америкой и Китаем. Например, в 1971 году помощник президента США по государственной безопасности Г. Киссинджер был тайно принят в Пекине.

А в 1972 году Президент США Р.Никсон посетил с официальным визитом Пекин. Это были самые знаменательные события в мировой жизни.

Начался процесс смягчения отношений между США и Китаем. В январе 1979 года между обеими странами были установлены дипломатические отношения на уровне посольств. Улучшение отношений между Китаем и США стало беспокоить СССР. В то время как в Юго-Восточной Азии советско-китайские отношения ухудшались. Причиной послужило то, что руководство Вьетнамской Социалистической Республики (ВСР) было на стороне СССР и в 1979 году свергло в Камбодже прокитайское правительство «Красных кхмеров». Китай начал военные действия против ВСР. СССР согласно договору о дружбе и взаимопомощи стал оказывать поддержку ВСР. Очень скоро Китай прекрати;/ военные действия и вывел свои войска из Вьетнама.

Повторное обострение международных отношений

С конца 70-х годов начался второй виток обострения международных отношений. В чем были причины? В 70-е годы в различных точках мира произошли события, которые некоторые политики оценивали как победу СССР и поражение США. Например, в 1974 году в Эфиопии (материк Африка) была свергнута монархия. В правительство пришла политическая группа людей с марксистко-ленинским образованием. Эта группа объявила, что их целью является построение социализма в Эфиопии. В 1975 году рухнула португальская колониальная империя. В результате в ее вчерашних колониях Анголе и Мозамбике к власти пришло революционно-демократическое правительство. Они, в первую очередь, стали опираться на СССР. В 1978 году, благодаря вмешательству СССР, в Афганистане произошел государственный переворот. Его организаторы прозвали это революцией и объявили, что будут строить социализм по образцу СССР. В 1979 году в Никарагуа было свергнуто проамериканское правительство. В тот же год в Иране было свергнуто правительство шаха, являвшегося опорой США на Среднем Востоке. Правящие круги США расценили это как поражение США. Ультраправые силы считали, что это недальновидные действия правительства и последствия вмешательства Москвы.

Естественно, что в таких условиях нельзя было ждать смягчения международной обстановки. Во-вторых, СССР в 70-е годы добился больших успехов в своей внешней политике. Самое важное было то, что Запад признал позиции СССР в Восточной Европе, Это, безусловно, еще более укрепило уверенность СССР. Теперь СССР в международном масштабе по своему желанию стал действовать вопреки требованиям Хельсинского Заключительного акта. Например, во второй половине 70-х годов он стал устанавливать на территории некоторых стран-союзниц в Восточной Европе ракеты среднего радиуса действия (СС-20). (Каждая их этих ракет имела возможность довезти и сбросить в указанном месте три ядерные бомбы). Целью этого было оказать давление на западные страны.

Этот шаг СССР был подвергнут резкой критике западными странами и в первую очередь США. В декабре 1979 года НАТО потребовало убрать ракеты с территории этих государств. Одновременно поставило в известность, что в случае, если ракеты не будут вывезены, то на территории пяти государств Западной Европы (Великобритании, ФРГ, Бельгии, Голландии и Италии) в 1983 году будут размещены американские ракеты среднего радиуса действия. Таким образом, началась острая борьба по размещению ракет среднего радиуса действия, что привело к сведению на нет смягчения обострения отношений в Европе.

Ввод армии СССР в декабре 1979 года в Афганистан еше более обострил международную обстановку. С вводом советских войск, гражданская война в Афганистане вошла в новую фазу. Генеральная Ассамблея ООН потребовала от СССР вывести войска из Афганистана. Многие государства бойкотировали состоявшуюся в Москве в 1980 году летнюю Олимпиаду. Сенат США отказался ратифицировать договор ОСВ-2. США прекратили продажу зерна СССР, отказались от политики смягчения и стали вновь вооружаться.

В 1983 году американский президент Р.Рейган объявил о плане «Стратегическая оборонная инициатива», который предусматривал частичное расположение в космосе противоракетного оружия. При осуществлении этого плана вся оборонная ракетная система полностью могла выйти из строя. Кроме этого, начиная с 1983 года, США стали располагать свои ракеты на территории европейских государств. Эго усугубило стратегическое положение СССР, гак как эти ракеты могли взять под прицел территорию СССР. А расположенные на территории Восточной Европы ракеты не могли достигнуть территории США. Таким образом, был нанесен огромный ущерб международному авторитету СССР. Начиная с 1979 года, инициативу в Европе взяли в свои руки США. Теперь проблему Ближнего Востока стали решать без участия СССР.
Таким образом, международная обстановка вновь обострилась.

Изменение внешней политики СССР

Таким образом, международная обстановка вновь обострилась.
Во второй половине 80-х годах руководство Советского Союза осознало, что экономика страны не выдержит нового витка гонки вооружений, поэтому было вынуждено поменять направление своей внешней политики. В 1985 году руководитель СССР М. Горбачев объявил о том, что является сторонником коллективной безопасности и уважает суверенное право народов выбирать свой путь развития. Это изменение во внешней политике нашло свое отражение во фразе «новое политическое мышление». Руководство СССР очень быстро перешло от слов к делу. В течение 1985—1988 гт. было проведено четыре советско-американские встречи на высшем уровне. В 1987 году между СССР и США был подписан договор об уничтожении ракет среднего и малого радиуса действия. В 1989 году СССР вывел свои войска из Афганистана. Также была организована поездка М.Горбачева в Китай. Это послужило основой улучшения советско-китайских отношений. Изменения во внешней политике СССР прошли в 1989 году через серьезные испытания в связи с революциями, произошедшими в странах Восточной Европы. СССР даже и не пытался подавить эти революции. Вчерашние союзники освобождались от опекунства СССР. Советское государство не противилось воссоединению двух немецких государств 3 октября 1990 года. Наоборот, после объединения ГДР и ФРГ между СССР и ФРГ был подписан договор о добрососедстве, товариществе и партнерстве. СССР стал выводить свои войска из стран Восточной Европы. Когда США и его союзники в 1991 году, обвинив Ирак в произволе, применили против него военную силу, то СССР не поддержал своего союзника. В ноябре 1990 года в Париже был подписан договор о сокращении обычных вооружений и численности военных. Государства — участники Совета по безопасности и сотрудничеству в Европе приняли Парижскую хартию, где утверждались Хельсинские тенденции международных отношений. Таким образом, заканчивалась эра «холодной войны». В связи с развалом СССР в 1991 году «холодная война» закончилась. Однако противоречия между США и СССР остались.

Создание Содружества независимых государств

Самым большим событием последнего десятилетия XX века является развал СССР. 8 декабря 1991 года руководители России, Украины, Белоруссии на встрече в Минске объявили о роспуске СССР. Причина в том, что именно эти три государства 30 декабря 1922 года объявляли о создании СССР. В то же время эти три руководителя объявили и о создании Содружества независимых государств (СНГ). Еще восемь бывших республик СССР, в том числе и Узбекистан, подписали договор о создании СНГ. Мировое сообщество признало Россию в качестве право приемника СССР. Россия приняла на себя обязательства по исполнению всех обязательств бывшего СССР. Российская Федерация заняла в ООН и в его Комитете Безопасности место бывшего СССР. После развала СССР его ядерное оружие осталось на территории четырех республик (Украины, Белоруссии, России и Казахстана). Мировое сообщество предусмотрело меры по их сбору в одном месте и добилось этого.

Развал СССР коренным образом изменил политическую обстановку во всем мире. Закончилось деление мира на две части. США остались единственным государством — «великим отцом». Д. Буш поздравил свой народ с одержанной победой в «холодной войне».

Создание национальных государств

90-е годы в международной жизни отличаются развалом многонациональных государств и образованием национальных. Например, распались Чехословакия и Югославия. Чехословакия в 1993 году разделилась на Чехию и Словакию. Югославия вплоть до разделения состояла из шести республик.
В 1991 году свою независимость объявили Хорватия. Словения и Македония. В 1992 году выделились Босния и Герцеговина. Сербия и Черногория образовали государство Югославия. Процесс разделения Югославии продолжается и по сей день. В частности, из состава союзного государства Югославия отделилась Черногория, а проживающие в Косово албанцы, объявили Косово независимым государством.

Обстановка на Ближнем Востоке

Основной вопрос ближневосточной проблемы — создание арабского государства Палестина и возвращение ранее захваченных Израилем арабских земель не решен до сих пор.
На пути создания арабского государства Палестина препятствием являются следующие проблемы:
— возвращение на бывшие места проживания более 1,5 млн арабов;
— проблема столицы палестинского государства.
Палестинцы хотели бы, чтобы столицей их государства был город Куддус. Израиль же объявил этот город столицей своего государства. После длительных переговоров они договорились поделить город на две час™. Но израильские ультраправые силы и палестинские экстремисты с таким предложением абсолютно не согласны и всеми силами противятся такому решению.

Израильские ультраправые силы и палестинские экстремисты пытаются все проблемы решать с помощью силы. Они против любых договоренностей. Таким образом, ближневосточная проблема до сих пор не нашла своего полного решения. Но переезд из сектора Газа 8,5 тысячи израильтян в 2005 году несколько смягчил обстановку.

Проблема Афганистана

Борьба за власть между различными этническими группами, религиозно-политическими силами в Афганистане продолжается в течение длительного времени. В 1996 году в Афганистане к власти пришли талибы. Они превратили Афганистан в исламское государство. Противники толибов объединились в союз под названием «Северный альянс». Между Северным альянсом и талибами шла кровопролитная война.
Пакистан и Саудовская Аравия признали правительство талибов и оказывали им всестороннюю помощь.

Положение в Афганистане превратилось в проблему не только этой страны, но и соседних стран и даже в проблему мирового сообщества. Территория Афганистана превратилась в край контрабанды наркотиков и оружия, религиозного экстремизма, фанатизма и террора. В то же время проблема Афганистана превратилась в проблему угрозы безопасности всего мирового сообщества.

Республика Узбекистан предлагала ряд предложений для решения афганской проблемы. Президент Республики Узбекистан И, Каримов еще в 1993 году обратил внимание ООН на афганскую проблему и в первую очередь он предложил не продавать оружия оппозиционным силам.

Он также предложил собрать международную встречу с участием представителей оппозиционных сил, великих держав и соседних государств для решения афганской проблемы. Такая встреча произошла в Ташкенте в 1998 году. Эта встреча вошла в историю как встреча группы «6 + 2» (Иран, Пакистан, Туркменистан, Узбекистан, Кыргызстан и Таджикистан, а также Россия и США). Во встрече также принимали участие представители оппозиционных сил Афганистана. Итогом встречи стало принятие Ташкентской Декларации. Этот документ мог бы выполнять роль хартии, ведущей к миру, для государств, входящих в группу «6 + 2» и для внутренних конфликтующих сил в Афганистане. Однако очень резкие разногласия среди внутренней оппозиции Афганистана не дали воплотиться в жизнь Ташкентской Декларации. После террористического нападения на США 11 сентября 2001 года Америка со своими союзниками напали на Афганистан и правительство талибов было свергнуто. Было сформировано светское правительство под руководством Мухаммада Карзая.
Правда, проблемы Афганистана быстро не решить, так как они накапливались в течение 20 лет.

Международная политика Узбекистана

Узбекистан в феврале 1992 года вступил в авторитетную международную Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), которая внесла большой вклад в дело укрепления мира и зашиты прав человека. 2 марта 1992 года Республика Узбекистан была принята в члены ООН. Эго историческое событие имело огромное значение для признания мировым сообществом Узбекистана в качестве независимого государства. Впервые президент Узбекистана И. Каримов принял участие в 48-ой Ассамблее ООН, проходившей в сентябре 1993 года. Своим выступлением он познакомил мировое сообщество с Узбекистаном.

Узбекистан в скором времени стал членом Движения неприсоединения, членами которого являются 105 государств мира. В 1995 году президент Узбекистана И. Каримов принимал участие и выступил с речью на юбилейной сессии, посвященной 50-легию ООН. В своей речи президент призвал государственных деятелей и политиков пересмотреть проблемы безопасности с точки зрения требований и возможностей сегодняшнего дня. На основании фактов он доказал, что Совет Безопасности ООН не способен решить проблемы и судьбы 187 стран, входящих в него, а также то, что он не может охватить все мировые проблемы. Он высказал мысль, что необходимо увеличить число постоянных членов Совета Безопасности ООН и расширить поле их деятельности. Он предложил ввести в постоянную комиссию Совета Безопасности ООН в качестве постоянных ее членов Японию и ФРГ,
которые имеют высокие экономические и научно-технические показатели и международный авторитет.

В то же время он предложил расширить полномочия генерального секретаря ООН. Известно, что насколько бы ООН не была авторитетной организацией, она одна не сможет контролировать процессы на всем Земном шаре. Учитывая это, И.Каримов предложил включить в сферу деятельности ООН межгосударственные и межконтинентальные международные организации. Это могло бы создать новую систему международной организации, с помощью которой можно было бы более эффективно решать возникающие международные проблемы.

В январе 1993 года в Ташкенте при участии пяти государств была создана организация под названием «Содружество центрально-азиатских государств», В марте же месяце эти государства вместе подписали договор <По проблеме Аральского моря». 21 июня 1996 года во Флоренции (Италия) между Узбекистаном и Европейским Союзом был подписан договор о партнерстве и содружестве.

Узбекистан был принят в члены международной региональной экономической организации ЭКО. Кроме этого, наша страна принимает участие в международном проекте по строительству транспортной дороги «Европа — Кавказ — Азия» — ТРАСЕКА, которая свяжет нашу страну со странами Европы и Азии.
В настоящее время Узбекистан принимает участие в программе НАТО «Содружество во имя мира».
Узбекистан не является членом НАТО, однако сотрудничает с ним. Делается это ради безопасности и мира в нашем государстве, расширения возможностей и условий для укрепления стабильности в регионе.

Узбекистан выдвигает идею мирного сосуществования всех стран в мире, укрепления дружбы и товарищества, развития экономических и культурных отношений н совместной борьбы против экстремизма и терроризма.

Стамбульский саммит ОБСЕ

18—19 ноября 1999 года в турецком городе Стамбул протея саммит на высшем уровне Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Саммит обсудил Хартию о безопасности в Европе.

И.А.Каримов, выступивший первым на этом саммите, уделил особое внимание вопросам религиозного экстремизма, международного терроризма и региональных конфликтов, волнующих мировую общественность: «Нет необходимости доказывать, что сегодня на международную арену на смену рецидивам «холодной войны» выступают такие явления, как агрессивный национализм и сепаратизм, религиозный экстремизм и международный терроризм, которые, смыкаясь друг с другом, приобретают все более масштабный и агрессивный характер.

Мы сегодня сталкиваемся с далеко идущими планами радикально настроенных центров по экспансии религиозного экстремизма и терроризма, с попытками свернуть страны региона с однозначно избранного ими пути развития.

Об этом говорят события в Таджикистане, недавние взрывы в Ташкенте, наглое вторжение бандформирований на юг суверенного Кыргызстана и другие факты, о которых хорошо известно».

И.А Каримов в связи с принятием на Стамбульском саммите проекта Хартии европейской безопасности внес следующие предложения: во- первых, «ОБСЕ должна играть более активную роль в формировании системы региональной безопасности, в том числе по Центральноазиатскому региону; во-вторых, «четко определить функции ОБСЕ как международного органа, призванного предупреждать и предотвращать международные конфликты, а также усилить ее роль в области экономических и экологических измерений»; в-третьих, реформировать ОБСЕ. Целью реформирования является приведение ОБСЕ в соответствие с сегодняшними социально-политическими проблемами, привлечение данной организации к решению все новых и новых проблем, которые ставит перед нами жизнь.

Президент Узбекистана еще раз обратил внимание на то, что основной задачей этого центра прежде всего должна стать борьба со всякого рода проявлениями международного терроризма, это должен быть орган, координирующий деятельность по безусловному исполнению решений против тех сил, которые организуют, поддерживают и отправляют оружие в горячие точки.

Стамбульский саммит показал веское слова Узбекистана, его политическую волю, возможности оказания сильного влияния на мировое развитие.

Шанхайская организаций сотрудничества

На прошедших в 1996 году в Шанхае и в 1997 году в Москве саммитах глав государств Китая, России, Казахстана, Киргизии и Таджикистана были подписаны договора в военной 159 сфере: об укреплении взаимного доверия на пограничных территориях, а также о сокращении вооруженных сил. В июне 2001 года прошел Шанхайский саммит. В его работе принял участие и президент Узбекистана Ислам Каримов. Он подписал заявление о вступлении Узбекистана в Шанхайский форум в качестве его полноправного члена. По предложению президента Узбекистана «Шанхайский форум был переименован в Шанхайскую организацию сотрудничества» (ШОС).

Саммиты ШОС прошли в 2002 толу в Санкт-Петрбурге и в 2003 году в Москве. Было принято решение о создании в Ташкенте регионального исполнительного комитета аититеррористической структуры. Очередные саммиты прошли в 2004 году в Ташкенте., в 2005 году в Астане. На них были рассмотрены вопросы безопасности и торгово-экономического сотрудничества, подчеркивалась необходимость решительной борьбы с опасностью ядерного, химического, биологического и электронного терроризма, уничтожение баз террористов, отравляющих сознание людей, а также решительная борьба с силами, спонсирующими терроризм. Организация из года в год расширяется.

Таким образом, во второй половине XX — начала XXI века роль ООН в международных отношениях возросла. В декабре 2006 года Генеральным секретарем ООН стал Пан Ги Мун. В Европе усилились интеграционные процессы. Социализм постепенно разрушился. Большинство вновь образованных государств сталь полноправными членами международного сообщества. США превратились в единую, властную и мощную державу мира. Однако остаются проблемы наркобизнеса, зашиты прав человека, здравоохранения, а также экологические проблемы.


  • Здравствуйте Господа! Пожалуйста, поддержите проект! На содержание сайта каждый месяц уходит деньги ($) и горы энтузиазма. 🙁 Если наш сайт помог Вам и Вы хотите поддержать проект 🙂 , то можно сделать это, перечислив денежные средства любым из следующих способов. Путём перечисления электронных денег:
  1. R819906736816 (wmr) рубли.
  2. Z177913641953 (wmz) доллары.
  3. E810620923590 (wme)евро.
  4. Payeer-кошелёк: P34018761
  5. Киви-кошелёк (qiwi): +998935323888
  6. DonationAlerts: http://www.donationalerts.ru/r/veknoviy
  • Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.

Мировая политика после Второй мировой войны Обновлено: Январь 29, 2017 Автором: admin

Добавить комментарий

Пожалуйста, поддержите проект
Помощь сайту:
  1. R819906736816 (wmr) рубли.
  2. Z177913641953 (wmz) доллары.
  3. E810620923590 (wme)евро.
  4. Payeer-кошелёк: P34018761
  5. Киви-кошелёк (qiwi): +998935323888
  6. DonationAlerts: http://www.donationalerts.ru/r/veknoviy Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.