Всемирная История
История

Культура в СССР в первой половины XX в

Революция и гражданская война в России нанесли тяжелый урон культурному развитию страны. Величайшие исторические памятники и ценности остались без надзора. Хаос и беспорядок привели к разгулу криминальных групп, которые учинили массовые грабежи музеев, дворцов, церквей, монастырей, библиотек. Был разграблен Зимний дворец в Петрограде, подвергся разрушению и разграблению московский Кремль, откуда исчезли художественные сокровища мирового значения. Многие дворцы и уникальные памятники архитектуры были превращены в административные здания и места многочисленных собраний, съездов и совещаний. Россия на долгие годы потеряла связи с внешним миром и была исключена из мирового процесса цивилизации.

В стране царили голод и разруха, росла инфляция, многие представители культуры превратились в мешочников, разъезжая по селам с котомкой за плечами в поисках продовольствия. Музеи были закрыты, слава России — русские театры — перестали существовать.

Русская культура распалась на различные течения, наиболее влиятельными из которых были символизм (В. Брюсов), футуризм (В. Маяковский, Д. Бурлюк) и Пролеткульт. Символисты воспевали «идеальную красоту» и призывали приобщиться к ее тайнам; футуристы провозглашали себя единственными последовательными революционерами в литературе, призывали отказаться от классического наследия. Пролеткульт объявлял о создании особой «пролетарской культуры», которая должна была заменить старую буржуазную.

Многие деятели культуры, разочаровавшись в революции и не видя другого способа выжить, покинули страну. Среди них — И. Бунин (1870—1953), ставший в 1933 г. лауреатом Нобелевской премии, К. Бальмонт (1867—1942), В. Набоков (1899—1977), М. Цветаева (1892—1941), великий русский певец Ф. И. Шаляпин (1873—1938). Всего в первые годы после революции Россию покинуло 75 тыс. выдающихся литераторов, артистов, ученых, мыслителей.

Ахматова, Анна Андреевна

Но российская культура не погибла. В это суровое, смутное время, когда будущее России казалось неясным и мрачным, в стране остались деятели культуры, сохранившие веру в свой народ. Среди них были такие выдающиеся поэты, как А. Ахматова (1889—1966), Н. Гумилев (1886-1921), С. Есенин (1895-1925), А. Блок (1880—1921), О. Мандельштам (1891—1938).

А.Ахматова писала в 1922 г.:

Не с теми я, кто бросил землю На растерзание врагам,
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.

Вместе с тем революционный пафос гражданской войны породил новое поколение деятелей культуры, пришедших из народа, судьба которых была неразрывно связана с романтикой революции.

Один из самых выдающихся поэтов этой формации Э. Багрицкий (1895—1934) писал в своей поэме «Дума про Опанаса»:

Нас бросала молодость в сабельный поход,
Нас кидала молодость на кронштадский лед, Боевые лошади уносили нас,
На широкой площади убивали нас.
Но в крови горячечной подымались мы
И глаза незрячие раскрывали мы.

Но они не идеализировали революцию. Они были живыми свидетелями событий гражданской войны и видели отрицательные стороны революции. Певцы революции превращались в ее критиков. Критическое восприятие революции и гражданской войны, строительство новой жизни нашли яркое отражение в творчестве Й. Э. Бабеля (1894—1941), М. Булгакова (1891— 1940), И. Ильфа (1897-1937), Е. Петрова (1903-1942), М. Зощенко (1895—1958), Д. Бедного (1883—1944). Вместе с героикой революции в их произведениях были критически представлены и действия советских властей, разрушавших культурные ценности, подрывавших нравственные устои русского народа и деформировавших духовную жизнь России. Они болезненно реагировали на раннее проявление бюрократически- мещанской психологии новых правителей, подвергали острой критике их хамство, бескультурье, пресмыкательство перед начальством, разоблачали проявление психологии стяжательства, перерождение, попрание элементарных устоев нравственности.

В ответ партия и государство «диктатуры пролетариата» приняли меры по установлению в стране духовного диктата. Часть деятелей культуры была расстреляна (Н. Гумилев); другая часть, подвергшаяся публичной дискредитации и преследованиям, была доведена до самоубийства (В. Маяковский и С. Есенин); были и такие, которые кончили свою жизнь в тюрьмах и на каторге. Обвинения были стандартные — «клевета на социалистический строй».

Партия и руководство страной утверждали государственную монополию на духовную жизнь общества и тотальное единомыслие. Пролетарский писатель М. Горький придумал удобную формулу для создания новой «советской» культуры — социалистический реализм, суть которого заключалась в прославлении «мудрого» руководства партии, идеализации существующего строя, формировании новой личности, безоговорочно преданной идеалам коммунизма, и утверждении безграничной веры в его победу. Эта формула была дополнена и более реалистическими и практическими лозунгами: «Кто не с нами, тот против нас!» и «Если враг не сдается, его уничтожают». В качестве подтверждения реальности этих лозунгов в 1938 г. был расстрелян выдающийся поэт Осип Мандельштам.

Литература и искусство стали частью государственной пропаганды и коммунистической идеологии. Они стали активными пособниками государства и партии в воспитании «нового человека», утверждении коммунистических норм морали, нравственности, идеалов и ценностей.

Но даже при диктате партии и под неусыпным оком государственной цензуры российская литература смогла создать подлинные шедевры. А. Фадеев (1901—1956) опубликовал в 1927г. глубоко правдивый роман о революции — «Разгром». В 1928 г. публикуется роман М. Шолохова (1905—1984) *Тихий Дон*, переведенный практически на все языки мира. Писатель на примере донского казачества с потрясающей реалистичностью показал судьбы людей в переплетении с трагическими страницами революционной борьбы. В 1932 г. М. Шолохов публикует свой другой роман — «Поднятая целина», повествовавший об острых конфликтах, личных трагедиях в период коллективизации. За роман «Тихий Дон» М. Шолохов в 1965 г. был удостоен Нобелевской премии.

Ярким представителем реалистического направления русской литературы, сохранившей свои генетические связи с великой русской литературой XIX в., был А.Толстой (1882—1945). Его романы отличались правдивостью и богатством мысли, в них отсутствовал штамп партийной пропаганды и художественного стандарта. Его трилогия «.Хождение по мукам» (1922—1941) вызывала глубокое сочувствие и симпатии к злосчастной судьбе русской интеллигенции и ярко демонстрирована ее высокие нравственные принципы. Им были написаны романы «Петр I» (1929—1945) — исторический роман о судьбах русского государства, а также фантастический роман «Аэлита», во многом предвосхитивший научные достижения второй половины XX в.

Выдающимся явлением в советской литературе следует считать произведения В. Шишкова (1873—1945). Его историческая эпопея «Емельян Пугачев» стала огромным вкладом в русскую историческую литературу, а роман «Угрюмрека» (1933) стал подлинным шедевром мировой литературы.

В основе развития российской советской литературы лежали гуманистические начала, которые были традиционными для русской классической литературы и которые позволили ей стать подлинно народной и создать шедевры мировой классики. Писателям часто приходилось говорить эзоповским языком, но даже партийный надзор не препятствовал развитию гуманистических принципов художественной литературы, так как это не противоречило идеологии коммунизма.

В 30-х годах в советском государстве происходит культурная революция. Страна переживала небывалый духовный подъем, связанный с первыми успехами индустриализации и некоторым улучшением материального положения народа. Подъем отразился в театральном и изобразительном искусстве, музыкальном творчестве. Появляются новые жанры искусства, среди которых наиболее популярным стал жанр лирической песни. Поэты-песенники — М. Исаковский, М. Светлов, В. Лебедев-Кумач, С. Михалков — сыграли огромную роль в духовном росте своего народа.

Советская кинематография заняла передовые позиции в мировом киноискусстве. Фильмы «Чапаев», «Мы из Кронштадта», «Броненосец Потемкин», «Иван Грозный», «Трактористы» отличались новаторством. В годы войны против фашизма ярко проявился талант нового поколения писателей и поэтов — К. Симонова, В.Суркова, Б. Полевого, В.Пановой, А. Сафронова, вселявших в народ веру в победу.

Поэтесса М. Алигер писала 22 июня 1941 г.:

Когда страна узнала о войне,
В тот первый день, в сумятице и бреде,
Я помню, я подумала о дне,
Когда страна узнает о победе.

Русская литература и искусство смогли не только выжить в условиях тоталитарного режима, но и приумножить славу русской культуры. Гуманистические начала и патриотизм дали ей возможность избежать деградации даже в ограниченных рамках принципа социалистического реализма и партийной цензуры.

В то же время культурная политика тоталитарного режима нанесла тяжелый урон культурам национальных республик. Это особенно сильно ощущалось в Средней Азии. На основании теории о сближении народов и создании единой этнической общности под названием «советский народ» подвергались ограничениям и вытеснению национальные языки и утверждалась всеохватывающая догматическая культура, являвшаяся псевдо национальным вариантом социалистического реализма.

В республиках Средней Азии на протяжении 10 лет дважды менялся алфавит (1927 г. — латинский шрифт заменил арабский, 1938 г. — кириллица заменила латинский). Здесь проводилась тщательно разработанная политика русификации, когда под видом интернационализации шло систематическое уничтожение национальных языков, подвергался гонению ислам и тормозилось развитие национальных культур. В 1923 г. появились такие выражения, как «буржуазный национализм», «пантюркизм», «панисламизм», которые применялись как политические обвинения к произведениям, культивировавшим национальную идею или призывавшим к осуществлению права наций на самоопределение, которое когда- то было записано в программе большевиков. Это привело к утрате культурных связей с другими азиатскими народами, а также между поколениями, к политическому и физическому уничтожению джадидизма. Это было национальное течение, охватывавшее практически всю интеллигенцию Узбекистана и выступавшее за развитие национального языка, культуры и традиций. В 1938 г. были расстреляны выдающиеся писатели Фитрат, Чулпан и Абдулла Кадыри. В 1940 г. в одном из сталинских лагерей погиб и писатель Усман Насыр.

Было бы неправильно отрицать и достижения того периода в культурном строительстве национальных республик. За первые 25 лет советской власти здесь была ликвидирована безграмотность, выросло новое поколение писателей и поэтов, вышедших из народа. Большое значение имели открытые еще в 20-е годы национальные театры, университеты, киностудии и просветительские учреждения. В 30-е годы в национальных республиках произошла подлинная культурная революция, которая позволила им подняться до уровня передовых государств.

Но за все это была уплачена слишком большая цена. Каждый народ хочет быть не только сытым, но и вечным, и никто не желает уходить бесследно из истории.


  • Здравствуйте Господа! Пожалуйста, поддержите проект! На содержание сайта каждый месяц уходит деньги ($) и горы энтузиазма. 🙁 Если наш сайт помог Вам и Вы хотите поддержать проект 🙂 , то можно сделать это, перечислив денежные средства любым из следующих способов. Путём перечисления электронных денег:
  1. R819906736816 (wmr) рубли.
  2. Z177913641953 (wmz) доллары.
  3. E810620923590 (wme)евро.
  4. Payeer-кошелёк: P34018761
  5. Киви-кошелёк (qiwi): +998935323888
  6. DonationAlerts: http://www.donationalerts.ru/r/veknoviy
  • Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.

Культура в СССР в первой половины XX в Обновлено: Декабрь 3, 2016 Автором: admin

Добавить комментарий

Пожалуйста, поддержите проект
Помощь сайту:
  1. R819906736816 (wmr) рубли.
  2. Z177913641953 (wmz) доллары.
  3. E810620923590 (wme)евро.
  4. Payeer-кошелёк: P34018761
  5. Киви-кошелёк (qiwi): +998935323888
  6. DonationAlerts: http://www.donationalerts.ru/r/veknoviy Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.