Всемирная История
История

Поэзия в первой половины XX в

XX век отмечен бурным ростом поэтического творчества во всем мире. Ни один век не знал такого количества поэтов, талантливых и разных. Если бы не было других достижений, связанных с наукой и техникой, его можно было бы справедливо назвать веком поэзии.

В поэзии произошли радикальные изменения. Были преодолены эстетические каноны поэзии XIX в. Появились принципиально новые пути, больше внимания уделялось содержанию, а не форме. В литературу пришли поэты нового типа — поэты-философы, понимающие общественную миссию поэта как активного участника преобразования мира.
Поэзия XX в. выражала великие философские идеи века, побуждая читателей серьезно задуматься над смыслом человеческого бытия, над основными ценностями жизни. Вместе с тем всех крупнейших поэтов отличал высокий художественно-эстетический уровень, и их огромная заслуга перед человечеством заключается в том, что в эпоху мировых войн и социальных потрясений они сохранили духовную красоту и оптимизм.

Среди звезд первой величины современной мировой поэзии самое видное положение занимают поэты демократического направления, творчество которых было тесно связано с народом, с отверженными и угнетенными. Они стремились к особому миру духовных ценностей, свободных от шовинизма и ненависти, воспевали мир, свободу, прогресс и демократию. Среди поэтов этого направления следует выделить в первую очередь великого немецкого поэта Бертольда Брехта (1898—1956) и испанского поэта Федерико Гарсиа Лорку (1898—1936).

Федерико Гарсиа Лорку

Б. Брехт выступил новатором современной поэзии. Его поэзия становится боевым памфлетом в борьбе за преобразование мира. Она насыщена призывами к борьбе против фашизма и диктатуры и проникнута симпатией к простым труженикам. Он был немецким поэтом, но по широте мышления и глубине поднимаемых проблем стал поэтом мирового масштаба.

Ранние стихи Брехта, направленные против эгоизма и алчности буржуазного мира, распевались уличными певцами и становились известны всем. Брехт разоблачал официальную мораль и хищнические инстинкты правящих классов, уродство и безнравственность действительности. Его творчество было многогранным, но центральное место в нем занимают пьесы. Они содержат глубокие философские раздумья о смысле жизни, о семье, долге, любви и человеческом достоинстве. «Трехгрошовая опера» (1928), «Мамаша Кураж и ее дети» (1939), «Жизнь Галилея» (1939), «Добрый человек из Сезуана» (1940), «Карьера Артуро Уи» (1941) представляли собой образцы блистательного поэтического стиля и проникнуты гуманизмом и пафосом антивоенной борьбы. В 1931 г. он писал:

Встаньте, все народы света,
Поднимитесь в грозный час!
Ваша общая планета Станет матерью для вас.
Белый, желтый, красный, черный!
Братскую не лейте кровь!
Мир достаточно просторный Обеспечит людям кров.
Смерть безжалостная косит,
В одиночку нас губя,
Кто в беде другого бросит,
Бросит самого себя.
Власть имущим кровь и горе,
Если ты товарищ мне.
Ведь покамест мы в раздоре,
Власть имущий на коне.

Стихи Брехта звали к единству и борьбе и сыграли огромную роль в развитии демократии, свободы и защите мира во всем мире.

Гордостью испанской поэзии является Федерико Гарсна Лорка, один из самых выдающихся поэтов XX в. В его стихах отразились боль испанского народа, его трагическая история, жертвой которой стал и сам поэт. Он родился в Андалусии, недалеко от Гренады. Вся его жизнь была связана с простым народом и проникнута народным духом. Из народной поэзии, сказок и легенд он извлекал глубинную содержательность, ритмы и напевы и на их основе создавал свою прекрасную поэзию, которая Федерико Гарсиа Лорка сама формировала духовность страны и была ее литературной гордостью и славой.

В 1928 г. вышла большая книга его стихов под названием «Цыганское романсеро». Лорка возродил и преобразил этот традиционный испанский жанр, древнюю фольклорную традицию Испании. В 1931 г. новое республиканское правительство, пришедшее на смену диктатуре Примо де Риверы, разрешает Лорке открыть свой передвижной театр, с которым он отправляется в путешествие по стране. Это был студенческий театр, получивший название «Ла Баррака» («Балаган»). Театр объездил всю страну, и Лорка сам писал для него пьесы, которые стали поэтической классикой. Среди них выделяются «Кровавая свадьба», «Йерма», «Донья Росита», «Дом Бернарды Альбы». Ц пьесах представлены печальные судьбы, но вместе с тем воспевается высокая черта человеческой души — верность.

Лорка предчувствовал приближение гражданской войны и в 1936 г. начал работать над политической трагедией. Жизнь и творчество Лорки были оборваны на полуслове. 19 августа 1936 г. недалеко от Гренады, близ селенья Виснар он был расстрелян фашистами, поднявшими мятеж против законного правительства Испании, к защитникам которой примкнул и поэт.

Я твое повторяю имя
Этой ночью во тьме молчаливой,
И звучит оно так отдаленно,
Как еше никогда не звучало.
Это имя дальше звезды.
И печальней, чем дождь усталый.
Полюблю ли тебя я снова,
Как любить я умел когда-то?
Разве сердце мое виновато?
И какою любовь моя станет,
Когда белый туман растает?
Будет тихой и светлой?
Не знаю.
Если б мог по луне гадать я,
Как ромашку ее обрывая.

Лорка был художником с необыкновенно тонким поэтическим чутьем. Он обогатил традиционные формы испанского фольклора формами современной поэзии и поднял испанские народные поэтические традиции на уровень мировой поэзии. В его стихах проявился бунт испанского народа против диктатуры и фашизма, и более чем кто-либо Лорка способствовал развитию движения против деспотизма и тирании.

Мировая поэзия обогатилась выдающимися поэта — ми-романтиками. Они были близки народу простотой и искренностью чувств и завоевали мировую известность. Это были поэты нового поколения, которые вырвались из вымышленных миров и жили жизнью широких народных масс. Утонченная гамма чувств, богатство воображения и тесная связь с реальной действительностью составляют основу их творчества.

Прекрасны стихи французского поэта Гийома Аполлинера (1880—1918). Его стихотворение «Мост Мирабо» является самым ярким в его творчестве.

Под мостом Мирабо тихо катится Сена
И уносит любовь
Лишь одно неизменно —
Вслед за горем веселье идет непременно.

И, в ладони ладонь, мы замрем над волнами
И под мост наших рук
Будут плыть перед нами
Равнодушные волны, мерцая огнями.

Уплывает любовь как текучие воды,
Уплывает любовь…
Как медлительны годы.
Как пылает надежда в минуты невзгоды.

Вновь часов и недель повторяется смена…
Не вернется любовь.
Лишь одно неизменно —
Под мостом Мирабо тихо катится Сена.


  • Здравствуйте Господа! Пожалуйста, поддержите проект! На содержание сайта каждый месяц уходит деньги ($) и горы энтузиазма. 🙁 Если наш сайт помог Вам и Вы хотите поддержать проект 🙂 , то можно сделать это, перечислив денежные средства любым из следующих способов. Путём перечисления электронных денег:
  1. R819906736816 (wmr) рубли.
  2. Z177913641953 (wmz) доллары.
  3. E810620923590 (wme)евро.
  4. Payeer-кошелёк: P34018761
  5. Киви-кошелёк (qiwi): +998935323888
  6. DonationAlerts: http://www.donationalerts.ru/r/veknoviy
  • Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.
Поэзия в первой половины XX в Обновлено: Декабрь 3, 2016 Автором: admin

Добавить комментарий

Пожалуйста, поддержите проект
Помощь сайту:
  1. R819906736816 (wmr) рубли.
  2. Z177913641953 (wmz) доллары.
  3. E810620923590 (wme)евро.
  4. Payeer-кошелёк: P34018761
  5. Киви-кошелёк (qiwi): +998935323888
  6. DonationAlerts: http://www.donationalerts.ru/r/veknoviy Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.