Культура Франции во второй половине ХХ в.
Послевоенная французская литература выросла на волне патриотизма. Большая часть французских писателей были активными участниками Движения Сопротивления. Перед ними стоял мучительный вопрос: почему Франция потерпела поражение на первом этапе войны, почему ее лидеры так легко пошли на капитуляцию в июне 1940 г.? Это был вопрос национального престижа и национального возрождения.
Наиболее ярко ответ на этот вопрос прозвучал в произведениях Эльзы Триоле (1896—1970). В 1945 г был опубликован сборник ее рассказов о Движении Сопротивления «За порчу сукна — штраф двести франков» (1945). В 1959—1963 гг эта тема была продолжена ею в цикле социально-психологических романов «Нейлоновый век».
Крупнейший французский писатель и поэт Луи Арагон (1897—1982) был лидером послевоенной национальной литературы. Его романы «Страстная неделя» (1958), «Гибель всерьез» (1965), «Бланш, или Забвение» (1967), «Анри Матисс» (1971), «Театр-роман» (1974) были посвящены простым людям Франции и их нелегкой жизни. Он внес в послевоенный литературный и культурный хаос свежую струю ясного практического мышления живого человека.
Л. Арагон в противовес Сартру сформировал образ положительного героя — личности, которая активно противостоит злу, вражде, отвергает пессимизм и борется за совершенствование мира. Его последователи продолжали эту идейную линию и создали для Франции литературу нового типа, которая стала общественно-политическим учителем значительной части французского народа. Его ближайшим сподвижником был Жан Лаффит (род. в 1910 г.). Его книги «Живые борются» (1947), «Мы еще вернемся за подснежниками» (1948), «Роз-Франс» (1950), «Командир Марсо» (1953) повествуют об участниках Сопротивления как людях мужественных, нравственно чистых, безгранично преданных родине и свободе.
Близкими по духу Л. Арагону и Ж. Лаффиту являются Андре Стиль (род. в 1921 г.) и Жан-Пьер Шаброль (род. в 1925 г.), которые впервые после Э. Золя воспели героев-тружеников, их несгибаемую волю.
Тема борьбы за социальную справедливость, за мир стала одной из центральных в современной французской литературе. Среди тех, кто разрабатывал и развивал эту тематику, были такие крупные писатели, как Р. Вайян, А. Вюрмсер, П. Куртад, П. Гамарра, Э. Ремарк.
В середине 50-х годов появляется течение, названное «новый роман». Наиболее видными его представителями были Роб-Грийе, Натали Саррот и Мишель Бютор. Они отвергли традиционный жанр романа, заявив, что он отжил свой век. Их главным принципом являлась «дегуманизация» искусства, предлагавшая отказ от изображения человека как личности и превращение литературы в описание вещей. Поэтому это течение иногда называют «шозизмом» (т. е. «вещизмом»). Писатели этого течения выступали как против экзистенциализма, так и против реализма. Их произведения отличались натурализмом, часто приводившим к бессмыслице. Для них основой литературного творчества должна была стать фантазия писателя, создающего свой мир из ничего.
«Новый роман» сменился в 60-х годах еще более «новым романом». Он уводил еще дальше от реализма. Здесь литература уже превращалась в «совокупность заданных знаков», не связанных ни с идеей, ни со стилем. Это был так называемый литературный сюрреализм, не рассчитанный на широкий круг читателей.
После войны наиболее выдающимся представителем французской поэзии являлся Жак Превер (1900— 1977) . Он был глубоко лиричным поэтом и в то же время отчаянным борцом против социальной несправедливости и безнравственности французских политиков и государственных деятелей. Его талант был многогранен. В его стихах одинаково сильно звучат юмор, сатира, лирика, социальный протест.
Он написал также сценарии к фильмам кинорежиссера М. Карне «Забавная драма», «Набережная туманов», «День начинается», «Вечерние посетители», «Дети райка» и др. Эти фильмы входят в золотой фонд французской кинематографии.
В послевоенной Франции получил дальнейшее развитие жанр исторического романа. Среди писателей этого направления центральное место занимает Андре Моруа (1885—1967). Он написал социальную трилогию— «Сильные мира сего» (1948), «Агония мертвых душ» (1950), «Свидание в аду» (1951), а также серию исторических романов «Проклятые короли» (1955— 1960), где наряду с тайнами резиденции французских королей Тюильри, интригами, вероломством, грязными кознями показана и история Франции XVII—XVIII вв.
Огромную популярность А. Моруа приобрел после публикации в 1980 г. семейной хроники «Три Дюма» и «Литературных портретов», где с большой художественной глубиной представлено жизнеописание 14 великих французских писателей от Вольтера до Анатоля Франса.
- Здравствуйте Господа! Пожалуйста, поддержите проект! На содержание сайта каждый месяц уходит деньги ($) и горы энтузиазма. 🙁 Если наш сайт помог Вам и Вы хотите поддержать проект 🙂 , то можно сделать это, перечислив денежные средства любым из следующих способов. Путём перечисления электронных денег:
- R819906736816 (wmr) рубли.
- Z177913641953 (wmz) доллары.
- E810620923590 (wme)евро.
- Payeer-кошелёк: P34018761
- Киви-кошелёк (qiwi): +998935323888
- DonationAlerts: http://www.donationalerts.ru/r/veknoviy
- Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.