Всемирная История
История

Культура СССР во второй половине ХХ в.

Два постановления партийных органов; от 14 августа 1946 г. «О журналах “Звезда” и “Ленинград”» и от 26 августа 1946 г «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению» — установили партийно-административные законы развития советской культуры. В первом из них журналы «Звезда» и «Ленинград» обвиняли в предоставлении литературной трибуны произведениям, «чуждым советской литературе». Произведения М. Зощенко были названы «пошлыми и клеветническими», а стихотворения А. Ахматовой — «пустыми и аполитичными».

Оба журнала обвиняли в публикации произведений, культивировавших «дух низкопоклонства перед современной буржуазной культурой». Журнал «Ленинград» был закрыт, редактор журнала «Звезда» уволен.

Второе постановление подвергло разгромной критике драматические театры.

Последовали «чистки» в Союзе писателей, редакциях журналов, издательствах, появились «черные списки» писателей, которых запрещалось печатать.

В 1947 г. началась широкая и длительная кампания по борьбе с «космополитизмом», под которым подразумевалось «низкопоклонство перед Западом». Западная культура подвергалась жесточайшей критике, утверждались советские приоритеты в области науки, техники и истории. Связи с зарубежными странами были сведены к минимуму Западные радиостанции глушились, а западная литература была внесена в разряд подрывной.

Это была новая «охота на ведьм», такая же, которая предшествовала репрессиям и террору 1937— 1938 гг. Последовали новые увольнения, аресты «космополитов».

Такими кампаниями тоталитарный режим в Советском Союзе пытался создать себе прочный идейный и политический фундамент, установить полный контроль над всеми сферами человеческой жизни.

Однако даже в условиях жесточайшего партийного контроля создавались произведения высокого класса. Мастера слова стремились опираться на тематику и проблемы, которые помогали им обходить барьеры литературной цензуры и партийного надзора: война, лирика, патриотизм, красота родной природы* гуманизм. Большую роль в развитии советской литературы сыграли писатели национальных республик, которые в доктрину «социалистического реализма» вкладывали национальное содержание. Принцип «национальная по форме, социалистическая по содержанию» также находил довольно широкое толкование. Советские писатели нашли действенное средство для критики недостатков тоталитарного режима в виде юмористических произведений.

В период с 1946 по 1953 г. (год смерти Сталина) советская литература была отмечена рядом крупных произведений высокого художественного достоинства. Такие романы, как «Молодая гвардия» А. Фадеева (1945) , «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого (1946) , «Два капитана» В. Каверина (1944), «Спутники» (1946), «Кружилиха» (1947) В. Пановой, «Далеко от Москвы» В. Ажаева (1948), представляли собой остросюжетные психологические драмы, в которых разворачивались социально-нравственные конфликты с анализом характеров и отношений. Хотя эти романы изобиловали ссылками на «партийное руководство», «верность Сталину», но основная идея была ясна войну выиграли именно эти «настоящие люди».

В связи с этим в советской литературе послевоенных лет особое место занял образ советского солдата-освободителя, который защищал свою родину и выполнял миссию освободителя Европы, но не от немцев, а от фашистов. Это хорошо выразил А. Твардовский (1910—1971) в своей поэме «Василий Теркин» (1945), переведенной на многие языки мира.

Образ Василия Теркина стал классическим образцом советского солдата, которому были присущи смекалка, юмор, высокая мораль, чувство долга и ответственности, но чужды злоба и месть.

Война, любовь и человечность были теми устоями, на которых держалась советская литература первых послевоенных лет. Яркими образцами этой литературы были книги «Весна на Одере» Эм. Казакевича (1913—1962), «Сын полка» В. Катаева (1897—1986), «Морская душа» и «Зеленый луч» Л. Соболева (1898—1971).

Советскую литературу не коснулись модернистские философские и социальные учения западных стран, проникнутые пессимизмом. «Железный занавес» ограничил связи советских писателей со своими коллегами по перу Такая изоляция создала некоторый конформизм мысли, консерватизм и застой в стиле. Это особенно сказалось на поэзии, которая была взята советскими властями под особый контроль.

Но даже в таких условиях советская поэзия сумела дать образцы высокохудожественных произведений (С. Михалков, С. Маршак, И. Сельвинский, А. Твардовский, Н. Тихонов, А. Барто, К. Чуковский).

Советская литература была многонациональной. В национальных литературах появилось новое поколение писателей и поэтов, которые продолжали классические традиции своей культуры. В Узбекистане ярко засверкал талант Айбека (1904—1968), Гафура Гуляма (1903—1966), Абдуллы Каххара (1907—1968). В Таджикистане литературные шедевры создал Садриддин Айни (1878-1954).

В 1956 г. в культурной жизни Советского Союза начались коренные изменения. Частичная либерализация культурной политики получила название «оттепель».

Самым популярным видом искусства стала поэзия. Стихи Р. Рождественского, А. Вознесенского, Е. Евтушенко, Б. Окуджавы, Я. Смелякова, Б. Слуцкого знала почти вся страна. Они подкупали своей искренностью, раскрепощенностью, новой философией, новым отношением к Родине, земле и народу. Появилась целая плеяда женщин-поэтов, среди которых выделялись Б. Ахмадулина, Ю. Мориц и Н. Матвеева. Началась публикация стихов А. Ахматовой и М. Цветаевой.

Взлет поэзии наблюдался и в национальных республиках. В Узбекистане также появилась плеяда молодых поэтов, которые писали о национальном достоинстве, национальной гордости, призывали к свободе и демократии. Эркин Вахидов и Абдулла Арипов, Джуманияз Джаббаров и Этибор Ахунова выступали с собственным видением национального развития. Поэты национальных республик стали воспитателями своих народов. Они учили любви к родине и нации, гордости за ее прошлое, за ее вклад в мировую цивилизацию.

Началось бурное развитие диссидентского движения и диссидентской литературы. В 1958 г. Б. Пастернак (1890—1960) опубликовал за рубежом роман «Доктор Живаго», в котором развенчал революцию, показав, что она нанесла огромный вред культурному развитию России и уничтожила сотни тысяч людей. В 1959 г. ему была присуждена Нобелевская премия, хотя вряд ли по своим художественным достоинствам книга заслуживала этого. Скорее всего, это был политический ход, рассчитанный на поддержку диссидентского движения в стране. Травля Б. Пастернака закончилась тем, что он отказался от премии.

В 1963 г в журнале «Новый мир», редактором которого был А. Твардовский, был опубликован рассказ «Один день Ивана Денисовича» А. Солженицына (род. в 1918 г.), где описывалась сцена из лагерной жизни. Он произвел огромное впечатление своей правдивостью, точностью, высоким художественным уровнем, тонкостью психологического анализа. Страна впервые узнала о ГУЛАГе.

В стране появились неофициальные издательства («самиздат»), где печаталось все, что было запрещено. Здесь впервые были опубликованы стихи В. Высоцкого, которые давали реальную картину жизни советских людей. Они были опубликованы массовым тиражом и ходили по рукам.

Диссидентское движение объединило выдающихся деятелей культуры, которые добивались либерализации политики и пытались донести до народа правду об истории советского государства.

Лидером этого движения был А. Солженицын. Его книги «В круге первом» (1964), «Раковый корпус» (1966), «Август, 1914 г.» (1968) были опубликованы за рубежом. Два первых романа разоблачали систему террора и репрессий. В 1970 г. А. Солженицыну была присуждена Нобелевская премия. Это вызвало взрыв ярости официальной советской пропаганды, которая обвиняла его в предательстве и пособничестве врагу Несмотря на гонения, в 1973 г. Солженицын публикует на Западе «Архипелаг ГУЛАГ», в которой детально обрисовал порядки и жизнь в советских лагерях, бесчеловечные условия содержания «заключенных». Это было аргументированное обвинение советской власти в обмане мирового общественного мнения. Так как авторитет Солженицына в мире был слишком высок, отправить его вновь в лагерь власти не посмели и в 1974 г. он был выслан из СССР.

Подписание Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе в Хельсинки в 1975 г. открыло широкие возможности для культурного обмена между Западом и СССР Это еще больше усилило недоверие к официальной советской пропаганде. Перестройка, начатая в стране М. Горбачевым, ликвидировала последние контрольные функции пропагандистской машины партии. Развал Советского Союза в 1991 г привел к окончательному отказу от коммунистической идеологии.

Подписывайтесь на наш канал на YouTube!: https://www.youtube.com/channel/UClPwfFFfnu6FlIo_3wTsl4Q

  • Здравствуйте ! На содержание сайта каждый месяц уходит деньги ($) и горы энтузиазма. 🙁 Если наш сайт помог Вам и Вы хотите поддержать проект 🙂 , то можно сделать это, перечислив денежные средства любым из следующих способов. Путём перечисления электронных денег:
  • Помощь сайту:
  1. R819906736816 (wmr) рубли.
  2. Z177913641953 (wmz) доллары.
  3. E810620923590 (wme)евро.
  4. Payeer-кошелёк: P34018761
  5. Киви-кошелёк (qiwi): +998935323888
  6. DonationAlerts: http://www.donationalerts.ru/r/veknoviy
  • Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.
Культура СССР во второй половине ХХ в. Обновлено: Март 12, 2017 Автором: admin

Добавить комментарий

Поддержи Проект!
Помощь сайту:
  1. R819906736816 (wmr) рубли.
  2. Z177913641953 (wmz) доллары.
  3. E810620923590 (wme)евро.
  4. Payeer-кошелёк: P34018761
  5. Киви-кошелёк (qiwi): +998935323888
  6. DonationAlerts: http://www.donationalerts.ru/r/veknoviy Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.
v Назад ^ Наверх