Всемирная История
История

Культура второй половины XX в.

Феномен массовой культуры

Радио и телевидение создали массовую культуру, или «поп-культуру» (популярную культуру). Сначала Европу наводнила американская культура. Американизация западной культуры практически продолжалась двадцать лет: с 1945 по 1965 г. Раскрепощенная, динамичная, фривольная, имеющая постоянный контакт с аудиторией, она оказала огромное воздействие на население западных стран, в особенности на молодежь. Джазовые оркестры под руководством выдающихся музыкантов современности Дюка Эллингтона и Луи Армстронга, гастролировавшие в Европе, их музыка, распространяемая радио и телевидением по всем континентам, стали шедевром современной массовой культуры. Под мелодии американской музыки (40-е годы «бугивуги», 50—60-е годы — рок-н-ролл) плясала вся Европа, не исключая и Восточную. Американская музыка была дополнена фильмами Голливуда. Не все они были достойны с точки зрения искусства, но они заполнили экраны кинотеатров и практически совершили поворот в сторону американизации европейской культуры.

Американизация и поп-культура нанесли огромный вред культурному развитию западных стран. На этой почве расцвела коммерческая культура, главным содержанием которой была коммерческая выгода, прибыль. Культура разделилась как бы на два уровня. По-прежнему культура классическая — опера, балет, симфоническая классическая музыка, очаги которой имелись в любой европейской столице (Париж — «Гранд-опера», Милан — «Ла Скала», Лондон «Альберт-холл» и ДР-) — развивалась и пользовалась успехом. Но это была культура лишь для очень богатых людей.

Поп-культура же предназначена для широких масс. Она представлена эстрадой — певцами, танцорами, ансамблями, которые пели простые и мелодичные песни, привлекая огромные аудитории. Поп-культура получила огромное распространение благодаря массовым тиражам пластинок, кассет и компакт-дисков. Поп-культура создала своих «звезд». Такими были шведский ансамбль «АББА» и английский «Биттлз». Поп-культура создала огромный коммерческий комплекс зрелищных мероприятий, которые обозначаются американским термином «шоу-бизнес».

Новая философия и культура

Научно-техническая революция и ее социальные последствия возродили в европейских странах исторический оптимизм и способствовали появлению ряда политических доктрин, которые также наложили отпечаток на культуру общества. Появились теории «общества изобилия», «конвергенции», «технотронного общества», «общества потребления», которые стремились приукрасить истинную картину социальных отношений в обществе, утверждали мнимое благополучие и устарелость общественного конфликта. В них речь шла главным образом о странах Запада.

В литературе и искусстве это отражалось в деформации их формы и содержания. Теперь никто не смел выступить с критикой западных устоев общества — их никто не стал бы ни публиковать, ни рекламировать. Правда, еще живы были «классики» 20-х и 30-х годов (Дж. Стейнбек, М. Ремарк, Э. Хемингуэй и др.), но у них уже полностью отсутствовали резкий критический настрой, который был им присущ прежде, и обличение моральных устоев общества, в котором они жили. Они изменили сами себе и своим принципам. А великий Стейнбек поддержал войну во Вьетнаме.

В 30-е годы на Западе появилась философия, которая после Второй мировой войны стала господствующей. Речь идет о философии экзистенциализма. Она проникла во все виды общественной жизни и стала чрезвычайно популярной благодаря, главным образом, французскому писателю, философу и публицисту Жану Полю Сартру (1905—1980). Практически массовое сознание Запада было основано на философии экзистенциализма.

В своем произведении «Бытие и ничто» (1943) Сартр писал, что люди хотят прежде всего понять смысл своего существования, но находят только молчаливый мир, без Бога и без цели. Таким образом, человеческое существование становится «абсурдом». Но, с другой стороны, абсурдность своего существования человек компенсирует свободой. Так как в жизни нет смысла и нет абсолютных правил, у людей нет существа или врожденных характеристик. Они «ничто» и становятся «нечто», только когда используют свою свободу. Люди при этом сами выбирают, как им действовать. Таким образом, «существование предшествует существу», т. е. так как люди не имеют сущности, они должны утвердить себя в повседневном мире существования (экзистенсе). По Сартру, честный человек должен быть занятым, активно участвующим в жизни.

Экзистенциализм, с одной стороны, культивировал пессимизм, с другой — призывал людей жить ответственно и активно. Многие писатели Запада находились под большим влиянием экзистенциализма. Большое значение в его популяризации имели произведения французского писателя Альбера Камю. Практически он способствовал его широкому распространению в США. Его роман «Чума» (1947) представляет страшную картину нашествия чумы на город. Абсурдность жизни подчеркивается тем, что гибнут невинные люди. Но в конце концов они начинают борьбу против зла.

Идеи экзистенциализма проникли в кино, театр и во все виды искусства. Знаменитый итальянский режиссер Федерико Феллини поставил в 1960 г фильм «Сладкая жизнь». Здесь показана жизнь высшего общества, где нет любви, привязанности, где люди живут рядом друг с другом в полном одиночестве, и в то же время показаны простые люди, живущие любовью к другим и помогающие им.

Абсурдность жизни, являющаяся основой экзистенциализма, нашла отражение в произведениях современных американских писателей. В книгах Курта Воннегута и Джозефа Хеллера показывается абсурдность войны, что имело большой успех во время войны во Вьетнаме. Они стали воспитателями целого поколения американской молодежи, призвав их протестовать против войны. Они указали людям путь к жизни. Протест против войны и призыв к действию способствовал развитию западного образа мышления, демократизма, либерализма и утверждению фундаментальных прав человека.

Другим важным направлением философской мыс-ли была «доктрина прогресса». В ней признавалось, что XX век был свидетелем жесточайших актов варварства и бесчеловечности. И все же она выражает уверенность в возможности человеческого счастья и прогресса.

Одним из наиболее крупных идеологов и выразителей «доктрины прогресса» был американский философ Чарльз Фрэнкель. В своих книгах «Дело современного человека» (1955) и «Демократическое будущее» (1962) Ч. Фрэнкель считал «человеческий прогресс» результатом революции «модернизации», т. е. материального и интеллектуального прогресса, и нравственной революции.

Большое влияние на развитие искусства оказал метод психоанализа венгерского психолога 3. Фрейда, учение которого полностью меняло представление о личности человека. Оно утверждало, что в психике человека много «сокрытого», «неясного», «неявного», которое не может быть постигнуто обыкновенным глазом, и задача художника — найти изображение этого внутреннего хаоса человеческой души.

Сюрреализм в изобразительном искусстве

Мир содрогнулся, узнав о массовых злодеяниях, совершенных во время войны германским фашизмом. Люди,по чьей воле совершались эти неслыханные преступления, имели нормальный человеческий облик, любили своих детей, ценили классическую музыку, были преданы родине и долгу. Это лишний раз убеждало художников в том, что внешность обманчива и не может сочетаться с внутренним миром. И они принялись искать подсознательный мир, который находится по ту сторону реального. Реализм в западном изобразительном искусстве исчезает, в нем начинает доминировать «сюрреализм» (по ту сторону реализма).

Большинство течений в искусстве базировалось на сюрреализме. Наибольшим влиянием пользовался абстрактный экспрессионизм, наиболее видными представителями которого являлись Джексон Поллок (1912— 1956), В. В. Кандинский (1866—1944), Макс Эрнест Они создавали упорядоченные конструкции из линий, геометрических фигур и объемов, а также стремились выразить стихийность,  бессознательность творчества в беспорядочном нагромождении цветных пятен и объемов. На основе сюрреализма развивались и такие течения, как кубизм, дадаизм, фовизм, необъективизм.

Самым выдающимся представителем кубизма являлся испанский художник Пабло Пикассо (1881—1973). Он изображал природу и человека так, как они представлялись его сознанию, не заботясь об их эстетической или реалистической стороне. Его живопись потрясает неисчерпаемым содержанием, которое никогда не будет разгадано.

Другим выдающимся представителем сюрреализма кубистского направления был Марк Шагал (1889— 1985). Он родился в Витебске, учился в Санкт-Петербурге, но всю сознательную жизнь прожил в Париже и США. Его картины отличались безграничной фантазией и яркостью красок. Его картины труднодоступны для человека, воспитанного на реалистическом искусстве, но по содержанию они представляют собой русские сказки и старые еврейские притчи.

Среди сюрреалистов особенно выделялся испанский художник Сальвадор Дали (1904—1989). Специалисты отмечали, что в его живописи господствует гремучая смесь галлюцинаций и наваждений, помноженных на непредсказуемость очертаний и рисунка. Галлюцинации и наваждения были главным содержанием его искусства, соответственно и формы изображения были далеки от реальности.

В творчестве художников нового направления до-минировали гуманизм, добро, демократия, т е. общечеловеческие ценности.

  • Здравствуйте Господа! Пожалуйста, поддержите проект! На содержание сайта каждый месяц уходит деньги ($) и горы энтузиазма. 🙁 Если наш сайт помог Вам и Вы хотите поддержать проект 🙂 , то можно сделать это, перечислив денежные средства любым из следующих способов. Путём перечисления электронных денег:
  1. R819906736816 (wmr) рубли.
  2. Z177913641953 (wmz) доллары.
  3. E810620923590 (wme)евро.
  4. Payeer-кошелёк: P34018761
  5. Киви-кошелёк (qiwi): +998935323888
  6. DonationAlerts: http://www.donationalerts.ru/r/veknoviy
  • Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.
Культура второй половины XX в. Обновлено: Март 10, 2017 Автором: admin

Добавить комментарий

Продается сайт!
Наш сайт Vek-noviy.ru Продается!. Телеграм: https://t.me/Zafarjy (@zafarjy).