Всемирная История
История

Развитие культуры в странах Азии Африки и Латинской Америки во второй половине ХХ в.

Развитие национально-освободительного движения в послевоенный период и ликвидация системы колониализма способствовали бурному росту культурных процессов в странах Азии, Африки и Латинской Америки. Они принесли с собой в мировую культуру яркие художественные произведения, в основе которых были гуманизм и реализм.

Значительные художественные произведения в этот период были созданы в Латинской Америке. Вдохновленные борьбой сначала против испанских и португальских колонизаторов, а затем против всевластия американских монополий, деятели культуры этого континента приложили немало усилий для развития своих самобытных национальных культур.

Одной из самых ярких фигур в литературе Латинской Америки является кубинский поэт Николас Гильен (1902—1989), отразивший наилучшие черты героической истории своего народа. Его стиль близок к народному фольклору, содержание носит яркий антифашистский и антимилитаристский характер.

Чилийский поэт Пабло Неруда (1904—1973) в своем творчестве широко использовал фольклорные мотивы, легенды и предания, рассказывающие о красоте природы Америки. Поэмой-эпопеей, принесшей П. Неруде мировую славу, явилась «Всеобщая песня», которая содержит философские размышления о жизни и борьбе и пронизана радостным мироощущением.

Огромное влияние на культуру и искусство Латинской Америки оказал бразильский писатель Жоржи Амаду (род. в 1912 г.). Он написал большое количество романов, рассказов, повестей, в которых отражена не¬легкая судьба народов Латинской Америки. Роман «Подполье свободы» (1954) был поворотным пунктом в его творчестве. Главная идея романа — борьба против фашизма. В романе «Габриэла» (1958) Ж. Амаду выступает против буржуазной морали. Он противопоставляет ей романтически приподнятые образы простых людей: ремесленников, рыбаков, бродяг — жителей бразильских трущоб.

Новейшая литература Азии отличалась критическим реализмом, далеким от модных течений западной культуры. Азиатские писатели стремились к правдивому рассказу о повседневной жизни своей страны.

Победа в Китае революции способствовала бурному росту его культуры, в которой сочетались древние традиции конфуцианства и новая реалистическая традиция, основоположником которой был великий Лу Синь (1881-1936).

Среди китайских писателей выделялись Мао Дунь (1896—1981), Ба Цзинь, автор крупных прозаических произведений («Умершее солнце», «Раздумья»), известные драматурги Лао Шэ, Цао Юя и Ся Янь. «Культурная революция» в Китае нанесла огромный урон культуре страны. Но 80-е годы отмечены высокой творческой активностью писателей, широтой тематики произведений и разнообразием жанров. В последние годы появились широкомасштабные романы с углубленным проникновением в психологию персонажей. Среди них следует отметить такие, как «Тяжелые крылья» Чжан Цзе, «Ночь и день» Кэ Юньлу, «Девятнадцать могил среди гор» Ли Цунь Бао и др. Они были переведены на иностранные языки и способствовали широкой пропаганде современной китайской культуры среди широкой мировой общественности.

Наиболее популярными поэтами в стране являются Ай Цин, Вэнь Цзе, Го Сяочуань, Хэ Цзинжи и др.

В КНР в настоящее время издается более 560 литературно-художественных журналов, ежегодно публикуется около 100 романов, десятки тысяч рассказов и повестей. Тираж периодических литературных изданий превышает 250 млн экземпляров. Литература в народном Китае стала массовым явлением и приобрела огромную читательскую аудиторию.

После завоевания независимости Индии ее писатели стали исследовать новые проблемы, вставшие перед страной. В этой стране с двухтысячелетними традициями около двух тысяч языков, многослойная религия, многоукладная экономика. Писатели посвятили большую часть своих произведений двум проблемам: ужасающей бедности и кастовой системе, унижающей человеческую личность. Лучшие индийские писатели своими произведениями призывают к ликвидации религиозных, кастовых и социальных предрассудков.

Яшпал, писавший на хинди (1903—1976), свои лучшие произведения посвятил национально-освободительному движению и борьбе за социальную справедливость в независимой Индии. «Дивья» (1945) и «Ложная правда» (1960) принесли ему известность во всей Азии. Ходжа Ахмад Аббас (род. в 1914 г.), пишущий на хинди и английском, известен еще и как киносценарист и кинорежиссер. Его фильмы «Бродяга» (1951), «Господин 420» (1955) и «Ганга» (1953) широко известны во всем мире. Мульк Радж Ананд (1905—1997), писавший на английском языке, тонкий психолог и лирик, посвятил свои лучшие произведения борьбе против пережитков прошлого.

Турецкие писатели — Назым Хикмет и Азиз Несин, арабские — Юсеф эс-Сибаи, Абдурахим аль-Хамиси Наджиб Махруз, Таха Хусейн, иранские — Хосроу Шахани, Феридун Танкабони — сумели создать глубоко национальные произведения, в которых были поставлены острые и злободневные социальные проблемы. Все они были общественными и политическими деятелями, и занятие литературным творчеством сочетали с борьбой за национальную независимость и прогресс.

После освобождения Африки главной задачей писателей и деятелей культуры была борьба за «духовную деколонизацию», которая освободила бы африканцев от духовного порабощения. Этот процесс был осложнен практически полной безграмотностью среди африканских народов, неразвитостью местных языков. Кроме того, образованные африканцы учились главным образом в европейских странах. В связи с этим большая часть африканских писателей писали на английском и французском языках (Л. Сенгор, А. Каруме) и оставались недоступными для широких народных масс. Была и революционная часть африканских писателей (Агостинью Нето — Ангола, Амилкар Кабрал — Гвинея-Бисау), которые выдвигали концепции духовного обогащения африканских народов, развивая их духовное наследие. Поскольку печатная литература не нашла путь к массовому читателю, важнейшим средством распространения литературных произведений было радио.

Из африканских писателей всемирную известность приобрел выдающийся писатель ЮАР Питер Абрахамс (род. в 1919 г.), писавший на английском языке. В романах «Тропою грома» (1948), «Венок Майклу Удомо» (1956) и «Во власти ночи» (1965) он выступил обличителем расизма и призвал к единению трудящихся всех рас.

В октябре 1958 г. в Ташкенте прошла конференция писателей стран Азии и Африки. Она положила начало интеграционным процессам в области искусства, литературы и культуры в глобальном масштабе. На конференции присутствовали видные представители западной литературы, которые поддержали основные идеи конференции и приняли активное участие в дискуссиях по важнейшим проблемам объединения усилий деятелей культуры разных континентов в борьбе за мир и социальный прогресс.

  • Здравствуйте Господа! Пожалуйста, поддержите проект! На содержание сайта каждый месяц уходит деньги ($) и горы энтузиазма. 🙁 Если наш сайт помог Вам и Вы хотите поддержать проект 🙂 , то можно сделать это, перечислив денежные средства любым из следующих способов. Путём перечисления электронных денег:
  1. R819906736816 (wmr) рубли.
  2. Z177913641953 (wmz) доллары.
  3. E810620923590 (wme)евро.
  4. Payeer-кошелёк: P34018761
  5. Киви-кошелёк (qiwi): +998935323888
  6. DonationAlerts: http://www.donationalerts.ru/r/veknoviy
  • Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.
Развитие культуры в странах Азии Африки и Латинской Америки во второй половине ХХ в. Обновлено: Март 10, 2017 Автором: admin

Добавить комментарий

Пожалуйста, поддержите проект
Помощь сайту:
  1. UZCARD(o'zbek so'mi): 8600120432900796
  2. Z177913641953 (wmz) доллары.
  3. E810620923590 (wme)евро.
  4. Payeer-кошелёк: P34018761
  5. Киви-кошелёк (qiwi): +998935323888
  6. DonationAlerts: http://www.donationalerts.ru/r/veknoviy Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.