Всемирная История
История

Социально-политические учения в Европе в период с начала XIX века до 70-х годов

Вы уже знакомы с революционными преобразованиями, произошедшими в Западной Европе и Америке на рубеже XVIII — XIX веков. Эти революции, ликвидировавшие в ряде стран феодальный строй не принесли подлинной свободы трудящимся. Большая часть жизни наемных рабочих проходила в производствах или поисках работы. Дети с детства привыкали к однообразному изнурительному труду. Характер и условия труда определяли образ жизни и степень потребления трудящихся. От представителей других сословий они отличались своей суровостью, а иногда и грубостью. Так как условия труда рабочих занятых на производстве были очень тяжелыми. До 70-х годов XIX века продолжительность рабочего дня в Англии и США составляла 10 часов, в Германии Франции — 10 — 12 часов, России и Японии — 12 — 16 часов. Женщинам и детям за такое же рабочее время платили меньше, чем за труд взрослых мужчин. «Фабричными женщинами» являлись в основном девочки 13 — 14 лет.

Несмотря на ряд парламентских законов, детей эксплуатировали и на тяжелых производствах. 10 — 12 летние дети трудились, начиная от табачных фабрик до угольных шахт. Детский труд оплачивался ниже, чем даже женский. Большинство «фабричных детей» теряли здоровье уже в юном возрасте. Такое положение дел в обществе не могло не подвигнуть передовых людей развитых стран к созданию новых идей и учений. Самыми значительными из таких учений созданных в XIX веке являются консерватизм, либерализм и социализм.

Консерватизм.

Консерватизм — учение зародившееся еще в XVIII веке, идеологи которого пытались обосновать необходимость сохранения существовавшего тогда политического порядка — монархического управления обществом. Видными деятелями этого учения были англичанин Эдмунд Берк и французы Жозеф де Местр и Луи Бональд. В буржуазном обществе консерватизм являлся идеологией аристократии. Сторонники консерватизма хорошо понимали, что существующее положение невозможно удержать без изменений. Консерваторы вынуждены были признать, что, как результат развития общества, стали существовать индивидуализм, конкуренция. Некоторые консерваторы готовы были одобрить даже буржуазные перемены, наступившие в процессе борьбы против господства феодальной аристократии. Это были представители неоконсерватизма (новые консерваторы), многие из которых хоть и защищали, как и раньше, необходимость повиновения личности государству, но это не мешало им признавать частную собственность и допустимость частичного вмешательства правительства в социально-политическую жизнь. Однако эти перемены, по их мнению, не должны были наносить вред традициям являющимся основой общественного строя. Как видим, основной чертой консерватизма является, прежде всего, почитание традиций. Консерваторы уверены, что сохранение твердых границ между существующими в обществе классами и слоями — одно из условий поддержания мира и порядка в обществе.

Либерализм.

Либерализм — идейно политическое течение, дающее научное обоснование понятию свобода личности и государственному устройству, не огранивающему свободу личности.

Представители либерализма необходимыми условиям своих идей считали: частную собственность как неотъемлемую часть свободы; свободный ранок, свободную конкуренцию, наличие равных возможностей; идею правового государства, равенство граждан перед законом, терпимость и защиту прав меньшинства; защиту основных прав и свобод (совести, слова, собраний, создания разных объединений и партий), обеспечение общих избирательных прав граждан. Либерализм возник как идея стоящей у власти промышленной буржуазии. В ее развитие большой вклад внесли англичанин Джон Локк и француз Шарль Монтескьё. К середине XIX века в развитых странах Европы либерализм стал господствующей идеей и активно выступал против абсолютистской власти монархии.

Социализм.

Горький опыт борьбы за свободу трудящихся в его первоначальном периоде привел к возникновению новой теории — социализма и коммунизма.

Социализм был учением не только призывающим к необходимости уничтожения старых порядков, но и ратующим за построение нового справедливого общества обеспечивающего всеобщее социальное равенство. Социалисты первой половины XIX века новое общество изображали в виде союза общин производственников. В науке их идеи назвали утопическим социализмом. Идеи утопического социализма впервые выдвинули французы Клод-Анри Сен-Симон, Шарль Фурье и англичанин Роберт Оуэн, которые вместо лживого двуличного основанного на деньгах общества предложили проект построения нового общества, где люди не будут делиться на трудящихся и эксплуататоров. Их идеи были далеки от реальности, поэтому справедливое общество, о котором они мечтали, называли утопическим социализмом или утопией, а сторонников их учения утопическими социалистами. В середине XIX века вместо существующих социалистических идей в Гемании К. Марксом и Ф. Энгельсом было разработано новое учение о построении коммунистического общества. Это учение было названо марксизмом. Сторонников идей коммунизма объединяла уверенность в возможности перехода от капитализма в бесклассовое общество. Они полагали, что всех членов коммунистического общества можно превратить в трудящихся, а равномерное распределение общественного богатства обеспечит удовлетворение человеческих потребностей.

Появление марксизма было связано с ростом рабочего движения в ряде европейских стран, и особенно с революционными событиями во Франции. Маркс и Энгельс были уверены, что капитализм в своем развитии породит антагонизм между работой и капиталом. Маркс также упоминал, что развитие капитализма приведет к росту классовых противоречий. По его мнению, противоречие между малочисленным классом капиталистов и постоянно растущим эксплуатируемым неимущим рабочим классом — пролетариатом будет беспрерывно обостряться и приведет к коммунистической революции. Однако последующее развитие капитализма не подтвердило эту мысль К. Маркса.

Коммунистическое общество (от латинского kommunis — общий) — это общественный и экономический строй с единой общенародной собственностью на средства производства, построенный на основе полного социального равенства всех членов общества, где нет частной собственности


  • Здравствуйте Господа! Пожалуйста, поддержите проект! На содержание сайта каждый месяц уходит деньги ($) и горы энтузиазма. 🙁 Если наш сайт помог Вам и Вы хотите поддержать проект 🙂 , то можно сделать это, перечислив денежные средства любым из следующих способов. Путём перечисления электронных денег:
  1. R819906736816 (wmr) рубли.
  2. Z177913641953 (wmz) доллары.
  3. E810620923590 (wme)евро.
  4. Payeer-кошелёк: P34018761
  5. Киви-кошелёк (qiwi): +998935323888
  6. DonationAlerts: http://www.donationalerts.ru/r/veknoviy
  • Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.
Социально-политические учения в Европе в период с начала XIX века до 70-х годов Обновлено: Январь 27, 2017 Автором: admin

Добавить комментарий

Пожалуйста, поддержите проект
Помощь сайту:
  1. R819906736816 (wmr) рубли.
  2. Z177913641953 (wmz) доллары.
  3. E810620923590 (wme)евро.
  4. Payeer-кошелёк: P34018761
  5. Киви-кошелёк (qiwi): +998935323888
  6. DonationAlerts: http://www.donationalerts.ru/r/veknoviy Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.