Всемирная История
История

Народное образование. Гуманитарные науки. Искусство в конец XIX и начало XX века

Народное образование

Развитие техники повлекло за собой потребность в высококвалифицированных специалистах и рабочих. В развитых государствах было учреждено общее обязательное бесплатное обучение детей в возрасте до 12—13 лет. Этот привело к росту грамотности населения.

Расширилась сеть привилегированных образовательных заведений. Однако в раде стран бедственное положение народа, плохие жилищные условия, необходимость зарабатывать на жизнь с детства вынуждали многих детей бросать школу, не закончив учебы.

В то же время нельзя было не заметить и отрицательные черты образования. К примеру, в некоторых странах молодежь воспитывали в духе национализма, расизма. В частности, образовательная система Соединенных Штатов Америки была пропитана духом расизма. Для негритянских детей были открыты отдельные школы, в которых давался меньший объем знаний по сравнению со школами для белых детей. Отголоски борьбы против расизма, царившего в стране, нашли свое отражение в произведении Гарриет Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома».

В этот период в сфере народного образования Востока начали пропагандироваться достижения Запада. Усилилось влияние Европы.

К началу XX века ускоренное развитие естественных наук, еще более быстрое развитие техники, необходимые для общественного прогресса, создали условия укрепления статуса научного мировоззрения, свободного от религиозных предрассудков. В гуманитарных областях появились философские, экономические и социологические произведения, отражающие реальные события того времени. Писатели создавали произведения, воспевающие построение гуманного общества, обеспечивающего лучшую жизнь людям, демократию, равенство. Однако были и другие произведения, призывающие к накоплению богатств любым путем.

В этот период были созданы условия для демократического развития культуры, литературы и искусства. Особенно это нашло свое четкое отражение в литературе. Поэтому появились критический реализм и натурализм.

Историки собрали очень большой материал о разных периодах развития общества. Как и раньше, в этот период проблема вечной борьбы — добра и зла — составила основу идеологической, идейной жизни людей.

В начале XX века ученые гуманитарной сферы обратились к тщательному изучению новых социально-экономических процессов.

Философия и идеи колониализма

В этот период философская наука также активно развивалась. Если раньше обращалось внимание на просвещение, то те¬перь усилился интерес к правам человека. В обществе укрепи¬лось мнение, что наука может помочь в решении всех социальных проблем.

Один из знаменитых философов этого периода Фридрих Ницше рассматривал волю человека в качестве высшего принципа бытия. Он стремился обосновать, что в человеке соединены воедино творец и тварь. Под влиянием зороастризма он написал свое произведение «Так говорил Заратустра», в котором выдвинута идея сочетания сильной личности с романтическим идеалом «человека будущего».

О. Шпенглер выступил против евроцентризма. Он абсолютизировал идею о культуре как множестве замкнутых организмов, выражающих коллективную «душу» народа. Эти мысли нашли свое отражение в его произведении «Закат Европы».

3. Фрейд — основатель психоанализа, признанный во всем мире врач-психиатр и психолог. Его труды оказали большое влияние на развитие литературы и искусства Европы конца XIX — начала XX века. Сущность совершенной Фрейдом великой революции состоит в том, что, отрицая представление Декарта о человеке, Фрейд разработал метод свободных ассоциаций как основу психоаналитической терапии. Согласно традиционному психоанализу, бессознательность объяснялась как процесс, который невозможно познать. Универсализация психопатологического опыта привела Фрейда к психологизации человеческого общества и культуры (искусства, религии и т. д.)

Была выдвинута идея о том, что периодическая модель исторического развития, мировые религии (буддизм, христианство, ислам) являются основным фактором, сближающим народы. Таким образом, церковь терпимо начала воспринимать принцип свободы совести, свободы вероисповедания, а также равенство всех религий.

Рад писателей в своих произведениях превозносили Британскую империю, «владычицу» морей и океанов, чье «солнце никогда не заходит». Эти писатели выдвинули идею о том, что «белый» человек превосходит других и готов «просвещать» «цветные» народы. Такие идеи встречаются и в книге «Грусть по бремени белого человека» английского писателя Р. Киплинга.

Музыка

Реализм и народность в музыке развились в борьбе против декадентской изощренности и сложности формы. В этот период в Мюнхене прославились «Саломея», «Электра», «Кавалер роз» композитора Рихарда Штрауса, родившегося в австрийской семье в Мюнхене; «Песни об умерших детях», цикл «Волшебный рог мальчика» австрийского симфониста Густава Малера и другие произведения.

Р. Штраус возродил традиции моцартовской оперы. Его произведения отличаются жизнеутверждающим началом, гуманизмом, воспеванием прекрасного. Австрийский композитор Г. Малер продолжил традиции Бетховена. Социального звучания музыкальных произведений Г. Малер добился слиянием сложных музыкальных тем с простыми народными мелодиями.

Российский композитор-новатор Л.М. Скрябин воплотил в музыке новые идеи и образы. Композитор, пианист и дирижер С.В. Рахманинов в своих

Изобразительное искусство

В живописи возникло несколько новых направлении. Одним из них был импрессионизм. Художники, творившие в этом направлении, стремились запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления. Эдуард Мане, Клод Моне, Огюст Ренуар и Камиль Писсарро были наиболее талантливыми представителями импрессионизма. В их произведениях, выполненных светлыми, трепетными красками, выражена бесконечная любовь к жизни. Импрессионисты нашли новые технические средства передачи солнечного света, пространства и глубины. Однако они не ставили перед собой задачу показать внутренний мир человека, его положение в социальной действительности.
Представители постимпрессионизма Поль Сезанн, Поль Гоген и Винсент ван Гог изображали в своих произведениях трудную жизнь простых тружеников, рабочих.
Знаменитый китайский художник Дзен Бонъян изобрел удобный способ рисования на шелковой ткани.

Увидев произведение «Мыслитель» великого французского скульптора О. Родена, уже никто не поверит в то, что человек является игрушкой в руках «высших» сил, как старались внушить декаденты.

В заключение можно сказать, что гуманитарные науки, литература и искусство стали жизненной потребностью эпохи и послужили формированию различных идеологий.

Гуманизм (лат. humanus — человеческий, человечный) — признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей.
Гуманитарные предметы — предметы, изучающие человека и его жизнь, культуру (например, история, философия, языко¬ведение, литература и др.).
Евроцентризм — идея европеизации всех культур.
Индивид — отдельный человек, личность.
Психоанализ — метод лечения нервных заболеваний, выдвинутый австрийским врачом и психиатром, ученым 3. Фрейдом. Согласно его учению, психическая жизнь человека связана с врожденными, бессознательными процессами и мотивациями. Различные психические переживания, неосуществленные желания не исчезают, а таятся в подсознании человека и активно влияют на его психологическую жизнь. Это состояние проявляется в неврозах. Основной метод их лечения — удовлетворение желаний первичными влечениями или перенесение их на другое поле деятельности (например, на творчество, политику, труд и др.).
Философия — наука об общих законах развития природы, человеческого общества и мышления.
Фашизм — самая беспощадная террористическая диктатура, идея, оправдывающая догматизм и расизм, основанная на национализме, шовинизме.

  • Здравствуйте Господа! Пожалуйста, поддержите проект! На содержание сайта каждый месяц уходит деньги ($) и горы энтузиазма. 🙁 Если наш сайт помог Вам и Вы хотите поддержать проект 🙂 , то можно сделать это, перечислив денежные средства любым из следующих способов. Путём перечисления электронных денег:
  1. R819906736816 (wmr) рубли.
  2. Z177913641953 (wmz) доллары.
  3. E810620923590 (wme)евро.
  4. Payeer-кошелёк: P34018761
  5. Киви-кошелёк (qiwi): +998935323888
  6. DonationAlerts: http://www.donationalerts.ru/r/veknoviy
  • Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.
Народное образование. Гуманитарные науки. Искусство в конец XIX и начало XX века Обновлено: Январь 27, 2017 Автором: admin

Добавить комментарий

Пожалуйста, поддержите проект
Помощь сайту:
  1. UZCARD(o'zbek so'mi): 8600120432900796
  2. Z177913641953 (wmz) доллары.
  3. E810620923590 (wme)евро.
  4. Payeer-кошелёк: P34018761
  5. Киви-кошелёк (qiwi): +998935323888
  6. DonationAlerts: http://www.donationalerts.ru/r/veknoviy Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.