Всемирная История
История

Франки.Сосиальный строй и возникновение Государства

Франкские племена.

До начала Великого переселения народов франки, принадлежавшие к германским племенам, населяли земли низовьев реки Рейн. У них существовал родовой строй, племенных вождей выбирали из отважных воинов.
Франки, жившие по соседству с римско-галльским населением, даже своим внешним обликом несколько отличались от других германских племен. Они носили одежду из тканей, а не из звериных шкур, как например, лангобарды. Кроме того, франки стриглись и брили бороды.

Только члены королевской семьи имели право носить длинные волосы.

С кризисом Западной Римской империи в соседней с франками Галлии наместник Рима Эгидий создал независимое княжество. Именно с этого времени наступление франков на Галлию еще более активизировалось. Франками руководил представитель племени сали, вождь рода Меровингов Хлодвиг. Действуя где хитростью, где жестокостью, он устранил всех других франкских вождей и стал править единолично. Преемник Эгидия Сиагрий со своим войском в 486 году в битве при Суассоне потерпел поражение, и Хлодвиг основал государство.

Запомни! В 486 году Хлодвиг основал государство франков.
Государство, созданное франками, сначала называлось по имени династии. С X в. область вокруг Парижа Иль де Франс стала основой страны, известной сегодня как Франция.

Принятие христианства франками.

Осознав, что Римская церковь может быть его преданным союзником,

Хлодвиг первым из вождей варварских племен принял христианство.

Многие франки не одобряли его решение, но зато римляне торжествовали. «Ваша вера — писал один из них Хлодвигу — это наша победа!».
Вряд ли Хлодвиг разбирался в христианском учении, и уж тем более был образцовым христианином, но поступок его оказался очень мудрым.

С этих пор франки и римляне стали постепенно сливаться в один народ, теперь их не разделяла вера, кроме этого знакомство с христианством означало для франков приобщение к римской культуре.

Хлодвига же в принятии христианства поддержал влиятельный среди населения галльский епископат. Принятие христианства усилило власть короля, подняв его престиж на новую высоту.

Общественные отношения у франков.

На завоеванных франками землях сохранились дворцы, крупные земельные владения римских рабовладельцев. Большую же часть местного населения составляло галло-римское население. Франки рабство не отменили. Рабы и колоны оставались основной рабочей силой. В начальный период франки жили обособленно. Германские племена, жившие в северной части бассейна реки Луары, еще долго сохраняли родовую общину. Галлы же на юге страны численно превосходили поселившиеся здесь германские племена.

Для укрепления своей власти Хлодвиг и его преемники за особые заслуги одаривали своих близких и воинов земельными наделами — бенефициями.

Запомни!
Бенефиций — (лат. — благодеяние), земельный надел, подаренный сеньором своему вассалу за военную службу. На Востоке его называли «икта».
Сеньор — (лат. — старший), крупный землевладелец в средневековой Западной Европе, в распоряжении которого были зависимые крестьяне и мелкие феодал-вассалы.
Вассалитет — порядок соподчиненности феодалов в странах Западной Европы.

Таким образом, король и его воины, священники, приближенная ко дворцу галло-римская знать и рабовладельцы сформировали новый крупный слой землевладельцев — феодальное сословие.

С конца VI в. в их владениях работали рабы, колоны и зависимые от них франки. В результате сложились основные сословия нового общества: феодалы и зависимые крестьяне.

Возникновение государства.

Образованное в Северной Галлии франкское королевство в период правления преемников Хлодвига завоевало Бургундию (534 г.) и Прованс (536 г.). Франки также подчинили соседние германские племена: тюрингов, алеманнов, баварцев, обложив их данью.

С усилением королевской власти для принятия законов, важных решений перестали созывать народные собрания. Новые же законы, принимаемые королем, усиливали частную собственность и неравенство.

Феодальное сословие — крупные землевладельцы стали опорой власти короля. Государство во главе с королем поддерживало стремление крупных землевладельцев к завоеванию новых территорий.

У франков еще при Хлодвиге страна была поделена на области, которыми управляли назначенные королем графы. Управляя территорией, выделенной ему королем, граф взимал налоги с населения, возглавлял войско, собранное с области, распоряжался судебной властью. Треть собранных по решению суда штрафов отправлял в королевскую казну. Франки систему налогов переняли у римлян.

Общинно-родовые традиции сохранялись еще при проведении ежегодных военных смотров и в местном управлении. Основу местного управления свободных франков составляли собрания сотен, которыми руководил сотник — тунгин.

Формирование крупного землевладения. С конца VI в. земли франков стали превращаться в аллод, собственность крестьянской семьи, которую можно было продать или подарить. Новые законы ускорили переход земли в частную собственность, так король Хильперик (561—584) издал закон, по которому в случае отсутствия наследника мужского пола, земельный надел не возвращался в общину, как раньше, а передавался дочери, сестре или брату умершего.

Переход земель в частную собственность ускорил процесс имущественного расслоения, рост крупного землевладения. Присвоив часть земель императора Рима, короли франков дарили их своим близким и церкви.

Запомни!
Аллод (нем. — полное владение), полное распоряжение землями. В феодальном обществе Западной Европы земельный надел, переходящий в наследство из поколения в поколение.

Землевладение увеличивалось и за счет общинных земель. Природные катастрофы, засуха, частью неурожаи приводили к потере крестьянами своих земель, вынуждали арендовать землю у феодала. Кроме налогов, крестьянин должен был помогать хозяину обрабатывать его земли, нести различные повинности, что постепенно приводило к зависимости от феодала.

«Салическая правда».

По приказу Хлодвига написан сборник обычного права франков, который стал самым знаменитым памятником обычного права в Европе.
Название документа означает, что сборник основан на обычном праве племени сали.

Целью короля было, чтобы всех франков судили по поддержанной им «Салической правде». Если в положении требовалось какое-либо уточнение, то для этого нужно было обращаться к королю, а он, естественно, решал проблему в свою пользу.

Кроме того, король контролировал включение в законы такие древние обычаи, которые были выгодны ему. Естественно, те из традиционных обычаев, что не устраивали власть, просто не включались в сборник, а выгодные, наоборот, подробно освещались. «Салическая правда» показывает, что власть франкского короля усилилась.


  • Здравствуйте Господа! Пожалуйста, поддержите проект! На содержание сайта каждый месяц уходит деньги ($) и горы энтузиазма. 🙁 Если наш сайт помог Вам и Вы хотите поддержать проект 🙂 , то можно сделать это, перечислив денежные средства любым из следующих способов. Путём перечисления электронных денег:
  1. R819906736816 (wmr) рубли.
  2. Z177913641953 (wmz) доллары.
  3. E810620923590 (wme)евро.
  4. Payeer-кошелёк: P34018761
  5. Киви-кошелёк (qiwi): +998935323888
  6. DonationAlerts: http://www.donationalerts.ru/r/veknoviy
  • Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.
Франки.Сосиальный строй и возникновение Государства Обновлено: Январь 27, 2017 Автором: admin

Добавить комментарий

Пожалуйста, поддержите проект
Помощь сайту:
  1. R819906736816 (wmr) рубли.
  2. Z177913641953 (wmz) доллары.
  3. E810620923590 (wme)евро.
  4. Payeer-кошелёк: P34018761
  5. Киви-кошелёк (qiwi): +998935323888
  6. DonationAlerts: http://www.donationalerts.ru/r/veknoviy Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.