Всемирная История
История

Культура Европы в VI-XI вв

Культура Франкской империи.

Карл Великий создал новую систему образования. Король в 789 г. распорядился открыть народные школы. По закону школы создавались при церкви, и священники бесплатно учили детей простонародья. В школе, организованной при дворце, преподавали близкие люди Рис. 34. Алкуин. Карла, учёные — члены придворной академии. Это заведение, названное королём по-гречески академия, была объединением учёных, занимающихся изучением трудов античных авторов. Один из них, монах-историк Эйнгард написал книгу о жизни и деятельности Карла Великого. За его стремление к знаниям и старательность современники прозвали Эйнгарда «Трудолюбивым мураввем».
Ещё один член академии Алкуин и его ученики внесли большой вклад в дело просвещения. Сам Карл, в совершенстве владел латинским и греческим языками.

Культура Византии.

В период средневековья Византия со своеобразной, уникальной культурой опережала все страны Европы. В то время, как Западный Рим оказался в кризисе в результате варварских завоеваний, Византия сохранила традиции античной культуры, в жизни византийцев синтез греческой и восточной культуры — эллинизм занимал особое место.

Город, где наука достигла высокого развития, Афины называли «матерью наук». В Афинской академии, основанной в IV в. до н. э. Платоном, работали знаменитые философы. Студенты, учившиеся в Афинах, гордились глубиной и широтой своих знаний. Живший в V в. историк с иронией писал, что «… они считали себя полубогами, а других полуослами».
Впоследствии Юстиниан издал указ о закрытии Афинской академии за её политику против него. Экономическое развитие Византии требовало новых учебных и культурных центров. Так, в IX в. в Константинополе открыли высшую школу Магнавра, в 1045 г. — университет с юридическим и философским факультетами. В столице была ещё высшая медицинская школа.

В Византии развивались и естественные науки, история и география. Здесь сохранились античные рецепты изготовления стекла, керамики, мозаичной смальты, эмалей и Рис. 35. «Греческий красок, которыми всегда славилась огонь». Византия. В VII в. был изобретен

«греческий огонь», который обеспечил успехи империи в морских сражениях. Историки подробно описывали события, в которых она принимали непосредственное участие. Географы составляли карты и чертежи городов. В это время в других частях Европы подобные исследования практически не велись.

Запомни!
«Греческий огонь» — метательное зажигательное средство, которое приготовлялось из нефти, серы, селитры и разных смол. Использовалось на византийских судах. Плохо поддавалось тушению.

Живопись и архитектура.

Особенно прославилось изобразительное искусство Византии — мозаики, фрески, иконопись.

Запомни!
Мозаика (франц. mosaique), изображение или орнамент, выполненные из отдельных, очень плотно пригнанных друг к другу разноцветных кусочков стекла, цветных камней, дерева, металлов; один из видов искусства.
Фреска (итал. fresco — новая, свежая), роспись стен водяными красками по сырой штукатурке.

Византийский стиль живописи отличается сочетанием плоских силуэтов, яркостью и благородством красок. Живописцы стремились выйти за рамки церковных канонов, изображая не отвлечённого, а живого человека. Замечательными памятниками этого времени являются мозаики и фрески монастыря Хоре (ныне мечеть Кахрйеджами) в Константинополе.
Самой знаменитой постройкой стал храм Святой Софии в Константинополе, возведённый при Юстиниане. Храм был отделан редким мрамором и украшен мозаикой. Самой его отличительной чертой является огромный купол.
Свет, льющийся из его 40 окон, создаёт изнутри впечатление, будто он парит в небе.

В X—XI вв. вместо четырёхугольных храмов стали строить крестообразные, с куполами посередине, также напоминающими крест. Храмы одновременно были местом, где человек находил поддержку и успокоение. В украшении соборов строго соблюдали законы церкви, изображали в основном Иисуса Христа, Деву Марию, святых, сцены из Библии. Целью искусства христианства был показ путей достижения жизни в раю верующими, после их смерти в бренном мире.

В средневековой Европе Византия являлась основным распространителем культуры. Ее мастера-художники, архитекторы приглашались в другие страны, кроме того мастера и учёные Византии обучали молодёжь из Европы. На культуру южных и восточных славян византийцы оказали сильное влияние. Киевская Русь приняла христианство от Византии. Первые церкви на Руси также построены и оборудованы византийцами.

В Западной Европе с раннего средневековья особое внимание уделяли строительству церквей и монастырей. В архитектуре главенствовал романский стиль. Соборы, построенные в романском стиле, отличались массивностью стен, невысокими куполами, низкими и мощными колоннами, маленькими окнами. Дверь и выходные проёмы имели форму арок.
Самые значительные архитектурные памятники: соборы в Пуатье Клюни, Арли во Франции Шпейере, Вормсе, Майнце, Аахене в Германии.

Церковь и образование.

Средневековая культура была тесно связана с церковью, которая оказывала сильное влияние на науку, образование, литературу и искусство. Большинство людей имели узкое представление о мире. Оно опиралось на учение церкви, мифы, легенды и предания.

Из-за ограниченности сведений о других странах в народе ходило много небылиц. Если случались засухи, наводнения или эпидемии, слабое развитие науки и техники делало людей беспомощными.

Не только среди крестьян, но и среди феодалов было мало грамотных людей. Рыцари вместо подписи ставили крест.
Начальные школы, которые создавались при церквях и монастырях, в основном готовили священнослужителей низшего разряда. В таких школах изучали латынь, религиозные обряды и молитвы.

В средних школах, организованных при кафедральных соборах, изучали и светские науки. В период правления Карла Великого широкое развитие получили именно такие средние школы, на базе которых впоследствии возникли первые средневековые университеты.

В церковных школах учились дети разных возрастов, их не делили по классам в зависимости от возраста. Детей учили на латыни — языке, на котором уже не говорил ни один народ. В большинстве школ была лишь одна книга, и учитель во время уроков давал детям читать из нее отрывки. Интересы детей при этом не учитывались. Существовала жестокая система наказания непослушных учеников.

В школах изучали «семь свободных наук», существующих с античных времён. Сначала ученики осваивали тривиум — грамматику, диалектику и риторику.

Запомни!
Грамматика — наука о языке.
Диалектика — предмет, аналогичный современной логике.
Риторика — искусство стихосложения.

Тривиум был подготовкой к более сложному квадриуму, который включал в себя арифметику, геометрию, музыку и астрономию. Астрономия содержала сведения из астрологии, очень популярной в средние века. Астрологи пытались проследить влияние планет и звёзд на судьбы людей.

  • Здравствуйте Господа! Пожалуйста, поддержите проект! На содержание сайта каждый месяц уходит деньги ($) и горы энтузиазма. 🙁 Если наш сайт помог Вам и Вы хотите поддержать проект 🙂 , то можно сделать это, перечислив денежные средства любым из следующих способов. Путём перечисления электронных денег:
  1. R819906736816 (wmr) рубли.
  2. Z177913641953 (wmz) доллары.
  3. E810620923590 (wme)евро.
  4. Payeer-кошелёк: P34018761
  5. Киви-кошелёк (qiwi): +998935323888
  6. DonationAlerts: http://www.donationalerts.ru/r/veknoviy
  • Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.

Культура Европы в VI-XI вв Обновлено: Январь 27, 2017 Автором: admin

Добавить комментарий

Пожалуйста, поддержите проект
Помощь сайту:
  1. UZCARD(o'zbek so'mi): 8600120432900796
  2. Z177913641953 (wmz) доллары.
  3. E810620923590 (wme)евро.
  4. Payeer-кошелёк: P34018761
  5. Киви-кошелёк (qiwi): +998935323888
  6. DonationAlerts: http://www.donationalerts.ru/r/veknoviy Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.