Всемирная История
История

Петр I Великий

«Народ собрался в дорогу и ждал вождя» Характеристика допетровской Руси историком С. М. Соловьевым

Сражения и победы

«Петр привлекает к себе наше внимание прежде всего как дипломат, как воин, как организатор победы», — сказал о нем академик Е. Тарле. Петр Великий создал новую регулярную Русскую армию и флот, победил шведов и «прорубил окно» в Европу. С правления Петра начинается новый — имперский — период нашей истории.

Весь ход 21-летней войны со Швецией определялся волей и наставлениями царя Петра. Все кампании и сражения происходили с его подробными инструкциями и под его направляющей дланью. И часто — с его непосредственным участием.

p1Петр Алексеевич Романов, вошедший в мировую историю как император Петр I Великий (1682-1725), родился 30 мая 1672 г. в Москве в семье царя Алексея Михайловича (1645-1676) и его второй жены Натальи Кирилловны Нарышкиной. Смерть царя Алексея Михайловича и воцарение его старшего сына Федора (от царицы Марии Ильиничны, в девичестве Милославской) отодвинули царицу Наталью Кирилловну и ее родню, Нарышкиных, на задний план. Царица Наталья вынуждена была отправиться в село Преображенское под Москвой.

Юному Петру за свое право быть самодержцем России пришлось бороться. На его пути оказалась враждебная придворная группировка, и на первых порах ему пришлось делить царство со своим сводным братом Иваном. Властная и тщеславная царевна Софья, осуществлявшая опеку над малолетними царевичами (тоже сводная сестра Петра), сама мечтала о царской короне. Так что молодой и неокрепший Петр, прежде чем добиться своей цели, должен был рано познать ложь, обман, предательство и клевету и пройти череду интриг, опаснейших для его жизни заговоров и бунтов.

Отсюда его мнительность, недоверчивость и подозрительность к окружающим, отсюда его повторявшиеся время от времени эпилептические припадки — результат пережитого в детстве испуга. Поэтому недоверие к своим подданным, которые могут подвести, не выполнить приказ, предать или обмануть, было у Петра просто в крови. Поэтому он должен был все контролировать, по возможности все брать на себя и все делать сам.

Он чрезвычайно осторожен, он просчитывает свои шаги вперед и пытается заранее предусмотреть грозящие ему отовсюду опасности и принять соответствующие меры. Петр практически никакого образования не получил (грамоте его обучал Никита Зотов), и все свои знания царю пришлось приобретать уже после восхождения на престол и в процессе руководства страной.

Увлечения отрока Петра носили конструктивный характер: его живой ум интересовался военным, военно-морским, пушечно-оружейным делом, он старался вникнуть в разные технические изобретения, интересовался наукой, но главное отличие русского царя от всех его современников состояло, по нашему мнению, в мотивации его деятельности. Главной целью Петра I было вывести Россию из вековой отсталости и приобщить ее к достижениям европейского прогресса, науки и культуры и ввести ее на равноправных началах в т. н. европейский концерт.

Нет ничего удивительного в том, что царь сделал ставку на иностранцев. Для командования полками и изучения военной науки нужны были люди знающие и опытные. Но среди русских придворных таких не было. Немецкая слобода, столь близко находившаяся от его дворца в Преображенском, являлась для юного Петра Европой в миниатюре. С 1683 г. в его окружение входят швейцарец Франц Лефорт, голштинец Теодор фон Зоммер, шотландец Патрик Гордон, голландцы Франц Тиммерман и Карстен Брандт. С их помощью были созданы «потешные» полки — Преображенский и Семеновский, ставшие впоследствии императорской гвардией, бомбардирская рота, была построена потешная крепость Прешбург.

Тогда же, в 1686 г., появились под Прешбургом на Яузе первые потешные суда — большой шняк и струг с лодками. В эти годы Петр заинтересовался всеми науками, которые были связаны с военным делом. Под руководством голландца Тиммермана он изучал арифметику, геометрию, военные науки. Обнаружив в амбарном сарае в Измайлове ботик, государь увлекся идеей создания регулярного флота. Вскоре на Плещеевом озере, что у города Переяславль-Залесский, была заложена верфь и стал строиться «потешный флот».

Общаясь с иностранцами, царь стал большим поклонником непринужденной иноземной жизни. Петр закурил немецкую трубку, стал посещать немецкие вечеринки с танцами и выпивкой, завел роман с Анной Моне. Против этого строго выступала мать Петра. Чтобы образумить 17-летнего сына, Наталья Кирилловна решила женить его на Евдокии Лопухиной, дочери окольничего.

Петр не перечил матери, но жену не любил. Их брак завершился пострижением царицы Евдокии в монахини и ее ссылкой в монастырь в 1698 г.
В 1689 г. Петр в результате противостояния со своей сестрой Софьей стал самостоятельным правителем, заточив ее в монастырь.

Приоритетом деятельности Петра I в первые годы единовластия было продолжение войны с Османской империей и Крымом. Он решил вместо походов на Крым, предпринимавшихся в годы правления царевны Софьи, нанести удар по турецкой крепости Азов, расположенной при впадении реки Дон в Азовское море.

vizyatiazovaПервый Азовский поход, начавшийся весной 1695 г., окончился неудачно в сентябре того же года из-за отсутствия флота и неготовности русской армии действовать в отдалении от баз снабжения. Однако уже осенью 1695 г. началась подготовка к новому походу. В Воронеже развернулось строительство гребной русской флотилии. За короткое время была построена флотилия из разных судов во главе с 36-пушечным кораблем «Апостол Петр». В мае 1696 г. 40- тысячная русская армия под командованием генералиссимуса Шейна вновь осадила Азов, только на этот раз русская флотилия блокировала крепость с моря. Петр I принимал участие в осаде в звании капитана на галере. Не дожидаясь штурма, 19 июля 1696 г. крепость сдалась. Так был открыт первый выход России в южные моря.

Результатом Азовских походов стал захват крепости Азов, начало строительства порта Таганрог, возможность нападения на полуостров Крым с моря, что значительно обезопасило южные границы России. Однако получить выход к Черному морю через Керченский пролив Петру не удалось: он остался под контролем Османской империи. Сил для войны с Турцией, как и полноценного морского флота, у России пока не было.

Для финансирования строительства флота вводятся новые виды податей: землевладельцы были объединены в так называемые кумпанства по 10 тыс. дворов, каждое из которых на свои деньги должно было построить корабль. В это время проявляются первые признаки недовольства деятельностью Петра. Был раскрыт заговор Циклера, пытавшегося организовать стрелецкое восстание. Летом 1699 г. первый большой русский корабль «Крепость» (46-пушечный) отвез русского посла в Константинополь для переговоров о мире. Само существование такого корабля склонило султана к заключению мира в июле 1700 г., который оставил за Россией крепость Азов.

При строительстве флота и реорганизации армии Петр был вынужден опираться на иностранных специалистов. Завершив Азовские походы, он решает отправить на обучение за границу молодых дворян, а вскоре и сам отправляется в первое путешествие по Европе.

В составе Великого посольства (1697-1698), имевшего целью найти союзников для продолжения войны с Османской империей, царь путешествовал инкогнито под именем Петра Михайлова.

Петр обучался артиллерийскому делу в Бранденбурге, строил корабли на голландских и английских верфях, посещал рудники, заводы, государственные учреждения, встречался с монархами европейских стран. Впервые русский царь предпринял путешествие за пределы своего государства. Посольство завербовало в Россию несколько сотен специалистов по корабельному делу, закупило военное и прочее оборудование.

Его интересовали прежде технические достижения стран Запада, а не правовая система. Посетив инкогнито английский парламент, где ему перевели выступления депутатов перед королем Вильгельмом III, царь сказал: «Весело слышать то, когда сыны отчества королю говорят явно правду, сему-то у англичан учиться должно».И все-таки Петр был приверженцем абсолютизма, считал себя помазанником божьим и зорко следил за соблюдением своих царских привилегий. Это был человек, рано раскусивший жизнь с ее негативной стороны, но и рано повзрослевший от сознания государственного бремени.

Английский историк Дж. Маколей Тревеньян (1876-1962), сравнивая царя Петра с королем Карлом, писал, что «Петр при всей своей дикости был государственным деятелем, в то время как Карл XII — всего лишь воином и притом не мудрым».

Юлий Цезарь, по его мнению, был более разумным вождем, а последователей Александра Македонского, который «хотел быть великаном всего света», ждал «неудачный успех». И его крылатая фраза: «Брат Карл все мечтает быть Александром, но я не Дарий».
Сам Петр так высказывался об этом следующим образом:

«Какой тот великий герой, который воюет ради собственной только славы, а не для обороны отечества, желая быть благодетелем вселенныя
Великое посольство главной цели не достигло: коалицию против Османской империи создать не удалось из-за подготовки ряда европейских держав к войне за испанское наследство (1701-1714). Однако благодаря этой войне сложились благоприятные условия для борьбы России за Балтику. Таким образом, произошла переориентация внешней политики России с южного направления на северное.

После возвращения из Великого посольства царь начал готовиться к войне со Швецией за выход к Балтийскому морю. В 1699 г. был создан Северный союз против шведского короля Карла XII, в который, помимо России, вошли Дания, Норвегия, Саксония и с 1704 г. — Речь Посполитая во главе с саксонским курфюрстом и польским королем Августом II. Движущей силой союза было стремление Августа II отобрать у Швеции Лифляндию, Фредрика IV Датского — Шлезвиг и Сконе. За помощь они обещали России возврат земель, прежде принадлежавших русским (Ингерманландии и Карелии). Никто тогда и не подозревал, что Великая Северная война (1700-1721) растянется на двадцать один год.
Две гигантские фигуры возвышались в первую четверть XVIII столетия, заслоняя собой всех действующих персонажей и Северной войны, и Европы вообще — русский царь- реформатор Петр I и шведский король-воин Карл XII. Они каждый в своей стране и на своем поприще оставили в сознании потомков неизгладимый след, хотя и не всегда благодарную память.

Судьба свела их в жестокое и бескомпромиссное противоборство, из которого один вышел победителем и дожил до единодушного и всеобщего почитания и признания своих подданных, а второй нашел свою преждевременную и драматичную смерть то ли от пули противника, то ли в результате коварного заговора, предоставив своим подданным повод к ожесточенным и неутихающим до сих пор спорам относительно своих деяний и личности.

Петр I демонстрировал в противоборстве с Карлом XII неподдельное искусство талантливого и осторожного (но далеко не трусливого, как ошибочно полагал Карл XII) стратега. Нам кажется, что царь уже на ранней стадии разгадал взрывной и увлекающийся характер короля, готового ради мимолетной победы и удовлетворения своего тщеславия (яркий пример этому штурм малозначащей крепости Веприк) поставить на карту все, и противопоставил ему осторожное маневрирование, дальновидность и холодный расчет. «Искание генерального боя зело суть опасно, ибо в один час может быть все дело опровержено быть», — инструктирует он находившихся в Польше дипломатических представителей барона Й. Р. Паткуля и князя Г. Ф. Долгорукова.

poltavaПетр дорожит своей армией и постоянно напоминает своим генералам о соблюдении в контактах со шведской армией осторожности. «От неприятеля быть во опасении и иметь всякую осторожность и посылать ради проведывания частыя партии и проведав подлинно о неприятельском состоянии и о его силе и прося у Бога помощи, чинить над неприятелем промысл по возможности», — учит он вполне опытного генерала Родиона Боура в 1707 г. «Неопасение человеку везде вредит», — не устает он повторять накануне Полтавы.
В то же время он правильно и смело рекомендует своим генералам не отсиживаться за стенами крепостей, ибо любая крепость рано или поздно сдается или берется штурмом, а потому надо искать встречи с противником в открытом бою: «Правда, крепость делает неприятелю отпор, однако у европейцев не надолго. Победу решит военное искусство и храбрость полководцев и неустрашимость солдат… Сидеть за стеною удобно против азиат цев».

Петр — талантливый дипломат, его политика относительно всех европейских держав была взвешенной и осторожной. В его дипломатии нет и тени авантюризма. Он знал, например, что Август II был ненадежным союзником, который обманывал его на каждом шагу, но Петр понимал, что других союзников у него не было. А Август нужен был ему, с одной стороны, чтобы подольше отвлекать шведов от вторжения в Россию, а с другой — как противовес ставленнику Карла XII Станиславу Лещинскому, чтобы иметь на своей стороне хотя бы часть поляков. После Полтавы он много и упорно работал над воссозданием разрушенной антишведской коалиции и добился успеха. Он также умело играл на заинтересованности Голландии и Англии в торговых отношениях с Россией и существенным образом нейтрализовал неприязнь этих стран к своим замыслам.

И еще: Петр постоянно учился, особенно у Карла и вообще у шведских армии и государства. Нарва 1700 года послужила ему большим уроком. На войну Петр смотрел как на школу для народа, в которой учителя (шведы) задавали русским тяжелые уроки, а за плохо выученный урок жестоко били, но потом ученики должны учиться все прилежней, пока не начнут бить своих учителей.

Результатом его далеко идущих выводов стало создание современных боеспособных армии и флота. При этом он, подавляя самолюбие, был готов признаться и в своих ошибках, как он, к примеру, сделал после неудачного Прутского похода: «Я теперь в таком же состоянии, в каком был брат мой Карл при Полтаве. Я сделал такую же ошибку, как и он: я вошел в неприятельскую землю, не взяв нужных мер для содержания моей армии».

psПетр был весьма одаренным военачальником. Конечно, его воинские способности открылись уже после Нарвы. Набираясь опыта, он все больше убеждался, что слепо надеяться на иностранных генералов было опасно — чего стоил ему под Нарвой такой наемник, как фельдмаршал де Круа! В дальнейшем он все чаще стал брать на себя принятие самых важных решений, опираясь на советы и рекомендации своих приближенных. После Нарвы практически весь ход войны определялся волей и наставлениями царя Петра, и все крупные кампании и сражения не происходили без его ведома, подробных инструкций и направляющей руки.

В качестве самого яркого доказательства полководческого таланта Петра можно привести его идею о возведении в предполье Полтавского сражения 10 редутов, которые сыграли чуть ли не решающую роль в поражении шведской армии. А его идея об артиллерии как особо важном виде оружия? Именно благодаря ему в русской армии появилась мощная артиллерия, которой придавалось исключительно большое значение и при осадах крепостей, и в полевых, и в морских сражениях. Напомним, какую большую роль сыграла артиллерия в Полтавском сражении, в котором шведская армия была вынуждена противопоставить русским всего несколько орудий, да и те без зарядов.
Конечно, приглашенные иностранцы много содействовали петровским победам, но все или почти все военные задачи решались самим царем и только им. Тюренны, как он говорил, у него со временем появились свои, русские — вот только не было ни одного Сюлли!

Перечисление полководческих заслуг Петра можно было бы продолжить. Петр отлично понимал: погибни он в бою, и все дело его пропадет. Тем не менее, напомним, что царь уже при взятии Шлиссельбурга и Нотебурга был рядом, в одном строю с осаждающими эти крепости. Под Полтавой он был впереди своих полков, отбивая атаку пехотинцев Левенхаупта, и в бою у него прострелили шляпу. А Лесная, Нюеншанц, Нарва (1704), Гангут (1714)? Разве не был он там во главе или впереди войска?
«Вы сражаетесь не за Петра, а за государство, Петру врученное. А о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога, только бы жила Россия, слава, честь и благосостояние ее!»
Знаменитое обращение Петра к солдатам перед Полтавой.

Петр принимал самое непосредственное участие и в морских сражениях.
В 1710 г. в войну вмешалась Турция. После поражения в Прутском походе 1711 г. Россия вернула Азов Турции и разрушила Таганрог, но за счет этого удалось заключить очередное перемирие с турками.

30 августа (10 сентября) 1721 г. между Россией и Швецией был заключен Ништадтский мир, завершивший 21-летнюю войну. Россия получила выход в Балтийское море, присоединила территорию Ингрии, часть Карелии, Эстляндию и Лифляндию. Россия стала великой европейской державой, в ознаменование чего 22 октября (2 ноября) 1721 года Петр по прошению сенаторов принял титул Отца Отечества, Императора Всероссийского.

По сравнению с Карлом XII с наследством Петра Великого в России дело обстоит все- таки более-менее однозначно. Лишь за редкими исключениями он подвергается критике за то, что слишком быстро и немилосердно проводил свои реформы, понукая и пришпоривая Россию, как загнанную лошадь, не обращая внимания ни на людские потери, ни на материальные и моральные издержки. Сейчас легко говорить о том, что приобщение страны к европейским ценностям можно было осуществлять более обдуманно, планомерно и постепенно, не применяя насилия. Но вот вопрос: была ли у Петра такая возможность? И не скатилась ли бы Россия на обочину мирового развития и не стала бы она легкой добычей своих европейских соседей, если бы не Петр со своими ускоренными и дорогостоящими реформами?

Петра I, постоянно втолковывавшего своим помощникам и министрам свои идеи, никто из современников по-настоящему не понимал. Царь был обречен на одиночество — таков всегда удел людей гениальных. А его это возмущало и выводило из равновесия.

Петром была проведена реформа государственного управления, были проведены преобразования в армии, был создан военный флот, была осуществлена реформа церковного управления, направленная на ликвидацию автономной от государства церковной юрисдикции и подчинение российской церковной иерархии Императору. Также прошла финансовая реформа, предпринимались мероприятия по развитию промышленности и торговли.

Стали появляться светские учебные заведения, переводы многих книг на русский, была основана первая русская газета. Успех по службе Петр поставил для дворян в зависимость от образования.

Петр ясно сознавал необходимость просвещения и предпринял с этой целью ряд решительных мер. 14 января 1700 г. в Москве была открыта школа математических и навигационных наук. В 1701-1721 гг. были открыты артиллерийская, инженерная и медицинская школы в Москве, инженерная школа и морская академия в Петербурге, горные школы при Олонецких и Уральских заводах. В 1705 г. была открыта первая в России гимназия. Целям массового образования должны были служить созданные указом 1714 г. цифирные школы в провинциальных городах, призванные «детей всякого чина учить грамоте, цифири и геометрии». Предполагалось создать по две такие школы в каждой губернии, где обучение должно было быть бесплатным. Для солдатских детей были открыты гарнизонные школы, для подготовки священников начиная с 1721 г. создавалась сеть духовных школ. Указами Петра было введено обязательное обучение дворян и духовенства, но аналогичная мера для городского населения встретила яростное сопротивление и была отменена. Попытка Петра создать всесословную начальную школу не удалась (создание сети школ после его смерти прекратилось, большинство цифирных школ при его преемниках были перепрофилированы в сословные школы для подготовки духовенства), но тем не менее в его царствование были заложены основы для распространения образования в России.

Петром были созданы новые типографии, в которых за 1700-1725 гг. напечатано 1312 наименований книг (в два раза больше, чем за всю предыдущую историю русского книгопечатания). Благодаря подъему книгопечатания потребление бумаги выросло с 4-8 тысяч листов в конце XVII века до 50 тысяч листов в 1719 году.
Произошли изменения в русском языке, в который вошли 4,5 тысячи новых слов, заимствованных из европейских языков.

В 1724 г. Петр утвердил устав организуемой Академии наук (открылась в 1725 г., после его смерти).

Особое значение имело строительство каменного Петербурга, в котором принимали участие иностранные архитекторы и которое осуществлялось по разработанному царем плану. Им создавалась новая городская среда с незнакомыми прежде формами быта и времяпрепровождения (театр, маскарады).

Реформы, проведенные Петром I, затронули не только политику, экономику, но также искусство. Петр приглашал иностранных художников в Россию и одновременно посылал талантливых молодых людей обучаться «художествам» за границу. Во второй четверти XVIII в. «петровские пенсионеры» стали возвращаться в Россию, привозя с собой новый художественный опыт и приобретенное мастерство.

Петр пытался изменить положение женщин в русском обществе. Он специальными указами (1700, 1702 и 1724 гг.) запретил насильственную выдачу замуж и женитьбу. Законодательные предписания 1696-1704 гг. о публичных празднествах вводили обязательность участия в торжествах и празднествах всех россиян, в том числе «женского пола».
От «старого» в устройстве дворянства при Петре осталась неизменной прежняя закрепощенность служилого сословия путем личной службы каждого служилого человека государству. Но в этой закрепощенности несколько изменилась ее форма. Теперь они были обязаны служить в регулярных полках и во флоте, а также на гражданской службе во всех тех административных и судебных учреждениях, которые были преобразованы из старых и возникли вновь. Указ о единонаследии 1714 г. регламентировал правовой статус дворянства и закреплял юридическое слияние таких форм земельной собственности, как вотчина и поместье.

petr1Крестьяне с царствования Петра I стали разделяться на крестьян крепостных (помещичьих), монастырских и государственных. Все три разряда были записаны в ревизские сказки и обложены подушной податью. С 1724 г. владельческие крестьяне могли уходить из своих деревень на заработки и по другим надобностям не иначе, как имея при себе письменное разрешение господина, засвидетельствованное земским комиссаром и полковником того полка, который стоял в данной местности. Таким образом, помещичья власть над личностью крестьян получала еще больше возможности усиливаться, забирая в свое безотчетное распоряжение и личность, и имущество частновладельческого крестьянина. Это новое состояние сельского работника получает с этого времени название «крепостной», или «ревизской», души.

В целом реформы Петра были направлены на укрепление государства и приобщение элиты к европейской культуре с одновременным усилением абсолютизма. В ходе реформ было преодолено технико-экономическое отставание России от ряда других европейских государств, завоеван выход к Балтийскому морю, проведены преобразования во многих сферах жизни российского общества. Постепенно в среде дворянства складывалась иная система ценностей, мировосприятия, эстетических представлений, которая коренным образом отличалась от ценностей и мировоззрения большинства представителей остальных сословий. В то же время народные силы были крайне истощены, были созданы предпосылки (Указ о престолонаследии 1722 г.) для кризиса верховной власти, которые привели к «эпохе дворцовых переворотов». Указ 1722 г. нарушил привычный уклад престолонаследия, наследника же Петр перед смертью назначить не успел.

В последние годы царствования Петр сильно болел. Летом 1724 г. его болезнь усилилась, в сентябре он почувствовал себя легче, но через некоторое время приступы стали болезненнее. (Вскрытие после смерти показало следующее: «резкое сужение в области задней части мочеиспускательного канала, затвердение шейки мочевого пузыря и антонов огонь». Смерть последовала от воспаления мочевого пузыря, перешедшего в гангрену на почве задержки мочи).

В октябре Петр отправился осматривать Ладожский канал вопреки советам своего лейб- медика Блюментроста. С Олонца Петр проехал в Старую Руссу и в ноябре водой поехал в Петербург. У Лахты ему пришлось, стоя по пояс в воде, спасать севший на мель бот с солдатами. Приступы болезни усилились, но Петр, не обращая на них внимания, продолжал заниматься государственными делами. 17 января 1725 г. ему пришлось так худо, что он распорядился поставить в соседней со своей спальней комнатой походную церковь, а 22 января исповедался. Силы начали оставлять больного, он уже не кричал, как прежде, от жестокой боли, но только стонал.

В начале шестого часа утра 28 января (8 февраля) 1725 года Петр Великий скончался в своем Зимнем дворце у Зимней канавки. Похоронен он был в соборе Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге. Дворец, собор, крепость и город были построены им.

Беспалов А.В.,д.
и.н.,профессор


  • Здравствуйте Господа! Пожалуйста, поддержите проект! На содержание сайта каждый месяц уходит деньги ($) и горы энтузиазма. 🙁 Если наш сайт помог Вам и Вы хотите поддержать проект 🙂 , то можно сделать это, перечислив денежные средства любым из следующих способов. Путём перечисления электронных денег:
  1. R819906736816 (wmr) рубли.
  2. Z177913641953 (wmz) доллары.
  3. E810620923590 (wme)евро.
  4. Payeer-кошелёк: P34018761
  5. Киви-кошелёк (qiwi): +998935323888
  6. DonationAlerts: http://www.donationalerts.ru/r/veknoviy
  • Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.
Петр I Великий Обновлено: Январь 28, 2017 Автором: admin

Добавить комментарий

Пожалуйста, поддержите проект
Помощь сайту:
  1. R819906736816 (wmr) рубли.
  2. Z177913641953 (wmz) доллары.
  3. E810620923590 (wme)евро.
  4. Payeer-кошелёк: P34018761
  5. Киви-кошелёк (qiwi): +998935323888
  6. DonationAlerts: http://www.donationalerts.ru/r/veknoviy Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.